Новости экономики и промышленности

ПОДПОЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬ

Коренных изменений в состоянии рынка алкогольной продукции за последние годы не произошло, в годовом объеме потребляемой водки и ликеро-водочной продукции (ЛВИ) только около 35% занимает легально произведенная, отмечает Счетная палата. Согласно сообщению Счетной палаты, ее коллегия рассмотрела результаты проверки вопросов развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на алкогольную продукцию в 2002 году и за истекший период 2003 года, проведенной в Минфине, Минэкономразвития, МНС и Минсельхозе России, органах исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и Москвы, территориальных налоговых органах и в организациях, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции. В материалах, представленных на коллегию, отмечается, что увеличение поступления в бюджет акцизов на алкогольную продукцию в 2002 году на 15,2% по сравнению с 2001 годом обеспечено, в основном, как и в предыдущие годы, за счет увеличения ставки акциза на 15%. Это сопровождается повышением цен на алкогольную продукцию: в 2002 году розничная цена на водку выросла по сравнению с 2001 годом с 94,8 до 102,5 рубля за литр, или на 8,2%. Объемы легального производства и реализации этилового спирта, водки и ЛВИ остаются практически неизменными, составив в 2002 году по спирту 50,4 млн. дкл, по водке и ЛВИ — 138,3 млн. дкл, увеличившись по сравнению с 2001 годом, соответственно, на 0,8% и 5,7%. На заседании коллегии отмечалось также, что действующее законодательство создает условия для уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию. В соответствии с законом акциз уплачивается при реализации алкогольной продукции с акцизного склада в оптово-розничную сеть, при отгрузке алкогольной продукции с акцизного склада на другой акцизный склад налог не уплачивается. Проверка показала, что отгрузка продукции с акцизных складов одного региона на акцизные склады других регионов может происходить многократно. По итогам обсуждения коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в правительство России, отчет о результатах проверки — в палаты Федерального Собрания РФ.

МИНХИМПРОМА НЕ БУДЕТ

Вице-премьер правительства России Борис Алешин не удовлетворен уровнем конкурентоспособности отечественной химической промышленности. Вице-премьер отметил ряд проблем химической отрасли. Он указал, в частности, на тот факт, что на внутреннем рынке пока нет достаточного спроса на азотные удобрения, и этот рынок даже затарен. Что касается внешнего рынка, то продукция российских химических предприятий, несмотря на более низкие цены, там пока не всегда конкурентоспособна. Б.Алешин подчеркнул, что для решения этой проблемы необходимо техническое перевооружение производства. Вместе с тем вице-премьер сказал, что правительство России не видит необходимости в создании министерства химической промышленности. «Химики достаточно самостоятельны. Много находится сегодня в частных руках. Я не вижу необходимости создания какого-то министерства для управления химической промышленностью».

«СТРАНА БУДЕТ С ХЛЕБОМ»

Несмотря на аномалии погоды нынешнего года, «страна будет с хлебом»,- заявил вице-премьер правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Вице-премьер сообщил, что зерновой клин страны убран на 80 проц площадей, и на сегодня собрано более 63 млн тонн зерна». По его словам, первоначальный прогноз Минсельхоза России «получить после доработки 70 миллионов тонн зерна не меняется, и можно уверенно сказать, что страна будет с продовольственным зерном». При этом, по словам Алексея Гордеева, «остается и 5 миллионов тонн зерна для продажи».

«МОСКОВСКУЮ» ЛИКВИДИРОВАЛИ

Арбитражный суд Москвы оставил в силе решение апелляционной палаты Роспатента (ноябрь 2002 года) об отмене регистрации товарного знака водки «Московская» (словесное обозначение на русском языке) . Как сообщил представитель Федерального казенного предприятия (ФКП) «Союзплодоимпорт» Владимир Уватенко, оспорить в суде отмену регистрации пыталось ЗАО «Союзплодимпорт», которое владело этим знаком. Однако суд его не поддержал. В.Уватенко отметил, что решение об отмене регистрации «Московской» было принято в связи с тем, что этот товарный знак схож до степени смешения с товарным знаком Moskovskaya, зарегистрированным в 60-е годы и принадлежащим государству. Права пользования и распоряжения 17 товарными знаками популярных российских водок, в том числе и Moskovskaya, согласно постановлению правительства РФ (июль 2002 года) , принадлежат государственному предприятию ФКП «Союзплодоимпорт». В конце августа-начале сентября суд также оставил в силе решение апелляционной палаты Роспатента об аннулировании товарных знаков «Московская» (этикетка, выполненная на русском языке) , Moskovskaya (словесное обозначение на английском языке) и Moskovskaya Lemon (латинское написание). Таким образом, в настоящее время единственным законным владельцем водочного брэнда Moskovskaya является государство, подчеркнул он.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ ВЕТШАЕТ

Железные дороги РФ испытывают дефицит машиностроительной и металлургической продукции, заявляет министерство путей сообщения. В МПС подчеркнули, что потребляемая железнодорожным транспортом продукция связана, прежде всего, с обеспечением безопасности перевозки пассажиров и грузов. В связи с этим необходимо, чтобы железные дороги получали для обновления материальной базы продукцию высокого качества. К сожалению, многие выпускаемые российскими заводами машины, механизмы и материалы не всегда отвечают необходимым требованиям, считают в МПС. По данным министерства, в настоящее время мощности металлургических предприятий не обеспечивают даже текущие потребности в выпуске запасных частей для ремонта вагонов. За 6 месяцев заявки на литье для железных дорог выполнены по деталям для тележек вагонов менее чем на 70%, автосцепных устройств — на 30%. Дефицит колесных пар грузовых вагонов в текущем году составляет 140 тыс. штук. Не менее тревожное положение, считают в МПС, с производством новых грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, электропоездов. Техническая оснащенность российских железных дорог остается на уровне 60-70 годов, техника соответствует только второму поколению, что наряду со значительным износом не позволяет осуществлять реальное снижение эксплуатационных расходов и соответственно тарифов на перевозки грузов. Для решения этих вопросов МПС и Минпромнауки РФ разработали Межведомственную программу сотрудничества по обеспечению железнодорожного транспорта новыми высокоэффективными технологиями и конкурентной продукцией российских предприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Эта программа позволит обеспечить разработку и создание современных технических средств, материалов и технологий для производства продукции потребляемой железными дорогами, а также будет способствовать реконструкции металлургических и машиностроительных предприятий, предприятий цветной металлургии, электронной и электротехнической отраслей. МПС, в свою очередь, принимает ряд мер для активизации производства дефицитной продукции для железных дорог. В частности, заключены долгосрочные соглашения с Выксунским металлургическим комбинатом на поставку вагонных колес повышенного качества и ресурса, с Чебоксарским тракторным заводом на поставку деталей для тележек грузовых вагонов, с группой «Ист Лайн» на поставку электропоездов с Демиховского машиностроительного завода, с Ижевским радиозаводом на поставку технических средств обеспечения безопасности движения поездов.

РЕЙТИНГ ЕСТЬ, А С ИНВЕСТИЦИЯМИ ПРОБЛЕМЫ

Российское «Рейтинговое агентство Интерфакс», стратегический партнер агентства Moody’s Investors Service в России, присвоило кредитные рейтинги по национальной шкале Банку Кредитования Малого Бизнеса (КМБ-Банку). Долгосрочный кредитный рейтинг присвоен на уровне А1 (rus), краткосрочный кредитный рейтинг — на уровне RUS-1. Рейтинг банка определяется хорошим качеством и высокой доходностью его кредитного бизнеса, низким уровнем риска на одного заемщика, а также возможностью получения поддержки от крупнейшего акционера банка — ЕБРР. КМБ-Банк реализует программу ЕБРР по кредитованию малого бизнеса в России. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают риски снижения процентной маржи банка. КМБ-Банк — средний по размеру бизнеса банк. На середину 2003 года он занимал по величине активов 98 место среди российских банков. Кредитование малого бизнеса является исключительным направлением его кредитной политики. Более половины выданных кредитов приходится на предприятия торговли. Сравнительно высокая отраслевая концентрация кредитного портфеля компенсируется разной специализацией торговых предприятий и их географической диверсификацией. С точки зрения регионального распределения и уровня риска на одного заемщика кредитный портфель КМБ-Банка является одним из самых диверсифицированных в России. Стабильность ресурсной базы банка предопределяется высокой долей средств ЕБРР в обязательствах и растущей долей депозитов физических лиц. С другой стороны, за счет постоянного потока погашения ранее выданных кредитов, которые клиенты возвращают в банк равными долями в течение срока кредитования, ликвидность его активов весьма высока. Ликвидность не зависит от положения отдельных крупных заемщиков из-за низкого уровня риска на крупнейшего заемщика. Сохранение специализации на кредитовании малых предприятий ограничивает возможности банка по сокращению удельных операционных издержек по мере роста бизнеса. При этом поддержание высокой процентной маржи в значительной мере зависит от сохранения доли ЕБРР в ресурсной базе банка, в то время как рост доли депозитов граждан в пассивах и усиление конкуренции на кредитном рынке ведут к постепенному снижению маржи. КМБ-Банк — банк со 100% иностранным капиталом. У банка 4 акционера, что может затруднить быстрое принятие решения об оказании ему поддержки, если это будет необходимо. Однако основной акционер банка — ЕБРР, контролирующий 35% капитала, может при необходимости поддержать КМБ-Банк, брэнд которого тесно связан с именем ЕБРР. Долгосрочный рейтинг А1 (rus) по национальной шкале «РА Интерфакс» отражает высокую способность заемщика своевременно обслуживать и погашать долговые обязательства, которая может ухудшиться под влиянием негативных внешних условий. Краткосрочный рейтинг RUS-1 по национальной шкале «РА Интерфакс» отражает исключительно высокую кредитоспособность относительно других российских заемщиков/заимствований. «Рейтинговое агентство Интерфакс», специализирующееся на оценке кредитных рисков в России, входит в состав международной информационной группы «Интерфакс», ведущего поставщика политической и деловой информации из стран развивающихся рынков Европы и Азии. В октябре 2001 года «Рейтинговое агентство Интерфакс» подписало договор о стратегическом сотрудничестве с международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service. В июне 2002 года Moody’s Investors Service объявило о подписании соглашения о приобретении около 20% акций «Рейтингового агентства Интерфакс»

В КОМПАНИИ «БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ»

Мощность алюминиевого завода, строительство которого в Иркутской области ведет контролируемое «Русским Алюминием» ЗАО «Алюком-Тайшет», может быть увеличена в два и более раза, заявил гендиректор «РусАла» Олег Дерипаска. «Но, прежде чем делать завод на 500 тыс. тонн алюминия, нужно сделать на 250 тыс.. При увеличении мощности возникают два вопроса: наличие свободной электроэнергии и стоимость строительства,» — отметил он. По словам О.Дерипаски, поиск новых технологических решений по уменьшению стоимости строительства будет идти на опытно-экспериментальном участке. В случае расширения мощности завод рассчитывает получать электроэнергию с Богучанской ГЭС. Как сообщил генеральный директор ЗАО «Алюком-Тайшет» Борис Громов, в Тайшете целесообразно построить один алюминиевый завод на площадке, изначально выбранной «Алюком-Тайшетом». «Она более подходит для размещения производства в плане экологии,» — подчеркнул он. Вместе с тем, как рассказал руководитель проекта Тайшетского алюминиевого завода ОАО «Русский Алюминий» Владимир Филиппов, РусАл пока не отказался от проекта строительства второго завода в Тайшете. Опытно-экспериментальный участок «Алюком-Тайшет» в августе запустил в работу все 32 электролизера. Планируется, что до конца года они выйдут на полную мощность по объему выпуска алюминия. «Алюком-Тайшет» в 2004 году приступит к строительству основного корпуса алюминиевого завода в Тайшете мощностью 250 тыс. тонн алюминия в год. Первая очередь завода мощностью 62,5 тыс. тонн будет введена в эксплуатацию в 2008 году. В октябре 2001 года Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности (СибВАМИ) завершил разработку технико-экономического обоснования строительства алюминиевого завода в Тайшете мощностью 300 тыс. тонн. Согласно ТЭО, в четырех корпусах завода будет установлено 720 электролизеров с силой тока в 130 кА современной конструкции с предварительно обожженными анодами. Строительство завода обойдется примерно в 300 миллионов долларов, срок окупаемости — 5 лет. 75%-1 акция ЗАО «Алюком-Тайшет» принадлежит компании, подконтрольной «Русскому алюминию», 25%+1 акция — ООО «Алюком- Инвест».

Компания «Базовый элемент» намерено принять участие в конкурсе на право освоения крупнейшего в Евразии золоторудного месторождения Сухой Лог (Иркутская область), сообщил глава компании Олег Дерипаска. «Мы намерены участвовать, если не будут выставлены запретительные условия», — заявил он. По словам О.Дерипаски, компания обладает технологией горных работ, позволяющей сократить издержки при разработке месторождения. Как ожидается, конкурс на разработку Сухого Лога будет объявлен до конца 2003 года. Условия конкурса уже подписаны губернатором Иркутской области и находятся в Минприроды РФ. Утвержденные в Госкомиссии по запасам (ГКЗ) России запасы месторождения Сухой Лог составляют 1 тыс. 029 тонн золота (среднее содержание золота в руде — 2,7 г/т). В рудах месторождения также зафиксировано наличие платиновых металлов. По различным оценкам, объем инвестиций, необходимый для реализации проекта разработки Сухого Лога, оценивается в $700 млн.-$1,5 млрд. Представлявшие интересы «Базового элемента» компании принимали участие в прошедшем аукционе по продаже госпакета акций АО «Лензолото» (Иркутская область), которое ведет добычу золота на территориях, непосредственно примыкающих к месторождению Сухой Лог. Между тем, аукцион выиграл «Норильский никель», предложивший за 58,55% голосующих акций золотодобывающей компании около $155 млн., тогда как до аукциона аналитики оценивали госпакет «Лензолота» максимум в $60 млн. В то же время представители руководства «Норникеля» отметили, что покупка госпакета АО «Лензолото» предоставит компании дополнительные конкурентные преимущества в конкурсе или аукционе на право освоения Сухого Лога. По мнению зампреда правления ГМК «Норильский никель» Максима Финского, использование принадлежащей «Лензолоту» инфраструктуры позволит компании сэкономить около $300 млн. при освоении Сухого Лога. Ранее о намерении участвовать в конкурсе по Сухому Логу также официально заявило МНПО «Полиметалл», одна из крупнейших золотодобывающих компаний РФ. Об интересе к этому месторождению заявила также британская Fleming Family & Partners (FFP), которая с конца прошлого года участвует в горнорудных проектах на территории России, выступая консультантом разработки Ломоносовского алмазного месторождения (Архангельская область) и партнером СУАЛа в создаваемой компании SUAL International. Кроме того, неофициальные источники заявляли о возможном участии в конкурсе компании, связанной с действующим президентом республики Адыгея и бывшим президентом крупнейшей золотодобывающий компании России «Полюс» Хазретом Совменом. В настоящее время владельцем 100% акций «Полюса» является «Норильский никель», который заплатил за него около $250 млн., став крупнейшей золотодобывающей компанией РФ. С получением права на разработку Сухого Лога, одного из крупнейших в мире месторождений золота, «Норникель» намерен войти в число пяти крупнейших мировых золотодобывающих компаний, выйдя на уровень добычи около 100 тонн золота в год. В то же время МНПО «Полиметалл» победа в конкурсе по Сухому Логу позволит оттеснить «Норникель» с первого места по золотодобыче в России. «Базовый элемент», в свою очередь, ранее не был замечен в участии в серьезных проектах по добыче драгоценных металлов.

В ГАЗПРОМЕ

Совет директоров «Газпрома» поручил правлению разработать стратегию долгосрочных заимствований компании до 2013 года и представить ее на рассмотрение совета директоров в ноябре этого года. Как сообщает пресс-служба компании, в этом документе на основе прогноза развития ситуации на финансовых рынках, экономического положения и долгового портфеля «Газпрома» планируется сформулировать основные цели, принципы и механизмы управления долгом компании, разработать обоснованные графики привлечения и обслуживания задолженности, а также мероприятий по оптимизации структуры долгового портфеля. Директора приняли также решение отложить на более поздние сроки рассмотрение вопроса «О дате начала размещения неконвертируемых процентных документарных облигаций «Газпрома» на предъявителя серии А3″, а также вопроса «О выпуске и размещении структурированных (обеспеченных) облигаций компании».

«Газпром» в 2003 году увеличит объем капитальных вложений на 10,38 млрд. рублей за счет собственных средств. Как говорится в сообщении «Газпрома», решение об увеличении инвестиционной программы принял совет директоров компании. В частности, средства планируется направить на дообустройство газовых месторождений, реконструкцию и техперевооружение объектов добычи газа, работы по эксплуатационному бурению на месторождениях, ввод в эксплуатацию магистральных газопроводов, подключение эксплуатационных газовых скважин, а также на обустройство Песцового, Ен-Яхинского, Заполярного газоконденсатных месторождений. Кроме того, совет директоров включил в инвестпрограмму расходы по газификации регионов РФ в размере 3,52 млрд. рублей, которые ранее были отражены только в платежном балансе «Газпрома». Капитальные вложения «Газпрома» на 2003 год ранее были запланированы на уровне 179,8 млрд. рублей. Инвестиционная программа «Газпрома» на 2004 год запланирована в объеме 237 млрд. рублей, однако, вероятно, она будет сокращена и составит 200-230 млрд. рублей. На заседании совета также было принято решение внести изменения в бюджет компании на 2003 год, согласно которым предусматривается рефинансирование ряда дорогостоящих валютных и рублевых кредитов.

Совет директоров «Газпрома» принял решение перенести рассмотрение вопроса об одобрении сделки с участием ООО «Газэкспорт» и АБ «Газпромбанк». Как сообщает пресс-служба компании, вопрос о сделке «в отношении которой имеется заинтересованность», будет рассмотрен директорами в заочной форме. При этом пресс-служба не сообщила какие-либо детали о данной сделке. Как сообщил источник в «Газпроме», сделка связана с привлечением долгосрочного кредита на сумму $300 млн. от синдиката банков во главе Commerzbank AG (Германия). Привлечение этого кредита было одобрено правлением компании 31 июля 2003 года. Кредит обеспечен выручкой по долгосрочным экспортным контрактам. Кроме того, совет директоров утвердил размер вознаграждения за проведение аудита бухгалтерской отчетности «Газпрома» за 2003 год и заслушал информацию о взаимоотношениях «Газпрома» с компанией EURAL TRANS GAS (ETG). Как пояснил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов, межгосударственное соглашение между Туркменией и Украиной до 2006 года включительно предусматривает ежегодные поставки туркменского газа на Украину. По его словам, компания ETG на основании решения украинской стороны является оператором по доставке газа из Туркменистана до границы Украины. В соответствии с контрактом между ETG и НАК «Нафтогаз Украины», туркменский газ переходит в собственность ETG в пунктах сдачи на границе Туркмении с Узбекистаном и Казахстаном. Контракт также действует до 2006 года включительно. Согласно протоколу к межправительственному соглашению между Россией и Украиной, «Газпром» должен обеспечить в 2003 году транзит среднеазиатского газа через российскую территорию на Украину в объеме 34 млрд. куб. м., отметил он. В декабре 2002 года «Газпром» подписал с ETG контракт на транзит принадлежащего этой компании туркменского газа до границы Украины. При этом «Газпром» также является оператором транзита этого газа через территории Узбекистана и Казахстана, подчеркнул зампред правления.

Двойной рынок акций «Газпрома» может быть ликвидирован в 2004 году. Об этом заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. По его словам, «полная либерализация рынка акций «Газпрома» очень сложный вопрос, и на ближайшем заседании правительства он практически не будет затронут. «Я думаю, что в 2004 году такую вещь как двойной рынок акций можно убрать», — сказал министр. Комментируя обсуждение вопроса о либерализации рынка газа в России, Г.Греф подчеркнул, что его ведомство придерживается мнения о сохранении единой экспортной компании в газовой отрасли. Министр заявил также, что МЭРТ РФ по-прежнему настаивает на выделении транспортной инфраструктуры в дочернюю компанию «Газпрома».

ПЛАВУЧАЯ АЭС

Первая в России плавучая АЭС может быть построена через пять лет. Об этом рассказал заместитель министра РФ по атомной энергии статс-секретарь Валерий Говорухин. По его словам, строительство этой станции, которую предполагается возвести в Северодвинске, обойдется в 180 млн долларов. Из них 30 млн уже направлено на разработку проекта. «Для получения недостающих средств государство может дать гарантию правительству под получение кредитов в коммерческих банках», — отметил он. Мощность плавучей АЭС составит 70 мегаватт электрической и 140 гигакалорий тепловой энергии. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить теплом город с населением 50 тыс человек. Средний срок окупаемости такой установки составляет 8 лет. По словам замминистра, заинтересованность в этом проекте проявил Китай, который готов построить, в частности, баржу для плавучей АЭС. Однако сейчас российская сторона склоняется к тому, чтобы выполнить все работы своими силами, сказал Говорухин. Он также подчеркнул, что интерес к подобным установкам есть в Индонезии и странах Средиземноморья.

ГАЗ ДЛЯ ЯПОНИИ

Японская компания Kyushu Electric готова увеличить вдвое объем будущих закупок сжиженного природного газа (СПГ) в рамках в рамках второго этапа проекта «Сахалин-2». Как сообщили в пресс-центре администрации Сахалинской области, об этом заявили представители Kyushu Electric на встрече с исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области Иваном Малаховым. 24 июля текущего года Kyushu Electric подписала с компанией Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») основные условия соглашения о поставках 500 тыс. тонн СПГ в год начиная с 2010 года в течение 23 лет. Стороны решили продолжить переговоры с целью подписания в июне 2004 года окончательного соглашения о поставках. Глава делегации Kyushu Electric управляющий директор Таку Ишии на встрече с И.Малаховым отметил, что намерения компании увеличить закупки СПГ связаны со стабильным развитием шельфовых проектов на Сахалине, началом строительства завода СПГ в п. Пригородное и безукоризненным выполнением администрацией Сахалинской области своих обязательств. Как отметил Т.Ишии, доведя объем поставок СПГ в адрес японской компании до 1 млн. тонн в год, Сахалинская область сравняется в этом отношении с Австралией, также поставляющей сжиженный природный газ Kyushu Electric. Проект «Сахалин-2» реализуется на условиях соглашения о разделе продукции. Извлекаемые запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений составляют 185 млн. тонн нефти и 700 млрд. кубометров газа. Добыча нефти в рамках проекта началась летом 1999 года. Акционерами Sakhalin Energy выступают англо-голландская Royal Dutch/Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%).

РОЖДЕНИЕ «РЖД»

ОАО Российские железные дороги» (РЖД) получило в МНС РФ два основополагающих документа, позволяющих компании начать свою деятельность. Как сообщили в пресс-службе МПС РФ, межрайонная инспекция МНС России ©39 г.Москвы выдала ОАО «РЖД» свидетельство о государственной регистрации юридического лица и внесла его в Единый государственный реестр юридических лиц. Компании присвоен государственный регистрационный номер © 1037739877295. Одновременно ОАО РЖД» получило свидетельство о постановке на учет в инспекции МНС России ©8 по Центральному административному округу Москвы.

НЕФТЕПРОВОД В КИТАЙ

Доработка проекта нефтепровода Ангарск-Дацин с учетом требований экологической экспертизы потребует 3-4 месяцев, а задержка с реализацией этого проекта будет компенсирована увеличением поставок нефти из РФ в Китай по железной дороге. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов по итогам российско-китайских межправительственных переговоров. «Объемы российской нефти, поставляемой в Китай по железной дороге, будут увеличены и достигнут 4,5-5,5 млн. тонн в год в 2004-2005 годах с последующим наращиванием далее до того момента, когда будет построен нефтепровод», — сказал М.Касьянов. В прошлом году по железной дороге в Китай было поставлено 2,7 млн. тонн нефти, а в текущем году поставки нефти должны составить 3 млн. тонн. «При этом я хочу напомнить, что у России нефтяная промышленность на 95% находится в частных руках», — особо отметил М.Касьянов. «Правительство создает условия, чтобы стимулировать экспорт в одну или другую сторону, и я подтверждаю, что российское правительство будет создавать условия, чтобы российские частные компании были заинтересованы в поставках нефти и газа в Китай», — сказал премьер-министр РФ. «На мой взгляд, доработка нынешней документации (по проекту нефтепровода Ангарск-Дацин) потребует 3-4 месяца, а после этого доработанные документы будут вновь представлены на экспертизу», — сказал М.Касьянов. Он напомнил, что оба варианта маршрута нефтепровода проходят рядом с озером Байкал, который охраняется ЮНЕСКО. М.Касьянов сказал, что проект в настоящее время «находится в стадии обоснования инвестиций». «Окончательный маршрут еще не выбран», — сказал М.Касьянов.

ПРОЕКТ «САХАЛИН-3»

Участники проекта «Сахалин-3» (Киринский блок) согласились разрабатывать месторождение на условиях национального налогового режима. Об этом сообщил министр топлива и энергетики ТЭК Игорь Юсуфов. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, в свою очередь, подчеркнул, что необходимо интенсифицировать работу экспертов для продолжения этого проекта. Он напомнил, что ранее этот проект планировалось осуществлять на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Однако принятые поправки в закон об СРП исключали его реализацию в этом режиме, сказал Г.Греф. При этом Г.Греф подчеркнул, что чиновники Минэкономразвия и Минприроды разрабатывают предложения по юридическим решениям вопроса о предоставлении специальной лицензии для этого проекта. Основным инвестором проекта «Сахалин-3» является американская ChevronTexaco. Ранее председатель правления и главный исполнительный директор компании Дэвид О’Райли (David O’Reilly) сообщил, что ChevronTexaco намерена вложить в проект до $9 млрд. за 20 лет. Проект «Сахалин-3» включает четыре лицензионных блока: Восточно- Одоптинский, Аяшский, Венинский и Южно-Киринский. Крупнейшим поисковым объектом здесь является Южно-Киринская структура, перспективные извлекаемые ресурсы которой оцениваются по сумме запасов углеводородов в 700 млн. тонн. Проектные проработки технологических схем освоения прогнозируемых групп месторождений в рамках проекта «Сахалин- 3», выполненные институтом «СахалинНИПИморнефть», показывают возможность в течение длительного времени (20-25 лет) поддерживать в рамках этого проекта годовую добычу нефти на уровне 15-20 млн. тонн нефти и конденсата и 45-60 млрд. кубометров газа.

«СТРОЙТРАНСГАЗ» В КОРЕЕ

ОАО «Стройтрансгаз» (СТГ) и трубопроводный консорциум «Корус» подписали соглашение о реализации проекта развития нефтегазовой инфраструктуры в России и на Корейском полуострове. Об этом сообщил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский. По его словам, в рамках этого соглашения, в частности, планируется реализовать проект строительства трубопровода из России через Северную Корею в Южную Корею стоимостью $400-500 млн. А.Вольский сообщил, что в настоящее время $10 млн. в данный проект уже вложено. Он также сообщил, что в рамках работы второго российско-американского делового энергетического саммита обсуждались предложения российской стороны о совместном финансировании экспорта газа в Корею и Японию. Кроме того, А.Вольский сообщил, что американская компания «Апачи» выразила желание участвовать в разработке месторождений углеводородов на севере РФ. При этом, добавил он, российская сторона, в свою очередь, выразила заинтересованность в технологиях уменьшения зольности угля, которыми обладают американские компании.

По сообщениям информагентств.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru