Нормативно-техническая база по освоению морских нефтегазовых месторождений фактически исчезла / Романчишин Г. А.

Нормативная база по разработке и обустройству морских нефтегазовых месторождений в СССР начала создаваться в 50-е годы XX века, когда приступили к освоению мелководного шельфа Каспийского моря. Это было месторождение Нефтяные камни. Острая потребность нефтегазовой отрасли в «морских» стандартах диктовалась бурным развитием строительства и эксплуатации комплекса эстакадных сооружений Нефтяных камней и многоблочных стационарных платформ в других мелководных районах Апшеронского шельфа.

Возрастающая с начала 1980-х годов потребность в увеличении объемов добычи нефти и газа заставила ускорить работы по освоению нефтегазовых месторождений глубоководных районов шельфа Каспия с глубиной более 30 м. Однако попытки использовать конструктивные решения эстакадных сооружений, предназначенных для мелководного шельфа, а также технологию их строительства, основанную на агрегатном способе монтажа, оказались непригодными для строительства глубоководных платформ.

Освоение глубоководного шельфа в других странах происходило значительно интенсивнее. Накопленный зарубежными фирмами опыт свидетельствовал о необходимости коренной перестройки строительного производства, создания в стране и приобретения за рубежом нового оборудования и специальных плавучих технических средств. Такое положение потребовало почти полного пересмотра и соответствующей отечественной нормативной базы.

Обновление прежней и создание новой нормативной базы происходило одновременно с разработкой новых морских нефтегазопромысловых гидротехнических сооружений (МНГС) и освоением технологии их строительства. Ко времени строительства первых глубоководных МНГС в период с 1980-го по 1990 г. относится и создание первых нормативных документов по их проектированию, строительству и эксплуатации, а также их гармонизация с зарубежными стандартами. С распадом СССР и созданием акционерных нефтяных компаний последовала кардинальная перестройка нефтегазовой отрасли, что значительно замедлило продолжение этих работ.

Федеральный закон «О техническом регулировании» приводит к существенным изменениям как в организации разработок, так и в содержании нормативных документов для освоения нефтегазовых месторождений шельфа. Зарубежная и отечественная практика осуществления всего комплекса этих работ, начиная с разведки запасов углеводородного сырья, его разработки, добычи и использования, базируется на обязательном выполнении определенных условий и правил.

Однако действовавшие у нас нормативные документы отменены законом «О техническом регулировании», а новые не разработаны. Причем не закончены работы по формированию системы государственного, отраслевого и местного надзора.

В СССР система управления нефтегазовой отраслью была сосредоточена в Миннефтегазпроме, что обеспечивало принятие решений по обустройству морских нефтегазовых месторождений на самом высоком уровне. Соответствующие службы министерства, укомплектованные специалистами – профессионалами, имевшими достаточный опыт в своей области, выполняли работы по экспертизе проектных решений, по сопровождению и надзору за реализацией принятых решений, при этом заключения по основным объектам (морским стационарным платформам, трубопроводам и др.) готовились с привлечением институтов и объединений министерства.

Такие заключения являлись базовыми для других государственных структур, участвовавших в оформлении разрешительной документации для реализации конкретных проектов. К таким структурам относились Госгортехнадзор, Морской регистр судоходства, Госстрой, Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ, Санитарно-эпидемиологическая служба, Служба охраны окружающей среды и экологической безопасности и др. Некоторые из них, например, Госстрой делегировали часть своих полномочий по экспертизе Миннефтегазпрому.

Такая система обеспечивала требуемый уровень безопасности, особенно важный для морских объектов нефтегазовых месторождений, строившихся и эксплуатируемых в сложных гидрометеорологических условиях воздействия льда, ветра, волн, течений и сейсмических нагрузок.

В основе реализации таких проектов лежала отраслевая и межотраслевая система кооперации, например, в судостроительной отрасли при строительстве верхних строений платформ на судостроительных заводах. Кооперативные связи для реализации каждого проекта формировались структурами Миннефтегазпрома.

В настоящее время вопросами обустройства морских нефтегазовых месторождений и выполнением соответствующих работ занимаются 18 органов 8 федеральных министерств, соответствующие региональные органы исполнительной власти, а также государственные и частные коммерческие нефтяные компании. Большая часть вопросов планирования разработок нефтегазовых месторождений сосредоточена в Министерстве природных ресурсов и Агентстве по энергетике Минпромэнерго, а принципиальные решения по обустройству конкретных нефтегазовых месторождений и хозяйственная реализация этих решений перешли к нефтегазовым компаниям.

Но государство фактически самоустранилось от выполнения присущих ему функций по решению вышеперечисленных задач, а нефтяные компании, которые осуществляют работы по обустройству морских нефтегазовых месторождений, делают это только с учетом своих интересов. Произошла почти полная децентрализация управления обустройством морских нефтегазовых месторождений с нарушением отраслевой координации, и при этом практически утрачено влияние государства.

Например, при экспертизе ТЭО проекта и государственной приемке ледостойкой морской стационарной платформы Д-6 на нефтяном месторождении Кравцовское на Балтийском море, которую построило ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», Минпромэнерго участия не принимало. А в зарубежной практике, например в Норвегии, проекты морских стационарных платформ утверждаются соответствующим правительственным органом.

До недавнего времени порядок создания объектов для обустройства нефтегазовых месторождений регламентировался «Временными рекомендациями по принятию и реализации решений о размещении, проектировании и строительстве объектов нефтяной промышленности», введенными в действие с 1 января 1998 года приказом бывшего Минтопэнерго сроком на 2 года.

Они являлись продолжением «Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газоконденсатных месторождений», введенного в действие с 1997 года сроком на 5 лет. Но оба нормативных документа не имеют пролонгации на последующие годы и, что, крайне важно, не конкретизированы для морских нефтегазовых месторождений шельфа России. Таким образом, нормативно-правовой базы по обустройству и эксплуатации морских нефтегазовых месторождений в России сегодня фактически нет.

Будущий нормативный документ, регламентирующий порядок, разработку, этапы, состав и содержание проектной документации на строительство МНГС, гармонизированный с международными и зарубежными стандартами, должен учитывать требования нормативных документов для входящих в состав МНГС конструкций, оборудования, строительных материалов, а также организации их изготовления и строительства.

Вместе с тем, установившиеся в стране и нефтегазовой отрасли этапность разработки документации и стадии проектирования должны быть увязаны со спецификой обустройства морских месторождений в целом и требованиями к проектированию и строительству морских стационарных платформ, на которые, как на сооружения, должны распространяться положения нормативных документов Госстроя и судостроительной отрасли.

При этом должны быть конкретизированы правовые отношения между структурами в надзорных органах и между надзорными органами и отраслевыми структурами. Эти отношения должны быть закреплены новыми правилами по обеспечению безопасности при освоении нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе, которые ещё предстоит разработать.

Для этого должны быть проведены работы по классификации систем надзора, то есть, определены их категории, виды и этапы надзора по видам и направлению работ, по обеспечению безопасности, управлению качеством, организации приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов и др. А начинать всю работу надо с определения необходимого состава нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов. Романчишин Г. А., директор ООО «Крейн-шельф», компания по научно-исследовательским и проектно-конструкторским работам освоения НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА г. Кимры Тверской обл.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru