О евразийской интеграции / Александр Синкевич, Минск

Недавно стало известно о новой интеграционной инициативе Владимира Путина, которая вызвала значительный резонанс. Дело в том, что   российская власть могла и раньше спокойно и эффективно заниматься интеграцией без всяких громких лозунгов. Что мешало создавать единые условия работы для российских и, например, белорусских компаний? Ведь есть СНГ, Союз Беларуси и России, ЕврАзЭС, Таможенный Союз, наконец.

Но нет! Белорусские предприятия должны платить за энергоносители вдвое дороже, чем россияне. И это при том, что основной рынок сбыта для Беларуси в России, да и экономика у нас до сих пор во многом общие, вопреки всем деструктивным процессам после распада СССР. Итак, раз должной интеграции со стороны России не было раньше, то с чего бы ей вдруг начаться сейчас? Значит, речь идет о какой-то другой «интеграции»?

Допустим, что процесс создания Евразийского союза не на бумаге все же начнется. Звучит ведь неплохо и заманчиво: «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы…». Прекрасно! Но завершение предложения четко указывает на истинный фундамент нового проекта: «…объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». Может фраза случайна? Нет, ниже видим подобную же сентенцию:

«Два крупнейших объединения нашего континента — Евросоюз и формирующийся Евразийский союз,  основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство — от Атлантики до Тихого океана.»

Итак, если всерьез воспринимать идею «Евразийского союза», такой, какой она видится Владимиру Путину, то, очевидно, это мертворожденное дитя. Во всем мире ценности «свободы, демократии и рыночных законов» на наших глазах терпят крах вместе со своими «системами регулирования». Игрушка сломана и выброшена на помойку истории, и ее бессмысленно пытаться  вытащить и вдохнуть прежнюю жизнь. Это, я считаю, ключевая слабость путинского проекта.

Опора на отмершую либерально-капиталистическую модель абсолютно бесперспективна и указывает на готовность снова играть по чужим правилам. Более того, либерально-капиталистическая идеология совершенно скомпрометировала себя на просторах бывшего советского блока, особенно в России. Именно с ней связывается деиндустриализация экономики и деградация общества.

Вместе с тем, государство, в котором рушится абсолютно все — от заборов и пароходов до АЭС и космических ракет никак не может быть ядром континентальной интеграции. А уж претензия «реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего» уже вызвала хохот у западной публики — мол, холопы, качающие нам газ, еще что-то вякают!

Но ведь для чего-то  олигархические «элиты» России  подняли знамя евразийства?
Чтобы понять цели новой «интеграции», следует вспомнить, что из себя представляет нынешний интегратор — российская «элита». Общеизвестно, что это в основном  типичные могильные черви в трупе СССР, способные только пожирать. Они чувствуют, что Россия для них уже заканчивается, и пора заняться соседними государствами, в первую очередь — Беларусью. Почему именно ею? Дело в том, что если и мог кто-то выступить ядром реального интеграционного процесса, так это был Лукашенко со своей социально-ориентированной моделью государства, чрезвычайно популярной во всем бывшем Союзе.

Результат строительства «островка благополучия и стабильности в центре Европы» известен — проект «суверенного развития Беларуси» в этом году потерпел закономерный крах. Таким образом, окончательно устранен альтернативный центр потенциальной интеграции Евразии.

Что же сулит предлагаемая континентальная интеграция белорусам и иным потенциальным участникам нового союза? Ничего, кроме знакомой олигархизации, деиндустриализации, распродажи ресурсов, расслоения общества, нелегальной миграции и всплеска преступности. А российские «интеграторы» позволят себе приобрести по очередной яхте и футбольному клубу. Это и есть их ближайшая осязаемая цель.

Но нельзя забывать при этом о внешнеполитической обстановке. А она для России стремительно ухудшается. Если Россия занимает лишь 10 место в списке торговых партнеров Китая, то Китай в 2010 году стал ее ведущим партнером. Помимо Китая набирает силу исламистский проект со своими «арабскими революциями», величину вызова которого сложно переоценить. Даже могильные черви не лишены инстинкта самосохранения,  вот и зашевелились, когда почуяли угрозу. Но что они могут предложить миру? Да только одно: «Пожалуйста, оставьте нас в покое, мы тут обедаем».

Именно так и нужно понимать фразу Владимира Путина: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Отбросив пафос про «полюс современного мира», поймем, что по-сути российская власть соглашается превратить территорию бывшего СССР в санитарный кордон между европейским, исламистским и китайским проектами  под западным патронажем (не зря ведь западные «ценности» так открыто артикулируются). Мол, мы займем свое место на жердочке, а великие евроатланты пусть отгоняют от наших котлет исламистских и китайских мух.

Поздно уже «занять достойное место в сложном мире XXI века». Места давно расписаны друзьями-хозяевами под совсем другие проекты, а старые и ненужные типа ЕС, арабского национализма, и даже Израиля — пускаются под откос.

                                                                        ***

Подведем итог. Новый интеграционный проект, тем не менее, потенциально может принести пользу самим фактом будирования темы единства народов европейской традиции. Но если Евразийский Союз все же начнет осуществляться руками нынешней российской «элиты», то это обернется лишь окончательным разграблением всего постсоветского пространства и его последующей передачей под западный протекторат. В  этом случае идея Евразийского союза будет надолго скомпрометирована.

«Хвиля», Киев  

евразийскоая интеграция,  Евразийский Союз

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru