Новая профессия термоса — теплотрасса / Моисей Гельман

КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА КАК ПОРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА

Два года назад автор этих строк с группой энергетиков побывал в Дании. Специалистов из России пригласили, чтобы поделиться с ними опытом организации, строительства и эксплуатации местных систем централизованного теплоснабжения. Двухнедельное ознакомление с датской индустрией производства тепла и его распределения потребителям, а также с производством энергосберегающей техники для систем теплоснабжения показало, что нам продемонстрировали не просто одну из эффективных комплексных отраслей экономики страны, а социально ориентированную философию ведения общественного хозяйства. Этой философией — каждому по труду на достойную, но бережливую жизнь — пронизано все датское общество. Причем одним из основных факторов действенности такой социальной или, как у нас говорят, социалистической идеологии является повсеместное и повседневное снижение затратности всех сфер производства и потребления за счет рациональной экономии ресурсов и энергии.

Застрельщиком и организатором подобной перманентной реформы, в том числе в коммунальном хозяйстве, выступает само государство: власти в центре и на местах. Можно сказать, что перманентная коммунальная реформа в Дании является порождением построенного там без лишнего шума социализма. Ведь если говорить, в частности, о теплоснабжении, то за последние двадцать лет оплата тепловой энергии в пересчете на один квадратный метр жилья снизилась там на 45 процентов. Разве это не свидетельство социальной направленности экономики и государственной политики, обеспечивающих повышение жизненного уровня населения?

У нас власти также как-то озабоченно заявили о необходимости проведения коммунальной реформы. Мол, пора прекращать дотировать «социалку». По этому поводу два года назад был издан даже президентский указ. Но так как отечественное оборудование тех же систем централизованного теплоснабжения остается допотопным, то все новации сводятся к «реформированию» цен на тепло: они все растут и растут. Хотя совершенно очевидно: прекратить дотирование обогрева жилищ и социальных объектов, осуществляемое в том числе за счет накручивания тарифов в промышленности, можно лишь кардинальным снижением затрат и потерь энергии как при ее производстве, так и в местах распределения и потребления.

ВЕСНА НА ТРУБОПРОВОДНОЙ УЛИЦЕ

А таких «черных дыр» полным-полно. Только в тепловых сетях страны, по экспертным оценкам, при норме 5—6 ежегодно теряется около 20 процентов всей вырабатываемой тепловой энергии, или почти 420 млн. гигакалорий. Для их производства ежегодно впустую сжигается примерно 80 млн. тонн условного топлива, тогда как в стране потребляется в том же условном исчислении около 270 млн. тонн. Одна такая тонна оценивается в среднем в 300—350 рублей. Таким образом, обогрев окружающей среды обходится как минимум в… 24 млрд. рублей. Однако есть все основания полагать потери в тепловых сетях гораздо боґльшими. Дело в том, что установка теплосчетчиков некоторыми потребителями для упорядочения расчетов позволила им уменьшить оплату за тепло примерно на треть. Удивительного в этом ничего нет: счетчик измеряет лишь потребляемую энергию, а теряемая в трубопроводе остается за приборной шкалой, что подтверждает сказанное. Если кому-то захочется оспорить приведенные оценки, то в доказательство придется представить результаты измерения количества тепла, утекающего из теплотрасс. А такие измерения, похоже, никто не проводит. Да и зачем они нужны? Ведь сегодня совершенно безнаказанно можно утверждать, что все находится в пределах нормы — поди проверь, когда проверять некому да и нечем зачастую. А соответствующей региональной энергетической комиссии, регулирующей тарифы, энергетики демонстрируют общее количество отпускаемого ими тепла, «чохом», которое в комиссии делят на все квадратные метры отапливаемых зданий. Немногочисленные теплосчетчики как раз и показывают «объективность» устанавливаемой таким образом оплаты за обогрев единицы площади.

Необходимо заметить: сокрытию потерь в теплотрассах способствует сам принцип подачи горячей воды из теплоцентрали в наши батареи. В подавляющем большинстве систем она идет прямиком в них через магистральные трубопроводы. А на Западе все отопительные сети зданий от магистралей отделены. Вода в этих сетях циркулирует независимо, и ее нагревают в бойлерах-теплообменниках горячей водой, поступающей из теплоцентрали. При этом становится возможным не только расплачиваться за тепло по справедливости, но избавляться от излишне навязываемого, то есть экономить его расход. Делается это за счет регулирования температуры отопления индивидуально в каждой сети, обслуживающей группу зданий.

Расточительству тепловой энергии и вымогательству денег с потребителей способствует также «многоукладность» собственников систем централизованного теплоснабжения. Как правило, части таких технологически единых систем имеют разных хозяев — от энергетиков до различных коммунальных предприятий, действия и намерения которых зачастую плохо стыкуются между собой: каждый ловит в мутной воде свою рыбку. Пожалуй, лишь в Москве наведен какой-то порядок за счет лицензирования работы в теплоснабжении и централизованного надзора за соблюдением правил поведения в системе. И пока потери тепла в трубопроводах безропотно оплачиваются бюджетными дотациями из карманов налогоплательщиков, самими потребителями, а также перекрестным субсидированием за счет взвинчивания тарифов предприятиям, коммунальщики и энергетики мало будут озабочены наведением порядка в своем хозяйстве. Так что власти должны решить, продолжать ли потворствовать вселенскому отоплению воздуха, чтобы травка вдоль теплотрасс зимой по-весеннему зеленела, или пора наконец определяться, что делать с вопиющей, ими же поощряемой деньгами бесхозяйственностью.

Между тем причина столь громадных тепловых потерь известна. Кроется она в некачественной теплоизоляции труб, с применением которой у нас построены и сейчас еще в основном строятся трубопроводы. Дело в том, что теплоизолирующим материалом для них обычно служит минеральная вата. Ею оборачивают трубы, поверх накладывают специальное полотно и металлическую сетку, а вся эта «кукла» обмуровывается гипсовидным раствором. Трубы для сохранения целостности теплоизоляции укладывают в бетонные короба. Однако в коробах скапливается вода, увлажняющая изоляционный слой, и он теряет свои первоначальные термоизолирующие свойства. Кроме того, его целостность нарушается из-за деформаций трубопроводов. И, наконец, сочетание влаги и тепла под неплотно прилегающим к трубе «бутербродом» изолирующих материалов создает прекрасную среду для интенсивной коррозии металла. Но, помимо наружной, происходит коррозия и внутри труб, порождаемая плохой очисткой воды от вредных химических примесей и твердых частиц. Все эти факторы приводят к появлению трещин и утечкам горячей воды, которые зачастую не устраняются из-за чрезвычайной сложности их обнаружения и дороговизны ремонта. А со временем коррозия разрастается до аварийных размеров, из-за чего на теплотрассах ежегодно теряется дополнительно еще до пяти процентов тепловой энергии.

Протяженность тепловых трубопроводов достигла в нашей стране 260 тысяч км. Но так как трубопровод состоит из двух линий — по одной горячая вода поступает от теплоисточника потребителю, а по другой охлажденной возвращается обратно,— то это число для указания общей протяженности линий надо удвоить. Проложены они давно, и в течение 8—10 лет их надо полностью заменить на новые, иначе теплоснабжению потребителей грозит катастрофа. В частности, только в Москве, где длина теплотрасс составляет примерно 10 тысяч км, а прямых и обратных линий суммарно соответственно вдвое больше, ежегодно надо менять около 900 км труб. Между тем на этот год планировалось проложить вновь и отремонтировать всего около 250 км. Причина известна — нет необходимых средств, немалая часть которых тратится на теплоизоляцию труб, выполняемую вручную в местах прокладки.

ЭВОЛЮЦИЯ В ТЕРМОСОСТРОЕНИИ

Между тем на Западе еще в 70-е годы освоили индустриальное производство теплоизолированных труб, по конструкции своей напоминающих обычный термос. В таком своеобразном хранилище тепла стальная водопроводная труба размещается в трубчатом кожухе (трубе) из полиэтилена, а пространство между ними заполнено затвердевшей полиуретановой пеной, нагнетаемой туда в жидком виде под давлением в 140 атмосфер.

Стоимость прокладки теплотрасс из таких труб обходится намного дешевле по сравнению с обернутыми вручную в стекловату, в том числе за ненадобностью строительства бетонных коробов с дренажной системой: трубопроводы укладываются прямо в грунт. К тому же потери тепла в трубопроводе-«термосе» снижаются до единиц процентов в год. И так как поверхность стальной трубы, будучи плотно загерметизированной, защищена от проникновения влаги извне, то и причин для аварий оказывается меньше, а поэтому живучесть таких теплотрасс увеличивается в несколько раз в сравнении с нашими допотопными теплосетями, средний срок службы которых не превышает 10 лет.

За последние 20—25 лет в западных странах почти все теплотрассы были реконструированы или вновь построены с использованием труб в пенополиуретановой теплоизоляционной оболочке. А у нас первый завод по их производству появился лишь в 1994 году в Москве. Принадлежит он ЗАО «МосФлоулайн» (МФЛ), учредителями которого стали американская фирма «Флоулайн Аляска», предоставившая свою технологию и запустившая производство, а также ОАО «Мосинжстрой» и Московский экспериментальный трубозаготовительный комбинат, на площадях которого и размещен завод.

Одна из отличительных особенностей продукции «МосФлоулайна» — использование в качестве водопроводных отечественных стальных труб — черных или оцинкованных — марок Ст. 10, Ст. 17с и Ст. 20 (диаметры от 57 до 1200 мм). Они при нашей весьма плохой очистке воды намного меньше подвержены коррозии, чем подобные теплоизолированные, но иных марок, трубы зарубежных фирм. К тому же продукция МФЛ вдвое дешевле, соответствует по своим характеристикам европейским стандартам, в том числе по температуре воды до 150°С, а кое в чем даже превосходит их. Об этом свидетельствует сертификат качества. Пока, правда, российский, так как для получения европейского, а он по требованиям к сертификации мало отличается от нашего, необходимы немалые затраты. Все эти достижения позволили «МосФлоулайну» обойти своих конкурентов внутри России, включая такие знаменитые датские компании, как «АББ» и «Тарко».

ПРИЗНАНИЕ ДАТСКИХ ПИОНЕРОВ

А недавно получил завод заказ на поставку своих труб и соединительных муфт в Данию, являющуюся одним из пионеров бесканальной прокладки теплотрасс с пенополиуретановой изоляцией. К слову, завод сотрудничает с рядом датских фирм, в частности, с «Идолан», которая помогает в производстве пенополиуретана требуемого качества. Что касается прочих компонентов и материалов, используемых «МосФлоулайном», то почти все они отечественные. Недавно на заводе разработали качественно новую, достаточно простую и дешевую технологию теплоизоляции стыков труб.

Известно, где тонко, там и рвется. Стыки как раз являются этими «тонко». Для создания в таких местах равнопрочного по теплоизоляции и другим характеристикам соединительного моста используется новая заводская полиэтиленовая муфта, концы которой внакладку привариваются к соответствующим поверхностям торцов стыкуемых кожухов. Делается это с помощью электронагревательных элементов, выполненных в виде металлических манжет и надетых на кожухи по обе стороны стыка. Для сварки к ним подключается низковольтный трансформатор. Через отверстия в приваренной муфте под давлением из «пистолета» закачивается полиуретановая пена, образующая однородную массу с изоляционным слоем состыкованных труб. Новая стыковочная конструкция прошла испытания в Датском технологическом институте и получила сертификат качества. При этом имитировались реальные условия динамических нагрузок, которым новинку подвергали тысячу раз вместо ста, требуемых европейским стандартом, но она сохранила все свои первозданные свойства.

«МосФлоулайн» является в России единственным поставщиком полной комплектации для строительства теплотрасс, в которую входит и импортная запорная шаровая арматура. Причем заводские бригады изолируют межтрубные стыки с помощью упомянутых новых муфт, а завод дает пятилетнюю гарантию на всю свою продукцию. Высокое качество обеспечивает повсеместный контроль всех технологических операций, изготавливаемых деталей и узлов, а также поступающих стальных труб, материалов и химического сырья. Поэтому брак практически исключен.

АЛЛО, ТЫ ДЫРА!

Еще одним принципиальным отличием термосоподобных теплотрасс в сравнении с обмотанными в стекловату является возможность непрерывного дистанционного контроля за их целостностью. Для этого перед закачкой полиуретановой пены в пространстве между водопроводной трубой и кожухом «термоса» закладываются два непересекающихся медных провода. При прокладке трассы их последовательно соединяют между собой в две линии, замыкаемые в полукольцо на конце трубопровода. Если через один свободный конец такой объединенной линии послать зондирующий электрический импульс, он через строго определенное время, зависящее от длины линии, вернется на другой ее конец. Измеряя время между посылкой и приемом импульса специальным прибором, можно судить о целостности всей теплотрассы. Но в случае протечки в соответствующем месте образуется электрический проводящий водяной мостик между проводниками, и поэтому часть импульса через этот мостик вернется к измерительному прибору раньше положенного срока. Тогда по времени между посылкой импульса и возвращением его «подмоченной» части можно судить о расстоянии — оно высвечивается на шкале — до протечки и устранить ее, не допуская наступления аварии. Если вся линия при протечке цела, то после приема «протекшего» импульса в положенное время появится второй, сам зондирующий. Если же он пропадет, впору бить аварийную тревогу.

Любопытно, что приборы для такой локации мест повреждений закупаются в США по цене 5—6 тысяч долларов. Хотя они весьма просты: содержат генератор зондирующих импульсов и управляемый ими счетчик времени — электронные цифровые часы. Между тем подобные приборы изготавливают у нас в стране, и их надо лишь слегка доработать. Стоить они будут тоже максимум 5—6 тысяч, но рублей. Однако, помимо таких локаторов, коммунальное хозяйство для своего реформирования нуждается и в других, причем в боґльших количествах электронных средств: тепловых счетчиках, высокоэкономичных компактных люминесцентных лампах, системах дистанционного контроля потребления тепло- и электроэнергии, тепловизорах для контроля утечек тепла… Между тем отечественные электронная отрасль и приборостроение развалены из-за отсутствия заказов. Сказанное лишний раз свидетельствует об отсутствии в стране какой-либо скоординированной политики комплексного реформирования коммунальной сферы и создания для этого современной индустриальной базы. Говорят, на это якобы нет денег. Хотя на топливо для обогрева атмосферы тратится ежегодно, как отмечалось, не менее 24 млрд. рублей.

А ДЕНЬГИ ЛЕЖАТ В ТРУБЕ

Между тем средства на то и другое можно раздобыть, устраняя громадные потери тепла заменой старых, обмотанных стекловатой труб на трубы того же «МосФлоулайна». Ведь, по официальным оценкам, суммарный годовой выигрыш от прокладки теплотрасс из труб с пенополиуретановой изоляцией в сравнении со «стекловатными» в пересчете на один километр составляет от 40 тысяч при диаметре трубопровода в 100 мм до 273 тысяч долларов при диаметре 800 мм. Причем под суммарным эффектом понимается не только экономия топлива, затрачиваемого нынче на обогрев окружающей среды и выращивание зимой травы вдоль теплотрасс, но и снижение в 1,5 раза капитальных затрат на строительство трубопроводов, а также уменьшение текущих затрат на их эксплуатацию — в 10 раз и ремонт — почти вчетверо. К тому же эти расходы раскладываются на более длительную эксплуатацию трубопроводов — 30 лет вместо 10 нынешних допотопных. Следует заметить: в северных поселках и городах, в том же Якутске, в зоне вечной мерзлоты, теплотрассы проложены поверх земли. Поэтому превращение их в термосы позволит, учитывая запредельную дороговизну доставки туда топлива для обогрева тундры, получить гораздо больший экономический эффект, чем на материке. Так как стоимость (с НДС) километровой линии из труб «МосФлоулайна» наиболее «популярного» диаметра 400 мм обходится (без строительных работ) почти в 160 тысяч долларов, то окупаемость подобных теплотрасс за счет существенного снижения всех затрат и потерь тепла не превысит примерно двух лет.

Так вот, «МосФлоулайн» может выпускать ежегодно 400 км труб, а производит лишь около ста: на большее нет спроса. Хотя только за счет снижения капитальных затрат на строительство трасс потребители могли бы заказать на заводе труб в полтора раза больше. Ведь в той же Москве в этом году средства выделили на обновление и ремонт 250 км тепловых трубопроводов, а заводу заказали примерно на 80 км. Хотя по постановлению московского правительства новые теплотрассы должны строить только из таких труб.

Сегодня несколько десятков предприятий в стране считают свои трубы теплоизолированными. Однако лишь у четырех они действительно являются таковыми, но для их теплоизоляции используется отечественный пенополиуретан, уступающий по качеству импортному. И только трубы московского завода МФЛ соответствуют европейским стандартам.

Чтобы защитить потребителя от некачественной продукции, а тем самым и свое производство от недобросовестных конкурентов, «МосФлоулайн» инициировал разработку российского стандарта на индустриально теплоизолированные трубы, соответствующего современным европейским требованиям. Это нечто необычное для нашей экономики. Но как заставить энергетиков и коммунальщиков беречь тепло и тем самым деньги потребителей? Думается, чтобы новый ГОСТ не пылился на полке, а оказался руководством к действию, его введение должно стать обязательным началом конца применения прежней допотопной технологии строительства теплотрасс, которую продолжают упорно навязывать стране естественные монополисты. И для такого ее запрета есть веские основания, диктуемые антимонопольным, экологическим и бюджетным законодательством.

Во-первых, необходимо защитить потребителя от незаконно навязанной ему энергетиками платной «услуги» — отопления за его счет окружающей среды.

Во-вторых, должны быть устранены ничем не оправданные громадные потери тепла и утечки горячей воды из трубопроводов, наносящие большой экологический ущерб, так как нарушается тепловой баланс атмосферы, сама атмосфера загрязняется продуктами бесполезно сжигаемого десятками миллионов тонн топлива, а утекающая вода размывает почву. Кроме того, экологически вредны сами теплоизоляционные материалы старых теплотрасс — минеральная вата и асбест, загрязняющие почву.

В-третьих, потери тепла оплачиваются за счет бюджетных дотаций, что является явно нецелевым, противозаконным использованием бюджетных средств.

В-четвертых, вопреки закону естественный монополист навязывает потребителю более дорогую услугу, так как строительство теплотрасс по старым технологиям требует боґльших капитальных и эксплуатационных затрат.

ВОЗЬМИТЕСЬ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ…

Если государство возьмет в руки кнут стандартизации, то пряником для внедрения новых теплоизолированных трубопроводов должно стать беспроцентное кредитное финансирование их строительства. К такому кредитованию необходимо привлечь все заинтересованные стороны, оплачивающие сегодня обогрев атмосферы: правительство, местные власти, а также предприятия, которым навязано субсидирование коммунальной сферы за счет установления более высоких вымогательских тарифов на тепло. Вот как, думается, можно все сделать.

Сначала государство откроет целевую кредитную линию для строительства новых теплоизолированных трубопроводов взамен самых прохудившихся. После чего бюджеты избавятся в значительной мере от дотирования тепловой «черной дыры», достигающего половины тарифа. Возврат кредита будет осуществляться зачетами платежей за обогрев «бюджетников». А дальше в игру вступят предприятия, которым должны понизить тариф на теплоснабжение без потерь. Однако они некоторое время продолжат платить за тепло по старым ценам, то есть фактически станут кредитовать энергетиков, и те продолжат благое дело реконструкции своих трубопроводов. Возвращать эти кредиты тоже можно будет взаимозачетами. После этого предприятия избавят от перекрестного субсидирования, а для населения и социальной сферы тарифы увеличат до себестоимости теплоснабжения. Думается, отрыв их от нынешних окажется небольшим, так как значительно снизятся потери в теплосетях и их не надо будет кому-либо оплачивать.

Конечно, все эти оздоровительные процедуры необходимо выполнять в несколько этапов, хотя бы потому, что нужных изолированных труб производится в стране очень мало. По европейским меркам, как отмечалось, изготавливает их лишь «МосФлоулайн». Однако его мощности рассчитаны на 400 км труб в год, а требуется только в Москве ежегодно как минимум около тысячи. Чтобы расширить их выпуск, нужны деньги. Поэтому представляется целесообразным в рассмотренную схему солидарного кредитования вовлечь производителей таких труб. Объединив их в холдинг, удастся консолидировать ресурсы с целью развития координации и кооперации производства. В холдинг с этими же целями целесообразно будет вовлечь предприятия, поставляющие необходимые металлические трубы, материалы и химическое сырье.

Таким образом, для реконструкции трубопроводов теплоснабжения будет создан локальный рынок с участием властей. Учитывая денежный дефицит, на нем целесообразно будет организовать локальную систему клиринговых расчетов.

Однако тепловая энергия во многих случаях производится вместе с электрической. Поэтому строительство надежных теплосберегающих трубопроводов следует рассматривать как составную часть комплексного реформирования коммунальной сферы, направленного на энерго- и ресурсосбережение и создание необходимой для этого индустриальной базы. Ведь консолидация ресурсов в рамках единого проекта позволит их массированно направлять в первую очередь в самые болевые точки и, получая при этом наибольший эффект, приумножать тем сами ресурсы. О принципах такого реформирования — организационных, экономических, технологических и технических —мы поговорим в следующей статье.