Об эффективности господдержки в России проектного финансирования

Ирина Никонова,

д.э.н., профессор

До 2014 г.  проектное финансирование в России развивалось российскими коммерческими банками достаточно активно, которые использовали общепринятые в  международной практике механизмы, инструменты и методики анализа и управления рисками. Однако в отличие от зарубежной практики, проектное финансирование в России не имело необходимой  законодательной базы, и регулирование отношений в этой сфере можно было характеризовать как недостаточное и фрагментарное.

Основу законодательной базы проектного финансирования проектное финансирование в России, в отличие от зарубежной практики, не имело необходимой  законодательной базы, и регулирование отношений в этой сфере можно было характеризовать как недостаточное и фрагментарное. Основу законодательной базы проектного финансирования до 2014 г., наряду с Гражданским кодексом, Бюджетным кодексом, федеральными законами «О залоге», «Об ипотеке», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О банкротстве» составляли также федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»,  “О концессионных соглашениях”, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»,  и региональные законы о государственно-частном партнерстве.

 Однако эти нормативные акты не регулировали многие важные аспекты проектного финансирования, в том числе обособление имущества проекта на балансе специализированного юридического лица — проектной компании, предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам, использование будущего дохода, будущих денежных потоков и активов для погашения обязательств перед кредиторами на стадии строительства, коллективную реализацию прав кредиторов, а также защиту  и контроль денежного потока проекта.

Российские спонсоры и кредиторы проектов для заключения сделок проектного финансирования вынуждены были обращаться к инструментам зарубежного права, создавая проектные компании на территориях иностранных юрисдикций. Инструменты российского права использовались в сделках проектного финансирования в ограниченной степени или не использовались вовсе в силу их неконкурентоспособности по сравнению с инструментами зарубежного права.

За период 2013-2015 гг. в России по инициативе президента страны Путина В.В. в развитии проектного финансирования произошли существенные позитивные изменения. Федеральные законы, вступившие в действие в середине 2014 г.,  содержат ряд инновационных положений, направленных на развитие проектного финансирования и рынка проектных облигаций. Законы предусматривают введение ряда новых для российского законодательства понятий и создание новых инструментов в области проектного финансирования, в том числе: 

— создание специализированных обществ (проектных компаний – в общепринятой терминологии);

— соглашений кредиторов;

— нового механизма уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;

— новых видов залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав);

— создание института, управляющего залогом;

— новых видов счетов, обеспечивающих контроль денежных потоков проекта и права кредиторов и акционеров.

Все эти законодательные новации приближают российскую законодательную базу  проектного финансирования к международным стандартам и практике, что, несомненно, будет способствовать привлечению новых инвестиций в российскую экономику.

Важным фактором стимулирования применения проектного финансирования стало Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования» (далее – Пост.1044). Однако предложенная в нем схема господдержки развития кредитования на основе применения проектного финансирования  в определенной степени исказило общепринятое за рубежом и используемое крупными российскими банками само понятие проектного финансирования.

Это мультиинструментальная форма финансирования, специально созданная для реализации проекта компании, при которой будущие денежные потоки проекта являются основным источником обеспечения расчетов с кредиторами и акционерами проектной компании.

Проведенный зарубежными экспертами анализ зарубежного опыта показал, что проектное финансирование, несмотря на особенности организационно-экономического механизма реализации проекта,  является надежной формой финансирования крупных инвестпроектов по следующим причинам:

— вероятность финансовых потерь и дефолта меньше, нежели при корпоративном кредитовании;

— случаи просрочки платежа редки. В случае просрочки высока вероятность того, что график платежей будет восстановлен ;

— доля успешно реструктурированных проектов, избежавших банкротства, существенно выше, чем в сделках корпоративного кредитования;

— возможности контрактной структуры проектного финансирования позволяют снижать негативное влияние недостатков правовой базы и институциональной среды.

Схема взаимодействия компаний реального сектора, комбанков, Банка России, Минфина РФ в соответствии с Поcт. 1044 приведена на рисунке.

Об эффективности господдержки в России проектного финансирования

Однако после выхода Пост. 1044  российский бизнес стал рассматривать проектное финансирование (с господдержкой в форме бесплатной госгарантии в объеме 25%  от размера кредита)  как льготное кредитование коммерческими банками компаний, реализующих проекты за счет рефинансирования уполномоченных коммерческих банков Банком России. Эти «инновации» могут иметь определенные негативные последствия, и прежде всего, увеличение рисков деятельности Банка России, по следующим причинам:

1.   Несмотря на то, что в перечень уполномоченных банков отобраны наиболее крупные и устойчивые, ими используются индивидуальные корпоративные методики анализа и оценки инвестиционного проекта, рисков проекта, кредитоспособности заемщиков (хотя понятие кредитоспособности созданной для реализации проекта проектной компании достаточно условно — риск максимальный) в соответствии с их индивидуальным «аппетитом» к риску. Следовательно, в случае невозврата кредита коммерческому банку все риски проекта переходят к Банку России, и он становится по существу кредитором в последней инстанции. При общей стратегии Правительства РФ, нацеленной  на экономию бюджетных средств и привлечение частного капитала, увеличение объемов прямого кредитования Банком России компаний реального сектора даже под лозунгом проектного финансирования недостаточно обосновано.

Аналогичные риски связаны и с процессом мониторинга и контроля хода и результатов проектов, а также контроля целевого использования  кредитных средств. Методология и степень автоматизации комплексного мониторинга проектов и деятельности заемщиков в разных банках также различная, она определяется внутрибанковскими нормативными документами и, следовательно, риски результатов мониторинга выполнения проектов в случае невозврата кредита коммерческому банку также будут переходить Банку России.

2.  В соответствии с нормативными актами, выпущенными для реализации Пост. 1044, рефинансирование Банком России коммерческого банка по проектам, реализуемым на основе проектного финансирования и принятым Межведомтсвенной комиссией, осуществляется по ставке 9% годовых, а  cтоимость кредита для компании-заемщика установлена в размере 11,5%. В настоящее время (середина 2015 г.) уровень инфляции в РФ по данным Банка России превышает 15% годовых. Следовательно, номинальная стоимость предоставляемых Банком России и комбанками заемных средств оказывается меньше уровня инфляции, что приводит к отрицательной реальной доходности инвестиций. Учитывая также  бесплатность госгарантии для компании – заемщика  можно сделать вывод, что общественный эффект от реализация положений Пост. 1044 для экономики страны отсутствует. Коммерческий эффект получают компании, исполнители проектов, заемщики и коммерческие банки, имеющие возможность получения  практически непроцентного фиксированного дохода в размере 2,5% годовых от объема предоставленных кредитных ресурсов.

3. Большинство крупных и средних компаний стремится получить льготное финансирование по пост.1044. Они настаивают на увеличении лимита объема рефинансирования Банком России свыше 100 млрд. рублей  и снижении порога участия по программе господдержки проектного финансирования до 500 млн. рублей.  Это, с одной стороны, позволит большему числу предприятий получить льготное финансирование и увеличит объем кредитования инвестиционных проектов, а с другой стороны, в отсутствие единой методологии их контроля и мониторинга увеличит риски Банка России.

Увеличение рисков Банка России по инструментам рефинансирования, включая рефинансирование по Пост. 1044, недооценивается.  Как известно в настоящее время задолженность комбанков по инструментам рефинансирования перед Банком России уже превышает 4 трлн. рублей, что составляет примерно  14% от объема суммарного кредитного портфеля комбанков нефинансовым организациям (на 01.05.2015 — 28,6 трлн. рублей). Предложение об использовании  проектных облигаций компаний, исполнителей проектов, в качестве обеспечения по кредитам комбанков еще в большей степени повысит рискованность сформулированного в Пост.1044 механизма поддержки проектного финансирования.

4. Значимость  объема льготного финансирования Банком России по Пост.1044  даже при увеличении лимита рефинансирования по Пост. 1044 – незначительна. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2014 г составил   13,5 трлн. рублей, прирост ВВП в 2014 г в реальных ценах по сравнению с 2013 г. составил 0,6 %.  Дополнительные 100-200 млрд. рублей (0,7% от всех инвестиций в основной капитал) рефинансирования коммерческих банков Банком России не окажут существенной поддержки реальному сектору и экономике в целом, а риски коммерческих банков и, главное, Банка России, увеличат. Надо не забывать об отрицательном опыте и  результатах кредитования в 1990-е годы Минфином РФ предприятий через уполномоченные банки. Практически все кредиты были тогда невозвратными по разным причинам.

5. В Пост.1044 установлено требование реализации проекта в соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года»  в одном или нескольких из следующих приоритетных секторах экономики:

— сельское хозяйство (включая предоставление услуг в этой отрасли);

— обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов;

— химическое производство;

— машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные);

— жилищное строительство;

— транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура);

— связь и телекоммуникации;

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды и иных ресурсов.

Таким образом, к приоритетным отраслям по П.1044 относятся практически все отрасли кроме ОПК. Анализ портфеля проектов показывает, что большинство компаний, получивших льготное финансирование, относятся к отраслям АПК, средняя рентабельность которых превышает 20%. По-видимому, целесообразнее было бы отбирать проекты отраслей инновационного и экспортно-ориентированного характера, приоритетность которых определена соответствующими правительственными документами.  Кроме того, часть отобранных для льготного финансирования компаний не является собственно проектными компаниями или специализированными обществами проектного финансирования – в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Можно утверждать, что господдержка проектного финансирования  по схеме  Пост. 1044 не обеспечит намеченного роста кредитования инвестиционных проектов, увеличит риски Банка России и окажется неэффективной, то есть  убыточной, для экономики страны.

Анализ нормативных актов по предоставлению госгарантий российским компаниям показывает наличие больших расхождений в понятийном аппарате, в приоритетах, критериях отбора компаний и проектов и т.д.  

Анализ нормативных актов Правительства по предоставлению госгарантий показывает,  что в них используются разные понятия полной стоимости проекта, разные критерии отбора проектов, требования к  содержанию паспорта проекта, к контролю и мониторингу результатов проекта. Все эти факты  говорят о необходимости совершенствования методологии анализа, экспертизы и мониторинга проектов,  унификации и стандартизации понятийного аппарата и требований к компаниям, получающим господдержку, а также необходимости разработки новых методических рекомендаций по анализу проекта в течение всего его жизненного цикла.

В таблице изложены основные задачи государства и частного бизнеса по развитию и повышению эффективности проектного финансирования. Главная задача, от решения которой зависит развитие проектного и других форм финансирования инвестиционной деятельности, это обеспечение макроэкономической устойчивости и стабильности, снижения инфляции и процентных ставок.

Область

Задачи государства

Задачи частного бизнеса

Проектный

анализ

Сокращение приоритетов инвестиционной политики.

Внедрение методологии многокритериальной оценки эффективности  инвестпроекта на всех стадиях его жизненного цикла.

Внедрение принципов ответственного финансирования.

Внедрение принципов ответственного финансирования.

 Применение проектного анализа на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Оценка целесообразности проектного финансирования  для разных типов проектов.

Стоимостная оценка

Развитие системы федеральных стандартов оценки, включая оценку инвестпроектов и контроль их результатов.

Развитие методов стоимостной оценки проектной компании

 Развитие методов стоимостной оценки будущих прав и активов в целях залога и страхования

Управление

проектами

Господдержка при условии применения  современных систем управления проектами.

Требование качественного мониторинга.

Внедрение корпоративных систем управления проектами

 технического и стоимостного инжиниринга.

Развитие

нормативной

базы и инструментов

Принятие закона о государственно-частном партнерстве.

 Стимулирование создания проектных компаний и финансирования их банками (резервы).

Повышение информированности

общественности.

Распространение лучших практик проектного финансирования, структурного  и торгового финансирования.

Организация издания российского журнала  Проектное финансирование.

Развитие рынка инфраструктурных и иных проектных облигаций.

Институциональное

 развитие

Докапитализация институтов развития.

Повышение роли АО «ФЦПФ».

Создание институтов гарантийно—страховой поддержки.

Поддержка института технического  инжиниринга.

Управления рисками в проектном финансировании, включая социально-экологические.

Управления контрактами, закупками и мониторингом.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru