Новости экономики и промышленности

НА РЫНКАХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
Грузия и ОАО «Газпром» изучат возможность создания совместного газотранспортного предприятия, в собственность которого могут быть переданы магистральные газопроводы. Как говорится в пресс-релизе «Газпрома», председатель правления компании Алексей Миллер и государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе договорились о создании совместной рабочей группы из представителей «Газпрома» и министерства топлива и энергетики Грузии, которая изучит этот вопрос. Кроме того, рабочая группа должна определить объемы и условия поставок газа в Грузию и возможность участия «Газпрома» в приватизации предприятий энергетической сферы Грузии. Предполагается, что группа представит первые результаты работы в конце июня. Стороны также обсудили прогнозы спроса на природный газ в Грузии, уровень оплаты по текущим поставкам и поставкам прошлых лет, техническое состояние системы газоснабжения. Собственная добыча газа в Грузии отсутствует. Основными источниками газоснабжения республики являются поставки российского и туркменского природного газа, которые составили в 2002 году 1,34 млрд куб. м. Доля природного газа в энергетическом балансе Грузии составляет около 24%. В настоящее время газ в Грузию поставляет только МГК «Итера».

Cовет директоров нефтяной компании «Роснефть» одобрил сделку по приобретению 100% обыкновенных акций ОАО «Северная нефть». Цена приобретения составила 600 млн долларов. Согласно сообщению, специалисты «Роснефти», принимая решение о приобретении данного актива, руководствовались одним из основных направлений стратегии компании — повышение эффективности добычи и сокращение издержек. Для определения цены приобретения в качестве финансового консультанта был привлечен ABN Amro Bank. Произведенный расчет показал, что приобретение осуществлено по цене ниже объективной рыночной стоимости, что позволяет уменьшить риски, связанные с дальнейшей эксплуатацией актива, такие как понижение мировых цен на нефть, операционные риски и ряд других. В качестве первоочередной задачи «Роснефть» намерена провести доразведку на месторождениях «Северной нефти» в целях уточнения и вероятного увеличения запасов. Производственные объекты «Северной нефти» представляют собой 13 месторождений «Южной зоны» (юг Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции), а также три месторождения вала Гамбурцева, расположенных в северо-восточной части провинции. Запасы месторождений оцениваются в 109 млн тонн АВС1 и 25 млн тонн С2, включая месторождения вала Гамбурцева 50,4 (АВС1) и 15 (С2) млн тонн, соответственно. Планируется, что к 2007 году ОАО увеличит добычу нефти до 7 млн тонн. Месторождения компании связаны магистральным трубопроводом с центром Европейской части России, северными и северо-западными экспортными направлениями. «Северная нефть» обладает собственной промысловой трубопроводной системой и ведет добычу нефти с 1994 года. В 2002 году компания добыла 1,47 млн тонн. Предполагается, что в 2003 году этот показатель увеличится до 2,26 млн тонн, для чего необходимо пробурить 82,5 тыс. метров горных пород, ввести в эксплуатацию 26 новых скважин, продолжить строительство систем сбора и транспорта, увеличить мощности по перекачке и подготовке нефти. На эти цели потребуется 3 млрд руб. капитальных вложений.

Правительство России выступает за более активное продвижение по созданию российско-украинского газотранспортного консорциума. Об этом заявил журналистам премьер-министр РФ Михаил Касьянов. «Есть вопросы, которые не решаются сходу. Но хотелось бы, чтобы было движение (по созданию российско-украинского газотранспортного консорциума) более активным». М.Касьянов отметил, что в России рассчитывают на то, что «в этом году будут приняты все решения в том графике, как это раньше и предусматривалось». Должны быть также созданы те механизмы, которые ранее обсуждались Россией и Украиной и которые должны обеспечить запуск консорциума в реальную работу, сказал премьер. При этом он считает, что выверка позиций двух стран по вопросам торгово-экономического сотрудничества окажет влияние на решение вопросов по газотранспортному консорциуму.

Минэкономразвития РФ и ОАО «Газпром» проведут совместную оценку различных вариантов либерализации рынка газа в России. Об этом на форуме «Газ России 2003» заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. По его словам, «Газпром» и министерство подготовят общие предложения по либерализации газового рынка в России. Но сближение позиций «Газпрома» и Минэкономразвития по вопросам судьбы единой системы газоснабжения (ЕСГ), статуса ЦПДУ идет достаточно медленно. По словам замминистра, компромиссным вариантом может стать создание одной или трех транспортных компаний, которые будут работать на условиях аренды транспортных мощностей. Он отметил, что в этом случае вопросы доступа к трубе и тарифообразование становятся более прозрачными. А.Шаронов сказал, что стороны договорились о возможности перехода от регулирования оптовой цены на газ к регулированию тарифа на транспортировку. Участники переговоров рассматривают несколько вариантов либерализации внутренних цен на газ, в том числе радикальную возможность «одномоментной либерализации» при сохранении регулируемых цен в сфере ЖКХ. Кроме того, рассматривается возможность поэтапной и посекторной либерализации. А.Шаронов подчеркнул, что необходимо произвести изучение эластичности спроса на газ. «При цене более $50 за тысячу кубометров мы можем не получить достаточный спрос на газ», — обосновал он.
Шаронов отметил, что Минэкономразвития и «Газпром» с участием других заинтересованных сторон договорились провести оценку экономики месторождений независимых производителей с точки зрения себестоимости добычи и возможных затрат на подключение к магистральному газопроводу. Он также сообщил, что практически достигнута договоренность, что «Газпром» будет забирать в транспортную систему весь отбензиненный газ, добываемый нефтяными компаниями в объеме 5 млрд. кубометров. Решением вопроса доступа независимых производителей к ЕСГ и их участия в ее реконструкции могло бы стать изменение организационно-правовой структуры ЕСГ. Замминистра отметил, что «у «Газпрома» и МЭРТ есть понимание по вопросу коммерциализации сферы подземного хранения газа.» «Это может быть самостоятельным бизнесом открытым для участия частных инвесторов».

Независимые производители могут добывать к 2020 году до 200-250 млрд. кубометров газа. Такое мнение высказал генеральный директор ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, выступая на форуме «Газ России 2003». По его словам, развитие российской и мировой экономики потребует добычи газа в России в размере более 700 млрд. кубометров. По мнению Л.Михельсона, в России вполне достижим объем добычи 850-900 млрд. кубометров. Он отметил, что только компании, входящие в «НОВАТЭК», могут добывать до 65 млрд. в год. Л.Михельсон считает, что было бы целесообразно выделить газ из газо- и нефтеконденсатных залежей в отдельный вид полезных ископаемых. По данным Минэнерго, в 2002 году нефтяные компании РФ добыли 34 млрд. 809,5 млн. куб. м., «Газпром» — 523 млрд. 793,6 млн. куб. м., прочие производители — 36 млрд. 488 млн. куб. м., операторы СРП — 241,5 млн. куб.

Рост добычи газа в России до 650-700 млрд. кубометров в год потребует прироста газотранспортных мощностей на 100 млрд. кубометров. Об этом на форуме «Газ России 2003» сообщил заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов. Он отметил, что наращивание мощностей потребует в свою очередь инвестиций в $15-20 млрд. По его словам, к 2006 году основные транспортные коридоры «Газпрома» не смогут пропустить весь добываемый газ. Поэтому, сказал А.Рязанов, необходимо привлекать независимых производителей к участию в развитии газотранспортной системы, либо увеличивать тарифы на транспортировку газа. Рязанов также отметил, что когда в России будут свободные цены на газ, в Россию придет узбекский, казахский и туркменский газ в объеме порядка 50-70 млрд. кубометров, который будет влиять на цены и серьезно конкурировать с газпромовским газом. При этом, возможно, что уже в этом году на внутреннем рынке России будет продаваться казахский газ, сказал он.

Решение Организации стран-экспортеров нефти /ОПЕК/ по снижению на 2 млн баррелей в сутки /до 25,4 млн баррелей/ добычи нефти является «сбалансированным, своевременным и нормальным решением». Такое мнение высказал заместитель председателя правительства РФ Виктор Христенко. Он сказал, что это решение должно стабилизировать рынок сырой нефти и ввести цены «в коридор 22-28 долларов за баррель», установленный самой ОПЕК. Прежнее решение этой организации о повышении квоты добычи нефти диктовалось, по мнению Христенко, ситуацией вокруг Ирака. Вице-премьер отметил, что в случае стабилизации цен на рынке нефти «это решение можно расценивать и как соответствующее интересам нашей страны».

Добыча газа в России увеличилась в первом квартале текущего года на 2,1 проц до 163 млрд куб м. В целом по году рост добычи прогнозируется в 1,5 проц до 604 млрд куб. Эти данные приводятся в докладе Минэкономразвития РФ об итогах социально-экономического развития РФ в 1-м квартале и прогнозе до конца года. Рост добычи газа, считают в Минэкономразвития, обусловлен в основном повышением внутреннего спроса на газовое топливо в связи с более суровыми зимними условиями. Сравнительно низкая отпускная цена на газ вызывает повышенный спрос у потребителей внутреннего рынка на газовое топливо, доля которого в общем объеме используемого топлива остается сравнительно высокой /более 70 проц/. Экспорт газа за январь-март этого года возрос на 3,5 проц к уровню января-марта 2002 года. Доля экспорта газа в общем объеме его добычи составила 33 проц. Как отмечают в Минэкономразвития, на эффективности развития отрасли негативно сказывается необходимость освоения новых сложных месторождений с формированием соответствующей инфраструктуры при ухудшении геологических условий добычи и увеличении дальности транспортировки газа. С целью повышения эффективности развития газовой промышленности прорабатывается проект концепции развития рынка газа РФ и мероприятия по реформированию газовой отрасли, активизации инвестиционной деятельности.

ПОЗИЦИЯ НОВОГО «ПРОМЫШЛЕННОГО» ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА «Контрактная основа в ВТС должна принадлежать крупным монополиям, имеющим большой опыт такой работы и хорошо развитую логистику, а предприятиям — производителям техники следует доверить постпродажное обслуживание экспортируемой техники, включая поставку запчастей», — заявил вице-премьер. Б.Алешин считает, что пока преждевременно говорить о планах его деятельности на новом посту, поскольку после его назначения прошло мало времени и «конкретные обязанности еще будут уточняться». Вместе с тем, вице-премьер заявил, что рассуждения некоторых СМИ о возможности прекращения существования министерства промышленности, науки и технологий РФ «беспочвенны» и «никаких скоропалительных решений не будет». «В нашей стране с ее огромным научным и промышленным потенциалом, который надо только правильно использовать, даже само название такого министерства играет мобилизующую роль», — отметил он. Б.Алешин особо подчеркнул, что муссирующиеся в прессе слухи о его якобы личном противостоянии с главой Минпромнауки Ильей Клебановым также не имеют никакого основания. «Я его уважаю и сохраняю с ним нормальные деловые отношения, хотя, надо признать, давно не уточнял его позиции по вопросам развития промышленности. Передо мной поставлена задача не разрушать, а созидать. Надо уточнить перспективные точки роста в промышленности и науке страны и обеспечить их максимально быстрое развитие». В России много небольших предприятий, где творчески подходят к делу, умело используют научные разработки, создавая продукцию высокого научно-технического уровня. Они как алмазы сверкают на фоне других и надо, начав работу на микроуровне, помочь этим алмазам превратиться в крупные ценные бриллианты, которые станут основой нашей промышленности, помогут ей занять достойное место на мировом рынке», — отметил Б.Алешин.

Он будет отвечать в кабинете министров за вопросы промышленной политики, поддержки предпринимательства, стимулирования инвестиций, поддержки экспорта промышленной продукции, а также за вопросы научно-технической и инновационной политики.

НОВЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА

Количество физически досматриваемых таможенных товаров к 2008 году должно сократиться до 10%, сообщил первый заместитель главы Государственного таможенного комитета Леонид Лозбенко, выступая на заседании консультативного совета по таможенной политике при ГТК. Заседание было посвящено новым принципам оформления и таможенного контроля, которые вводятся новой редакцией Таможенного кодекса РФ, принятой в третьем чтении Государственной Думой. Л.Лозбенко отметил, что к 2006 году объем физического досмотра импорта достигнет 20%. В настоящее время из-за отсутствия системы управления рисками на таможенных постах проверяется в среднем не менее 50% ввозимого товара. По его словам, к 2008 году на 10% сократится время пребывания автотранспорта на таможенных пунктах. К 2006 году ГТК планирует создание «зеленых» и «красных» коридоров для пропуска товаров в страну. Через «красный» коридор будут пропускать нарушителей таможенного законодательства и фирмы-однодневки. По «зеленому» коридору пойдут добросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Среди них будут крупные налогоплательщики, законопослушные фирмы, не замеченные ранее в нарушении таможенного законодательства. Они смогут размещать товары на собственных складах, а не на складах временного хранения, как сейчас. Кроме того, получатель товара, доставленного через «зеленый» коридор, сможет получить товар до завершения таможенного оформления. В целом, согласно новому кодексу, таможня планирует обратить особое внимание на постаудит. Он необходим при работе в условиях либерализации таможенного оформления импорта. Постаудит — контроль за исполнением законодательства после свободного выпуска его на рынки — будет проводиться ГТК совместно с налоговыми и другими контролирующими органами.

СТРОИТЬ НАМЕРЕНЫ БОЛЬШЕ

Госстрой РФ рассчитывает в августе 2003 г. принять стратегию развития строительного комплекса страны до 2010 г., сообщил заместитель председателя Госстроя РФ Анатолий Петраков на совещании по строительной политике. «Разработка стратегии развития строительной отрасли необходима. Ее целью является преобразование комплекса в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную систему, дающую возможность интегрироваться в мировой рынок строительной продукции», — сказал он. По словам А.Петракова, к 2005 г. необходимо довести объемы ввода жилья в РФ приблизительно до 60 млн кв. м в год (в 2002 г. было введено 33,8 млн кв. м жилья), а к 2010 г. — увеличить их в 2-3 раза. В материалах к совещанию также сообщается, что к 2010 г. предполагается увеличение темпа роста инвестиций в основной капитал предприятий отрасли за счет всех источников финансирования до 8-10% в год. Темпы роста объемов производства промышленности стройматериалов планируется довести до 6-8% в год, объем экспорта отечественных строительных материалов в общем объеме их производства — до 8-10% в год. Также предполагается среднегодовое сокращение численности занятых в строительстве на уровне не менее 3-4%, а в промышленности стройматериалов и конструкций — 6-7%. Согласно материалам, удельный вес строительства в ВВП страны в 2002 г. составил 7,3%, в численности занятых — 5%, в инвестициях в основной капитал — 2,7%, в основных фондах — 1,9%. В 2002 г. было введено 126,6 тыс. зданий, из них 94,1% — здания для жилья.

БЕРАБОТНЫМ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ХУЖЕ
В стране не имеют постоянной работы около 6 млн граждан, из них в службах занятости зарегистрировались 1 млн 600 тысяч. При этом, как считает замминистра труда и социального развития Максим Топилин, число официально безработных с каждым месяцем растет. По мнению замминистра, люди стали активнее обращаться в Службу занятости, поскольку выросло минимальное пособие по безработице. В то же время спектр услуг, которые предоставляются службой занятости, сократился. Это также связанно с финансированием. В 2001 году на активные программы из федеральной казны было выделено 3,3 млрд рублей, а в 2003-м — 2,4 млрд. «Это сокращение финансирования произошло осознанно. Есть бюджетные ограничения, которые не позволяют Службе занятости расходовать деньги так, как прежде», — отметил замминистра. Например, практика, когда работодателям выделялись деньги для создания рабочих мест, по словам М. Топилина «развращала работодателя», поскольку центры занятости , по сути, «занимались его дотацией». Вместе с тем замминистра полагает, что работа Службы занятости «была и остается эффективной». Он пояснил, что в большинстве регионов центры занятости готовят людей под конкретные заявки работодателей. «Другое дело, — отметил замминистра, — крайне мало денег на эти программы. На пособия в этом году из федерального бюджета предусмотрено 13,8 млрд рублей. На активные программы — общественные работы, занятость несовершеннолетних, социальную адаптацию, информирование, ярмарки вакансий, временное трудоустройство слабозащищенной части населения выделено 1,3 млрд рублей, плюс на программы профобучения и профориентации — 1,1 млрд». Он также сообщил, что прекращена практика выдачи ссуд на безвозвратной основе по программам самозанятости, поскольку по Бюджетному кодексу нельзя выдавать бюджетные ссуды физическим лицам.

МПР ПОЕДЕТ В ЯНАО
Выездная коллегия министерства природных ресурсов (МПР) России состоится в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) осенью 2003 года, сообщил губернатор округа Юрий Неелов. По его словам, основным вопросом коллегии станет создание национального банка природно-ресурсных данных России на базе территориального банка данных, который создан в ЯНАО. Также на выездной коллегии будет обсуждаться новый закон о недропользовании, отметил губернатор. Кроме того, по словам Ю.Неелова, администрация округа и руководство МПР РФ планируют обсудить ряд спорных вопросов. В частности, вопрос об отчислении за недропользование. Как подчеркнул губернатор, в последнее время ЯНАО и МПР «все ближе и ближе подходят к компромиссному варианту по проблеме платы за недропользование». Как сообщалось ранее, министерство природных ресурсов России планирует в течение ближайших лет создать единую информационно-аналитическую базу природных ресурсов страны, включающую в себя информацию об охране окружающей среды. Создание базы обеспечит рациональное природопользование в России. Кроме того, систематизированная информация будет способствовать эффективному механизму разработки и принятия управленческих решений в этой сфере, как на уровне субъекта, так и на уровне федерации в целом.

ПРОДАЮТСЯ АКЦИИ «ГАЗПРОМА»
Торги акциями «Газпрома» на Московской фондовой бирже (МФВ) через клиринговую палату Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) могут начаться 15 мая, в тот же день, когда начнутся торги акциями «Газпрома» через клиринговую палату ММВБ на Екатеринбургской фондовой бирже на ММВБ. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг на прошлой неделе согласовала правила торговли ценными бумагами через систему клиринга ММВБ на Московской фондовой бирже. С 15 мая начинаются торги акциями «Газпрома» на Екатеринбургской фондовой бирже через клиринговую палату Московской межбанковской валютной биржи.

ЛЬГОТЫ ПО АРЕНДЕ ЗЕМЛИ Правительство Москвы внесло дополнения к постановлению «О ставках арендной платы за землю для категорий арендаторов, занимающихся приоритетными для города видами деятельности», включив в этот список автопроизводителей. Как сообщили источники в городской администрации, льготы по аренде будут предоставлены производителям легковых автомобилей, которые будут платить 30% средней городской ставки. Это решение принято «в целях обеспечения условий для дальнейшей реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию серийного производства и сбыта легковых машин», отмечается в документе. КАК БУДЕМ ЗАНИМАТЬ ДЕНЬГИ Правительство РФ планирует в 2004 году разместить еврооблигации на сумму $2,2 млрд., в 2005 — на $4 млрд. Об этом говорится в материалах Минфина РФ по параметрам перспективного финансового плана на 2003-2005 гг. Начиная с 2004 года, правительство РФ перейдет к планомерному увеличению внешних заимствований путем выпуска ценных бумаг, направленных на частичное рефинансирование внешнего долга. При этом увеличение внешних заимствований в 2005 году будет возможно в случае улучшения кредитного рейтинга России и перехода его в инвестиционную категорию, что позволит осуществлять внешние заимствования на более выгодных условиях. Кроме того, в 2004 году объем использования связанных иностранных кредитов правительств иностранных государств предусматривается в размере до $622 млн. Такой же объем предусмотрен и на 2005 год. При этом с учетом неэффективности привлечения под госгарантии иностранных связанных кредитов в 2004 и 2005 годах новые связанные кредиты привлекать не планируется, а будет продолжено использование кредитов, включенных в программу государственных внешних заимствований в предыдущие годы. В 2004 и 2005 годах не планируется привлечение финансовых займов по линии Международного валютного фонда и Всемирного банка, за исключением привлечения в 2004 году $40 млн. по займу на реформирование региональных финансов. Отказ от привлечения займов международных финансовых организаций обусловлен тем, что при их сравнительно невысокой стоимости возникают существенные косвенные расходы, в частности на консультационные услуги. В целом привлечение ресурсов за счет внешних источников в 2004 году планируется в объеме $2,86 млрд., в 2005 году — в объеме $4,66 млрд.

Финансовый резерв России 2004 года прогнозируется в объеме 324,34 млрд. рублей (2,1% ВВП), в 2005 году — 474 млрд. рублей (2,7% ВВП). По итогам 2003 года объем финансового резерва будет составлять 229,59 млрд. рублей (1,8% ВВП). В соответствии с законом о федеральном бюджете РФ на 2003 год, объем финансового резерва по итогам текущего года прогнозируется на уровне 20 млрд. рублей. На начало года объем финрезерва составлял 228 млрд. рублей, на 1 апреля 2003 года — 230 млрд. рублей.

ОЧЕРЕДНОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
Рост ВВП в России в этом году составит 4,5 проц, инфляция — 12 проц, рост промпроизводства — 4,3 проц. Эти данные приводятся в подготовленном Минэкономразвития РФ мониторинге социально-экономического развития РФ в первом квартале 2003 года и оценках до конца года. Рост ВВП в РФ в 2002 году составил 4,3 проц, инфляция — 15,1 проц, рост промпроизводства — 3,7 проц. Рост инвестиций в основной капитал, по оценкам Минэкономразвития, в этом году составит 7 проц /в 2002 году — 2,6 проц/. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам текущего года прогнозируется на уровне 8,7 проц /в 2002 году — 9,9 проц/. Рост производства продукции сельского хозяйства в 2003 году, по оценке Минэкономразвития, составит 3 проц /в 2002 году — 1,7 проц/. Оборот розничной торговли в РФ в этом году, по оценке Минэкономразвития, возрастет на 8,4 проц /в 2002 году — 9,2 проц/. Экспорт товаров в, согласно прогнозу, увеличится на 9,6 проц /в 2002 году — 5,3 проц/, импорт товаров возрастет на 13,5 проц /в 2002 году 3,4 проц/.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В дальневосточном регионе ежегодный экономический ущерб от правонарушений в сфере экспорта морских биоресурсов оценивается в сумму от $70 до $100 млн., а ежегодные потери от незаконных порубок леса — около 70 млн. рублей, сообщил начальник Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ Алексей Орлов. Он отметил, что на дальневосточный регион приходится 60% улова рыбы в России и 32% от общего объема продаж российского древесного сырья на внешнем рынке. Кроме того, он сообщил, что за последний год в регионе вскрыт ряд крупных экономических преступлений в этих отраслях. В частности, только на Сахалине за год было выявлено 264 преступления в рыбной отрасли, ущерб по которым составил 480 млн. рублей. В области экспорта морских биоресурсов количество выявленных тяжких и особо тяжких преступлений возросло за этот период на 4,5%.

В результате проверок лесной отрасли в прошлом году выявлено 746 преступлений, связанных с незаконной порубкой деревьев и кустарников, что на 41% больше, чем в 2001 году, отметил начальник ГУБЭП. В целом за прошлый год, по его словам, проведено более двух тысяч проверок лесопользователей дальневосточного региона, что привело кприостановлению, ограничению или запрещению хозяйственная деятельность 864 предприятий. Касаясь отдельных причин резкого роста преступности в этих отраслях региона, А.Орлов напомнил, что «четко не прописан порядок предоставления рыбных квот», что, по его мнению, приводит к «росту получения взяток и злоупотреблению служебным положением». Он также коснулся преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и камней. Так, в прошлом году из незаконного оборота в Дальневосточном федеральном округе изъято 80 килограммов промышленного золота, выявлено 246 различных преступлений в этой сфере, а за первый квартал текущего года уже выявлено 32 преступления и изъято 10 кг золота.

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПОБОРЫ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Основные вопросы работы комиссии по корпоративной этике с участием представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), всероссийских общественных организаций «Деловая Россия» и «ОПОРА России» будут окончательно согласованы в середине мая. Совместная рабочая группа вынесет на рассмотрение предложение о том, чтобы вступительный взнос предприятий малого бизнеса при вынесении на рассмотрение комиссией коммерческого спора не превышал 5 тыс. у.е. Авторы этого предложения также считают целесообразным, чтобы комиссию по корпоративной этике возглавлял представитель РСПП, а его заместителями являлись представители «Деловой России» и «ОПОРЫ России».

Кроме того, в мае будет обсуждаться предложение о создании трехсторонних комиссий по корпоративной этике во всех федеральных округах России, а также — по инициативе с мест — в отдельных субъектах страны. В перспективе намечено разработать концепцию создания в России Центра разрешения корпоративных споров. Предполагается, что это будет некоммерческая организация, выполняющая функции независимого арбитража и посредника в досудебном урегулировании коммерческих конфликтов.

ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА Россия намерена расширить и усовершенствовать практику квотирования импорта продовольствия, а также использовать ценовые пошлины для защиты внутреннего рынка. Эти вопросы обсуждались на заседании комиссии правительства РФ по вопросам АПК. Как заявил на заседании вице-премьер РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, существующая система таможенно-тарифной защиты не в полной мере отвечает задачам стабилизации продовольственного рынка. Выступивший на заседании комиссии руководитель департамента тарифной политики Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко сообщил, что в ближайшее время в правительство будет внесен проект постановления по защите отечественных производителей риса, дрожжей и соевых бобов. Кроме того, «с союзами товаропроизводителей идет диалог в отношении ограничения поставок в РФ сливочного масла и сыров». Глава департамента отметил, что рассматриваются также предложения о применении мер таможенно-тарифной политики в отношении зерна, растительного масла, молока и молочных продуктов, Однако, заявил он, значительная часть продовольствия, в частности, растительное масло, поставляется в РФ с Украины. Для того, чтобы ввести тарифные квоты на этот продукт, следует изъять его из режима свободной торговли между Россией и Украиной, «что очень трудно», пояснил глава департамента. Он добавил при этом, что «распространение тарифных квот на поставки из стран СНГ затруднено». По его словам, эту особенность следует учесть при принятии решений об ограничении импорта. А.Кушниренко считает, что совершенствования требует и практика тарифного квотирования импорта мяса, введенная в этом году, В ближайшее время будут внесены предложения по модернизации этого механизма, в том числе по методу распределения квоты. А.Кушниренко считает, что в защите внутреннего рынка России необходимо сделать следующий шаг — ввести практику ценовых пошлин, т.е. пошлин, уровень которых синхронизирован с декларируемой ценой товара. «Если необходимо обезопасить рынок от дешевого товара, то на него устанавливается повышенная пошлина», — пояснил он. По словам А.Кушниренко, ценовые пошлины будут использованы при импорте в РФ мебели и обуви. Эту практику можно ввести и в отношении импорта сельхозпродукции, считает он. Вместе с тем руководитель департамента заявил, что совершенствование таможенно-тарифной политики, и в частности, квотирование импорта, сдерживается из-за отсутствия надлежащей законодательной базы. «Рассмотрение в Госдуме поправок в таможенно-тарифное законодательство идет медленно», — заявил он, добавив, что «надо добиться, чтобы в 2004 г. механизм квотирования был использован в полном масштабе и на широкий круг товаров». Согласно приведенным на заседании комиссии данным, в настоящее время общий уровень таможенно-тарифной защиты российского продовольственного рынка составляет 11,45%, в то время как среднемировой показатель — 62%. Комиссия поручила Минэкономразвития вместе с Минсельхозом РФ, ГТК и МИДом представить правительству предложения по введению защитных мер в случае принятия государствами-импортерами дискриминационных актов в отношении экспорта отдельных видов российской сельхозпродукции, а также предложения по единой таможенно-тарифной политике стран СНГ.

Для защиты отечественных товаропроизводителей Россия впервые ввела квоты на импорт мяса птицы. Квота до 31 декабря 2003 года установлена в объеме 744 тыс тонн, на 2004-2005 годы — по 1,05 млн тонн. 1 января 2006 года квота будет снижена до 306 тыс тонн. Ввоз в Россию куриного мяса сверх установленного предела запрещен. Как считают в Минсельхозе, подобная мера «позволит отечественным птицеводам «встать на ноги», увеличить производство куриного мяса». По своим вкусовым качествам, отмечают в министерстве, оно выгодно отличается от импортного потому, что при откорме мясных цыплят используется больше зерна, а при обработке мяса применяются совершенно другие препараты, чем, допустим, в США. Из-за этого российские ветеринары два года назад приостанавливали ввоз американских окорочков и потребовали от американской стороны соблюдения всех параметров, заложенных в новый сертификат поставки окорочков в Россию.

ГОСУДАРСТВО БУДЕТ ТЕПЕРЬ БАНКРОТИТЬ СВОИХ ДОЛЖНИКОВ ОБДУМАННО
Правительство РФ упорядочивает процедуру взыскания задолженности по обязательствам перед государством в делах о банкротстве. Как сообщила руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяна Трефилова, постановлением правительства РФ от 15 апреля установлены меры, регламентирующие действия всех госорганов, которые обладают правом взыскания задолженности перед государством и могут быть задействованы в процедурах банкротства предприятий, имеющих задолженность по гособязательствам. Она пояснила, что до вступления в силу нового постановления единая позиция госорганов в отношении банкротства предприятий, имевших задолженность перед государством, вырабатывалась на коллегиях уполномоченных госпредставителей, в состав которой входили представители ФСФО, МНС, ГТК, Минфина, налоговых органов, внебюджетных фондов и отраслевых министерств. Требования к этой деятельности госорганов не были детально регламентированы, и зачастую получалось так, что далеко не вся задолженность перед государством могла быть учтена в ходе подготовки к процедурам банкротства. Кроме того, перевес в голосовании при обсуждении на коллегии имело ведомство, на долю которого приходился наибольший размер задолженности; как правило, это были налоговые органы, отметила Т.Трефилова. Положение предусматривает четыре категории предприятий в зависимости от размера внеоборотных активов, от которого зависит уровень принятия решений о подаче в суд заявления о признании банкротом. Так, решение о начале банкротства компаний с внеоборотными активами свыше 5 млрд. рублей принимается правительством РФ, премьером РФ или — по его поручению — заместителем премьера. Решение о судьбе компаний с активами от 1 млрд. до 5 млрд. рублей выносится межведомственной комиссией с участием представителей федеральных ведомств, состав которой утверждается правительством РФ; от 300 млн. до 1 млрд. рублей — межведомственным совещанием на уровне федерального округа, менее 300 млн. — на уровне субъекта Федерации. «Принятие этого постановления означает, что государство будет вступать в процедуру банкротства весьма обдуманно, взвесив все «за» и «против», — резюмировала руководитель ФСФО.

ГРЯДУТ ЛИ НЕФТЯНЫЕ БАТАЛИИ? НК «ЛУКОЙЛ» внимательно наблюдает за развитием компании, которая образовалась после слияния нефтяных компаний «ЮКОС» и «Сибнефть», и готовится к конкурентной борьбе с вновь созданным концерном, заявил президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. По его словам, новая крупная компания будет для «ЛУКОЙЛа» серьезным конкурентом на внутреннем рынке России в плане добычи нефти и газа, разведки и разработки месторождений. К тому же, считает глава НК, в объединенной компании «Сибнефти» и «ЮКОСа» «собирается очень эффективная менеджерская команда». Тем не менее, подчеркнул В.Алекперов, такие крупномасштабные слияния нефтегазодобывающих компаний делают привлекательными инвестиции в Россию, поскольку привлекают внимание не только российских деловых кругов, но и всего мирового сообщества. Как сообщалось, нефтяные компании «ЮКОС» и «Сибнефть» договорились об объединении и создании новой компании «ЮкосСибнефть». По оценкам специалистов, в результате объединения, которое планируется завершить к концу текущего года, появится крупнейшая частная компания по доказанным запасам нефти, оставив позади «ЛУКОЙЛ» и Exxon Mobil. Запасы объединенной компании оцениваются в 19,4 млрд баррелей нефтегазового эквивалента по данным оценки запасов в конце 2001 года, проведенной в соответствии с методикой SPE. Доказанные запасы нефти (по методике SPE) 18,4 млрд баррелей, газа — 5,9 триллионов куб. футов

Доказанные запасы «ЛУКОЙЛа» на 1 января 2003 года оценены в размере 19,3 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (по сравнению с 16,8 млрд. баррелей на 1 января 2002 года), в том числе 15,3 млрд. баррелей нефти и 24,2 трлн. куб. футов природного газа. С учетом приобретения контрольных пакетов акций в начале 2003 года в ряде компаний в Республике Коми (ОАО «Тэбукнефть», ОАО «Ухтанефть», ЗАО «РКМ-ойл», ОАО «ЯНТК»), а также переклассификации долей участия в некоторых зависимых обществах вследствие увеличения долей участия после даты оценки, консолидированные запасы «ЛУКОЙЛа» составляют 19,7 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. По общим объемам доказанных запасов нефти и газа «ЛУКОЙЛ» продолжает занимать лидирующие позиции в мире: второе место среди крупнейших частных корпораций мира после ExxonMobil. Подсчет запасов «ЛУКОЙЛ» сделан в соответствии с требованиями US SPE. Запасы учитывались как в пределах действия существующих лицензий, так и за их пределами до достижения экономического лимита выработки. Общие запасы компании по всем категориям приводятся как сумма 100% чистых запасов по дочерним обществам и доли в запасах зависимых обществ. Прирост ресурсной базы компании составил за год 5% по нефти и 83% по газу..

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПИРАМИДА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ «Анализ структуры налоговых поступлений свидетельствует о низком уровне налогообложения добываемых природных ресурсов», — заявил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на пленарном заседании Госдумы. На заседании рассматривалось заключение Счетной палаты на проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2001 год». С.Степашин отметил, что, по оценкам экспертов Центрального экономико-математического института РАН, чистый народнохозяйственный доход (или так называемая нераспределенная прибыль) формируется за счет труда лишь на 5%, на 20% — за счет основного капитала, а на 75% — за счет природных ресурсов. Однако 70% фискальной нагрузки, наоборот, приходится на труд, 20% — на основной капитал и лишь 10% — на ренту. Глава Счетной палаты подчеркнул, что достаточно велики резервы дополнительных поступлений и из неналоговых источников. В частности, по его словам, доходы федерального бюджета от использования и распоряжения госсобственностью в 2001 году составили лишь 3,6% от общего объема доходов федерального бюджета. Таким образом, еще далеко не исчерпаны возможности наращивания объемов доходов без дополнительного увеличения нагрузки на добросовестных плательщиков. «Мы убеждены, что надо в первую очередь повысить роль рентных платежей и налогов на имущество, а также доходов от использования и распоряжения госсобственностью», — отметил председатель Счетной палаты. По его словам, Счетная палата не раз отмечала отсутствие эффективной системы управления государственными активами, в том числе зарубежной собственностью. Представители государства в акционерных обществах по большей части неэффективно реализуют права акционера от имени Российской Федерации. В 2001 году дивиденды на акции, принадлежащие государству, начислили только 14% АО, акции которых находились в федеральной собственности, подчеркнул С.Степашин. Он считает, что недостаточна роль в пополнении бюджетных доходов федеральных государственных унитарных предприятий. У третьей части этих предприятий до настоящего времени не определена ведомственная принадлежность, уточнил С.Степашин. По его словам, бюджетная политика не в полной мере рассматривается как действенный инструмент стимулирования темпов экономического роста. По итогам за 2001 год темпы роста ВВП составили 5% против 9% в 2000 году. По итогам 2002 года этот показатель составил уже 4,3%. Концентрация потенциала экономического роста лишь в экспортоориентированных отраслях и в немногих субъектах РФ порождает депрессивные сектора экономики и регионы. Председатель Счетной палаты подчеркнул, что дифференциация основных региональных показателей достигла критических отметок. Так, например, разрыв между регионами по уровню производства на душу населения составляет 60-80 раз, а по инвестициям на душу населения — 30-40 раз. Счетная палата считает, что для ускорения экономического роста требуется большая координация бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, а также структурной политики, направленной на усиление инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях. В частности, в рамках налоговой реформы необходимо принять комплекс мер, направленных на снижение общего уровня налогообложения данных отраслей.

Вместе с тем oн сообщил, что по итогам 2001 года прогнозировавшийся объем ВВП был превышен на 16,7%, в результате чего в федеральный бюджет поступило доходов на 400 млрд. рублей, или на 33,6%, больше, чем предусматривалось законом. «В своих ответах на наши представления Минфин и Минэкономразвития указывают на массу объективных обстоятельств, которые приводят к большим расхождениям между прогнозом и реально складывающейся макроэкономической ситуацией. Действительно, в экономике, где темпы инфляции и прироста ВВП гораздо больше зависят от динамики мировых цен на нефть, а не экономической политики правительства, весьма трудно что-либо прогнозировать», — подчеркнул глава Счетной палаты. В то же время «ошибки в макроэкономических прогнозах ведут к появлению дополнительных, заранее никем неучтенных доходов, которое правительство имеет возможность тратить по собственному усмотрению». По результатам проведенных проверок исполнения бюджета РФ за 2001 год Счетная палата направила представления в правительство, министерства и ведомства. Предложения Счетной палаты по вопросам, требующим законодательного урегулирования, направлены Госдуме и Совету Федерации, сообщил С.Степашин.

ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ С начала 2003 года предприятия РАО «ЕЭС» недополучили за отпущенную потребителям энергию около 5 млрд. рублей. Основными должниками энергохолдинга остаются предприятия ЖКХ, задолженность которых превышает 40 млрд. рублей (45% от общей задолженности). В связи со сложившейся ситуацией, говорится в пресс-релизе РАО, энергокомпании холдинга в ближайшие дни будут вынуждены ограничить подачу энергии ряду должников. Так, ОАО «Карелэнерго» планирует ограничить энергоснабжение тринадцати предприятий (задолженность потребителей перед энергокомпанией на 22 апреля составила 932,7 млн. рублей), ОАО «Ставропольэнерго» — четырех (задолженность на 24 апреля составила 349,9 млн. рублей), ОАО «Ярэнерго» — шести (задолженность на 25 апреля почти 100 млн. рублей). ОАО «Архэнерго» также намеревалось ограничить потребление более 270 неплательщиков (задолженность потребителей на 25 апреля превышает 1 млрд. рублей), однако в праздничные дни в связи с резким похолоданием в области энергокомпания решила ввести мораторий на ограничения.

ОАО «Дальэнерго» планирует ограничить энергоснабжение 404 предприятий-должников, ОАО «Каббалкэнерго» и ОАО «Владимирэнерго» — более 100, ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» — более 150, ОАО «Якутскэнерго» — около 20, ОАО «Амурэнерго» — 245. Кроме того, ввести ограничения энергоснабжения потребителей-неплательщиков намерены «Калмэнерго», «Мордовэнерго», «Удмуртэнерго», «Чувашэнерго», «Красноярскэнерго», «Хабаровскэнерго», «Амурэнерго», «Ивэнерго», «Пензаэнерго», «Ростовэнерго» и «Смоленскэнерго».

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru