Новости экономики и промышленности

ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
План совместных действий Минтранса и МПС РФ по транспортному обеспечению внешней торговли будет обсужден на объединенной коллегии ведомств 29 ноября, сообщил 4 ноября на брифинге министр транспорта РФ Сергей Франк. По его словам, особое внимание на коллегии будет уделено вопросам развития контейнерных перевозок, создания единой системы информационного обеспечения перевозки грузов, развития стратегической системы планирования на транспорте, переключения российских внешнеторговых грузов с иностранных портов на отечественные. Также на коллегии будут обсуждаться проблемы развития транспортных узлов в морских торговых портах. По словам министра, для ликвидации имеющихся диспропорций в мощностях перегрузочных комплексов и припортовых железнодорожных станций необходимо включить в инвестиционную программу МПС на 2003-2005гг. работы по увеличению пропускных способностей припортовых станций. Также на коллегии планируется рассмотреть возможность привлечения Минтрансом РФ средств акционерных обществ морских портов и частных инвесторов в развитие припортовых станций. Министр подчеркнул, что указанные проблемы будут рассматриваться на примере морских портов Санкт-Петербурга и Новороссийска, а также строящихся портов Усть-Луга и Оля. Главным приоритетом в отношениях двух ведомств, по словам С.Франка, должен стать процесс синхронизации инвестиционных планов Мнтранса и МПС, чтобы обеспечить сбалансированность системы переходов железнодорожного и морского транспорта и установить жесткий контроль за единой транспортной системой.

Минтранс планирует подготовить для совместной реализации с Европейским инвестиционным банком ряд программ по развитию транспортных систем России, сообщает пресс-служба министерства. Минтранс РФ намерен предложить банку совместно реализовывать следующие перспективные проекты: строительство и реконструкция автомобильных дорог «Россия», «Волга», «Беларусь», «Скандинавия» и ряд других; строительство мостовых переходов через Волгу в Волгограде, Ульяновске, Ярославле; модернизация аэропортов в Калининграде («Храброво»), Волгограде, Новосибирске, Иркутске, Омске («Толмачево»); развитие морских портов Усть-Луга, Приморск, Оля и некоторых других. Разработка предложений по реализации приоритетных транспортных проектов с участием Европейского инвестиционного банка велась с учетом расширения в ближайшей перспективе мандата банка на операции в России.

Коллегия МПС РФ во второй половине декабря рассмотрит инвестиционную программу российских железных дорог на 2003г., заявил министр путей сообщений РФ Геннадий Фадеев. По его словам, планируется, что в 2003г. объем инвестиций составит порядка 125 млрд руб., из которых 100 млрд — амортизационные средства, оставшаяся сумма — привлеченные средства. Новая инвестиционная программа предполагает полное исключение непрофильных направлений, основной акцент будет сделан на работе с железнодорожными подходами к морским портам. Другой важнейшей задачей инвестиционной программы МПС является обновление подвижного парка, отметил Г.Фадеев. По словам министра, в текущем году инвестиционная программа МПС РФ составляла 114 млрд руб. Он подчеркнул также, что уже в январе инвестиционная программа будет рассматриваться на заседании правительства.

НОВОСТИ ИЗ «ИТЕРЫ» Руководитель «ИТЕРЫ» — в Конгрессе США. Энергетический диалог Россия-США, старт которому дали президенты двух стран Владимир Путин и Джордж Буш в ходе московской встречи на высшем уровне в мае нынешнего года, открывает новые возможности для активизации взаимовыгодного сотрудничества между российскими и американскими энергетическими компаниями. Таков лейтмотив состоявшейся в Вашингтоне встречи президента нефтегазовой компании «ИТЕРА» Игоря Макарова с членами Конгресса США. В ходе встречи, проходившей в Конгрессе США в форме официального приема и последовавшего за ним обеда в честь Игоря Макарова, руководитель «ИТЕРЫ» подчеркнул, что действующие в России нефтегазовые компании, в том числе «ИТЕРА», обладают достаточным потенциалом для того, чтобы наполнить конкретным содержанием начавшийся российско-американский энергетический диалог. Игорь Макаров рассказал участникам встречи о перспективных проектах компании в России, странах СНГ и Балтии, а также в США, в государствах Южной Америки и других регионах мира. Отметив заинтересованность в привлечении инвестиций и передовых американских технологий на российский рынок, руководитель «ИТЕРЫ» пригласил предпринимателей из США к участию в проектах компании в России и других странах. На встрече Игорь Макаров объявил о намерении огласить полный список акционеров «ИТЕРЫ». Кроме того, он сообщил о других шагах, направленных на обеспечение большей прозрачности деятельности компании и совершенствование корпоративного управления. В этих целях, в частности, планируется сформировать консультативный совет, задачей которого станет выработка для Совета директоров и топ-менеджмента «ИТЕРЫ» соответствующих рекомендаций.

Прием в Конгрессе США состоялся в связи с празднованием 10-летнего юбилея «ИТЕРЫ». В торжественном мероприятии приняли участие члены Федерального Собрания РФ и Конгресса США, а также высокопоставленные представители российских и американских министерств и ведомств, дипломатического корпуса и деловых кругов двух стран — в общей сложности более 100 человек.

Перспективы
Объем добычи газа МГК «Итера» в 2002г. составит около 30 млрд кубометров. Об этом сообщил 4 ноября, выступая с докладом на конференции «Либерализация газового рынка России», заместитель председателя правления компании Геннадий Скиданов. По его словам, в перспективе компания планирует довести показатель добычи до 60 млрд кубометров газа ежегодно. Г.Скиданов также отметил, что на сегодняшний день объем добычи газа независимыми компаниями составляет около 10% от общего объема добычи в РФ. К 2020г. независимые компании будут добывать каждый пятый кубометр газа, сообщил он. В обозримом будущем, продолжил Г.Скиданов, компания «Итера» планирует осуществлять проекты в ряде стран СНГ, в частности в Узбекистане и Туркмении. Перспективным направлением на ближайшее время для компании остается рынок газа России, СНГ и стран Балтии, однако в обозримом будущем компания планирует выйти на международные рынки. В частности, отметил Г.Скиданов, от правительства Бразилии «Итере» поступило предложение принять участие в проекте по добыче газа. Также прорабатываются варианты сотрудничества с Уругваем, в частности по поставкам этого энергоносителя из Аргентины в Уругвай. Кроме того, указал Г.Скиданов, изучаются варианты по сотрудничеству в добыче газа в США.

Справка ООО «Нефтегазовая компания «ИТЕРА» образована на базе производственных активов и сбытовых структур компаний «ИТЕРА Холдинг» и «Новафининвест». Зарегистрирована в пос. Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия) в мае 2002 года. Основные направления деятельности компании — разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа, газового конденсата и нефти. НГК «ИТЕРА» обладает следующими запасами углеводородного сырья: — природный газ — 2,2 трлн. куб. метров; — газовый конденсат — 110,5 млн. тонн;

— нефть — 94 млн. тонн.

ПОПЫТКА ЗАЩИТИТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА Миноритарный акционер РАО «ЕЭС России», главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман подал иск в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ о признании незаконным постановления правительства РФ номер 526 «О реформировании электроэнергетики РФ», которое, по его утверждению, нарушает имущественные права владельцев акций энергокомпании. Об этом сообщил журналистам сам М.Гельман на своей прсс-конференции 30 октября с. г. По его мнению, разделение единой энергосистемы России на части и передача их в собственность независимых хозяйствующих субъектов, что подразумевается постановлением о реформировании, противоречит ст.71 Конституции РФ. В статье говорится о том, что федеральные энергетические системы относятся к исключительному ведению Российской Федерации. По словам М.Гельмана, наличие разных собственников у разных функциональных компонентов единой энергосистемы «чревато катастрофами из-за возможных несогласованностей в их работе». Он отметил, что разделение РАО «ЕЭС» на множество самостоятельных компаний значительно снизит надежность энергоснабжения потребителей и снизит инвестиционную привлекательность энергокомпании. М.Гельман сообщил, что подал иск 12 сентября и если до начала ноября не будет ответа, он планирует обратиться к председателю Верховного Суда. По словам М.Гельмана, шансов на успех иска мало. Однако, предпринимая эту акцию, он надеется убедить Верховный Суд в необходимости подать запрос в Конституционный Суд о соответствии реформирования электроэнергетики России Конституции РФ. М.Гельман владеет 10 обыкновенными акциями РАО «ЕЭС России», которые он купил специально, чтобы попытаться защитить интересы государства.

По сообщению РосБизнесКонсалтинг

ПРОГНОЗЫ
Доказанные запасы углеводородов в России к 2010-2015гг. составят 150 млрд барр. Об этом сообщил президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. По его словам, в настоящий момент, по оценкам западных экспертов, доказанные запасы нефти 10 крупнейших нефтегазовых компаний России составляют 76 млрд барр. При этом доля РФ в мировых доказанных запасах составляет 5%. Предполагается, что к 2010-2015гг. она увеличится до 18%. Кроме того, В.Алекперов заявил, что к 2010г. предполагаемый объем добычи нефти на территории России будет составлять 420-450 млн тонн, а экспорт — 170-190 млн тонн в Западную Европу (без учета транзита) и 35 млн тонн — в страны СНГ. По его словам, в настоящее время, по прогнозируемым итогам, за 2002г. добыча составит 365-370 млн тонн, экспорт в Западную Европу — 135-140 млн тонн, в СНГ — 25-30 млн тонн. По словам В.Алекперова, существенный рост нефтедобычи приведет к возникновению дефицита трубопроводных мощностей. В связи с этим он призвал к строительству новых транспортных систем.

К 2010г. в России ожидается дисбаланс между возможным и оптимальным уровнем производства нефтепродуктов, заявил в своем докладе, выступая на II Московском международном нефтяном форуме, вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Шарифов. Согласно прогнозу консалтинговой компании, разработанному по заказу ЛУКОЙЛа, к 2010г. в России планируется увеличение добычи нефти ориентировочно на 75 млн тонн в год (с 375 млн тонн в 2002г. до 450 млн тонн), а увеличение экспорта нефти составит лишь 45 млн тонн (со 165 млн тонн до 210 млн тонн). Эти дополнительные объемы нефти будут направляться на российские НПЗ, загрузка которых составляет сегодня около 75%. В то же время существенного роста поставок нефтепродуктов на экспорт не ожидается в связи с ограниченной пропускной способностью перевалочных терминалов и несоответствием большинства производимых в России моторных топлив мировому уровню качества. Объем же потребления нефтепродуктов внутри России будет возрастать с незначительным среднегодовым темпом прироста — 0,5% (к 2010г. потребление нефтепродуктов в России увеличится на 3 млн тонн и составит 120 млн тонн в год). Таким образом, ожидается кризисная ситуация с реализацией нефтепродуктов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что приведет к существенному обострению конкурентной борьбы между нефтяными компаниями.

Объем добычи газа ОАО «Газпром» к 2010г. составит, по предварительным данным, 530 млрд кубометров в год. Об этом сообщил выступая с докладом на конференции «Либерализация газового рынка России», член правления Газпрома Владимир Резуненко. При этом общий объем добычи в России к 2010г. составит около 650 млрд кубометров. По словам В.Резуненко, он считает, что цену на газ на 2003г. надо повысить на 40-50%, что, отметил он, будет выгодно не только для Газпрома, но и для независимых производителей. Сейчас, напомнил он, средняя цена за газ составляет 19,8 долл. за 1 тыс. кубометров. Говоря о стратегии развития Газпрома, В.Резуненко назвал одним из главных стратегических проектов — разработку газовых месторождений на полуострове Ямал. Однако, по его словам, здесь существует проблема финансирования этого проекта, который предполагает десятки миллиардов долларов. Другие приоритетные проекты компании — это развитие шельфовых месторождений Северных морей (Карское и Баренцево) и разработка месторождений в Восточной и Западной Сибири.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru