На энергетическом горизонте ЕС главное место занимает газ / Эндрю Реттман

Ожидается, что в Евросоюзе использование электроэнергии, вырабатываемой на природном газе, будет расти, а крупным поставщиком газа в Европу продолжает оставаться российская компания «Газпром». Согласно прогнозам аналитической компании «Ernst & Young», важность газа в снабжении электричеством пяти крупнейших экономик ЕС в предстоящие 15-25 лет возрастет, в результате чего повысятся ставки в отношениях ЕС-Россия, и будет нарушено табу на атомную энергетику.

Доля электроэнергии, вырабатываемой на газе, к 2020 году вырастет с 25 до 40% в Великобритании, с 17 до 25% — в Германии и с 27 до 45% — в Италии, заявляет эта базирующаяся в Лондоне консалтинговая компания в своем докладе «European Generation Mix» (Смешанная выработка электроэнергии в Европе) от 7 июня с.г. Во Франции доля электроэнергии, вырабатываемой на газе, к 2030 году вырастет с 1 до 17%, в Испании — с 14 до 29%; при этом будет неуклонно возрастать зависимость Германии, Италии и Испании от импорта газа из не входящих в ЕС стран, особенно из России.

Московский «Газпром» уже обеспечивает 25% потребностей ЕС в газе и контролирует треть мировых запасов газа. Генеральный директор «Газпрома» Алексей Миллер воспользовался проведением Всемирного газового конгресса в Амстердаме 6 июня с.г., чтобы снова заявить о своем намерении приобрести долю рынка электроэнергии в Великобритании.

«Мы изучаем возможности стратегического партнерства на английском рынке, мы также рассматриваем вопрос покупки активов в Великобритании», — заявил он, объявляя о сделке с голландской компанией «Gasunie», предусматривающей приобретение «Газпромом» пакета акций в проекте строительства газопровода из Балгзанда в Нидерландах в Бэктон в Великобритании, который должен быть пущен в эксплуатацию в 2007 году.

«Никому не хочется зависеть от России», — заметил в тот же день директор проекта Ernst & Young по изучению мировой электроэнергетики Ван Гилс. Но, если оставить в стороне политику, шум вокруг похожего на крепость стенда «Газпрома» на Амстердамском конгрессе свидетельствовал о том, что энергетическая отрасль верит в будущее возвышение этого принадлежащего государству российского гиганта.

Значительная часть усилий переговорщиков ЕС, занимающихся вопросами энергетики, в настоящее время затрачивается на то, чтобы побудить Россию ратифицировать протокол о транзите к Энергетической хартии периода 1990-х годов, что проложит путь к импорту в страны ЕС дешевого среднеазиатского газа по газопроводным сетям «Газпрома».

Москва постепенно приближается к ратификации этого протокола, считает Ван Гилс, но он предостерег, что этот шаг может оказаться политическим фиговым листком, который призван скрыть глубину разногласий ЕС и России в вопросе доступа к газу Каспийского бассейна. «Это может дать политикам ЕС возможность говорить — смотрите, мы сближаем свои позиции. Но действительно ли это приведет к полному и всеобщему претворению в жизнь положений о транзите? Давайте не будем заблуждаться: это сомнительно».

В этом контексте доклад «Ernst & Young» подкрепляет стремление Еврокомиссии придать сильный внешнеполитический аспект нарождающейся новой энергетической политике ЕС.

«Энергетическую политику. . . невозможно ограничить министерствами энергетики, — утверждает «Ernst & Young». — Министерствам иностранных дел тоже нужно участвовать в переговорах с целью заключения международных соглашений по вопросам изменения климата на планете и поддержания диалога со странами — поставщиками энергоносителей.

Усилия государств — членов ЕС по диверсификации способов выработки электроэнергии могут привести также к тому, что большая пятерка стран ЕС, несмотря на неприязнь общественности, выскажется в пользу дальнейшего развития атомной энергетики. Франция и Великобритания уже объявили о своем желании ввести в строй новые атомные электростанции , а Германия, Италия и Испания собираются последовать их примеру.

План Германии к 2020 году вывести из эксплуатации все АЭС, кроме одной, сталкивается с «политической неопределенностью», сказано в докладе «Ernst & Young», в то время как испанские министерства энергетики и туризма обсуждают вопрос строительства новых АЭС после всеобщих выборов 2008 года, а Италия, скорее всего, начнет инвестировать в атомную энергетику за рубежом.

Новые проекты получения электроэнергии с помощью ветра и воды тоже фигурируют в энергетическом будущем ЕС, однако в докладе привлекается внимание к таким затруднениям, как нехватка вырабатываемой гидроэлектростанциями электроэнергии в Испании в 2005 году в связи с засухой и малая вероятность того, что Париж сумеет достичь своей цели к 2010 году вырабатывать 21% электроэнергии с помощью возобновляемых источников, даже если он и построит 6000 новых ветряных турбин.

«Несмотря на всеобщее признание, что нужно что-то делать в энергетическом секторе ЕС, куда менее конкретное согласие существует в вопросе о том, что именно нужно делать», — сказано далее в докладе. В нем подчеркивается, что ЕС придется глубже залезть в свои карманы, чтобы профинансировать исследования в области создания новых резервных мощностей по выработке электроэнергии в будущем.

«Краткосрочные бюджетные потребности ЕС, скорее всего, приведут к сокращению финансирования научно-исследовательских работ в области энергетики до значительно меньших, чем необходимо, уровней, — предостерегает доклад. — Безопасность коренным образом зависит от инвестирования в резервные мощности. Следовательно, вопрос, по сути, становится следующим: кто платит за резервные мощности и как?»

                                                                            «Business Week», США – Inosmi.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru