Модульная система многоточечного цифрового контроля температуры и других параметров зерновых культур, хранящихся в элеваторах

Малые и средние промышленные предприятия не смогут долго существовать в нынешних условиях, созданных для них чиновниками

Моисей ГЕЛЬМАН

Зерновые культуры являются одними из важнейших видов сырья в производстве различных продуктов питания.  Для приёма, взвешивания, обработки, сортировки, сушки и хранения больших масс зерна, а также поддержания его кондиции при хранении используются промышленные элеваторы. Сейчас в России имеется около тысячи элеваторов общей ёмкостью хранилищ – силосов, превышающей 146 млн. тонн. Но примерно половина из них устарела и выработала большую часть ресурсов. Поэтому требуется их капитально реконструировать  или заменить строительством новых. К тому же в связи с ростом производства зерна элеваторных емкостей в стране не хватает. По оценкам, приведенным в публикации д.т.н. В. Фейденгольда, в 2017 г. дефицит объема силосов составил 84,2 млн. тонн. 

Понятно, что без механизации процессов и автоматизации управления ими обеспечить требуемую обработку зерна в элеваторах было бы весьма затруднительно. Одна из таких систем автоматического управления модульного типа — АСУ «Грейн» разработана в Научно-исследовательской лаборатории автоматизации проектирования (НИЛ АП) в Таганроге. По характеристикам она не уступает лучшим аналогичным зарубежным образцам. Основным конструктивным элементом системы является унифицированный модуль, на основе которого разработано и изготавливается около сотни различных стандартных функциональных элементов. Из них, как из «кубиков», можно проектировать различные АСУ. Соединение стандартных модулей в требуемую систему и подключение их к компьютеру осуществляется посредством стандартного интерфейса. «Куски» интерфейса встроены в функциональные модули, которые соединяют между собой, компонуя требуемую системную конфигурацию. Сеть модулей защищена от хакерских воздействий, поскольку она изолирована от других сетей, включая Интернет.

Различные модификации системы «Грейн» позволяют решать следующие задачи на элеваторах и комбикормовых заводах:

— автоматизированное и/или ручное дистанционное управление маршрутами движения зернового сырья и продуктов его переработки;

— автоматизированное управление многокомпонентными весами, автоматическое дистанционное управление приводами дозаторов, задвижек и другого оборудования;

— управление дроблением и измельчением зерна;

— измерение температуры зерна в силосах элеваторов и контроль других параметров технологических процессов;

— диагностику технических средств системы и аварийное отключение оборудования;

— формирование отчетов, ведение архивов и другие функции по требованию заказчика.

В частности, для автоматизации поддержания в силосах требуемой кондиции зерна необходимо оперативно контролировать его температуру по всей высоте хранилищ. В НИЛ АП разработаны цифровые измерители температуры  на основе полупроводниковых датчиков температуры.  Измерители  помещены в гибкую стальную трубку – цифровую термоподвеску, вертикально погружаемую в зерновую массу в силосе. Длину погружной части, количество датчиков и расстояние между ними указывает заказчик термоподвески.

Каждому измерителю присвоен адресный код, соответствующий его расположению по высоте в силосе. Результаты измерений и номер силоса элеватора поступают в компьютер диспетчера и отображаются на экране монитора. Программное обеспечение позволяет визуально отображать значения температуры и ее изменений во времени на разных уровнях силоса в виде графиков, таблиц чисел и цветовых полей, соответствующих нормальной, повышенной и опасной температуре. Диапазон измерения от –40 до +850С, погрешность 10C . В систему можно включать также  измерители других величин с цифровым выходом, в частности, измерители влажности и непрерывные измерители высоты засыпки зерна. Система может работать как с аналоговыми, так и с современными цифровыми термоподвесками, причем оба типа подвесок могут функционировать одновременно.

Компьютерные программы системы обеспечивают корректировку измеряемых данных с учетом градуировочных коэффициентов измерителей, защиту информации от несанкционированного доступа работников, отображение ее на экране монитора компьютера и др. Программное обеспечение позволяет не только контролировать текущие значения температуры, но также прогнозировать ее изменение, и тем самым оперативно поддерживать качество хранения  растительного сырья. Основная часть блоков системы питается безопасным низким напряжением (до 30 В)  постоянного тока и не требует специальной защиты персонала от случайного соприкосновения с токоведущими частями.

НИЛ АП осуществляет проектирование систем, сдачу их  заказчикам «под ключ» и послепродажное гарантийное обслуживание, в том числе:

— обследование объекта автоматизации заказчика;

— разработку ТЗ для каждого объекта и соответствующей технической документации;

— разработку и изготовление шкафов управления и силовых шкафов;

— разработку программного обеспечения для управляющего контроллера и операторских станций с визуализаций технологических процессов в виде мнемосхем;

— поставку полного комплекта оборудования, необходимого для монтажа системы;

— монтажные, шеф-монтажные, пуско-наладочные работы и запуск системы в работу;

— обучение персонала;

— гарантийное и дальнейшее обслуживание системы.

Научно-исследовательская лаборатория автоматизации проектирования, созданная свыше 30 лет назад по инициативе д.т.н. Виктора Денисенко, относится к малым предприятиям. Свои нновационные средства и системы промышленной автоматизации предприятие реализует под торговой маркой RealLab. Они  спроектированы специально для жестких условий эксплуатации  в соответствии с российскими и международными стандартами.  Кроме того, ведутся перспективные работы в области робототехники  и  энергоресурсосбережения. Вся продукция изготавливается на производственных мощностях предприятия с использованием линий автоматического монтажа, обеспечивая максимальное качество и технологичность изделий. Оборудование для литья пластмассовых деталей, лазерной и механической обработки позволяет изготавливать не только электронные узлы и блоки, но и конструкции изделий собственными силами. Каждое производимое изделие проверяется на автоматизированной линии контроля. Проверка проводится по 50 параметрам, что позволяет полностью контролировать качество продукции и предоставлять на нее трехлетнюю гарантию.

Мобильные бригады работников предприятия имеют большой опыт монтажа и наладки АСУ технологическими процессами, осуществленных на многих промышленных объектах РФ и стран Таможенного союза, что позволяет реализовывать проекты в сжатые сроки. За последние 10 лет только измерительных систем «Грейн» установили более чем на 200 элеваторах.  Конечно же, успехи были достигнуты благодаря компетентному управлению предприятием, а также высокой научной и инженерной квалификации его работников, число которых сейчас составляет всего 75 человек.

На  конец 2017 г. в госреестре значилось около 2,7 млн. малых и средних предприятий, их доля в ВВП оценивалась в 22%.  При этом число малых и средних промышленных обрабатывающих предприятий составляло лишь 324 тысячи или 12% от их общего количества, доля в ВВП которых оценочно не превышала 2,6%. В то же время доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Очевидно, что число предприятий, производящих функционально и потребительски завершенную продукцию, гораздо меньше. Их ресурсные возможности не сравнимы с возможностями крупных промышленных производств.  Казалось бы, государство в интересах развития и укрепления экономики должно было прилагать максимум усилий для относительного выравнивания хозяйственно-экономических условий деятельности всех промышленных предприятий. Однако этого не происходит,  малый и средний бизнес в промышленности занимает весьма узкий сегмент, как по ассортименту продукции, так и по объемам производства.

Для производства и реализации своей продукции малые и средние промпредприятия нуждаются в гарантированном сбыте своей продукции. Для этого требуются доступные кредиты и/или заказы с их гарантированной предоплатой для пополнения оборотных средств. Кредиты, как известно, для малых и средних предприятий практически недоступны, даже в тех случаях, когда государство частично покрывает банковские ставки. Нередки случаи, когда заказчик безнаказанно отказывается оплачивать уже поставленную продукцию или надолго задерживает ее оплату. Не лучше обстоят дела и с предоплатой заказов.

Согласно паспорту национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», государство должно ежегодно финансировать не менее 100 инновационных проектов предприятий малого и среднего бизнеса, а также стартапов. Кроме того, на деньги государства создано немало инвестиционных фондов. Только у «Роснано» есть семь инвестфондов с совокупным капиталом, превышающим 100 млрд. рублей. Существуют еще Фонд развития интернет-инициатив, Корпорация МСП, Фонд содействия инновациям, Российская венчурная компания и другие, которые должны финансово поддерживать также малый и средний бизнес. Однако какова эффективность использования средств этими институтами, неизвестно. Тем не менее, фантазии чиновников, имитирующих деятельность по инновациям и импортозамещению, нарастают как снежный ком. К примеру, в декабре прошлого года Минпромторг  в рамках госпрограммеы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» под актуальным лозунгом импортозамещения выделил 15 миллиардов рублей на доработку самолета «Сухой Суперджет-100». При объявленных против России санкциях чиновники пытаются спасти этот лайнер, от которого из-за множества его огрехов отказались почти все зарубежные компании. Намечено уменьшить в нем число иностранных комплектующих, номенклатура которых превышает 80 наименований, заменив 30 из них на отечественные узлы и детали. Немалая роль в этом импортозамещении должна была бы быть отведена малым и средним предприятиям. Однако затея, как показывает вся печальная история проектирования и существования этого лайнера, представляется крайне безнадежным делом.

Таганрогское предприятие  НИЛ АП сейчас не зависит от бюджетных средств и развивается за счет собственной выручки. Будучи резидентом инновационного фонда «Сколково» оно получило единственную господдержку – ему почти наполовину снизили страховые выплаты.  Однако финансирование только за счет собственной выручки ограничивает возможности расширения научных исследований, а также  промышленного производства и реализации тех же упомянутых систем автоматизации «Грейн».

Казалось бы, Министерство сельского хозяйства РФ могло бы в рамках нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса» организовать внедрение этих систем не только на остальных почти 800 элеваторах России, но и помочь в расширении их производства и организации экспорта. Однако «кухня» финансовой и иной помощи министерств  предприятиям покрыта тайнами, и ходят слухи, которые не проверить, о требуемых для этого немалых «откатах». Вместе с тем, туманны критерии выбора проектов для финансирования в рамках нацпрпоектов, что видно, в частности, на примере самолета «Сухой Суперджет – 100».

Громадные организационные возможности для развития малого и среднего бизнеса имеются в госконцерне «Ростехнологии», неформальном министерстве промышленности страны. Предприятия «Ростеха» могли бы существенно расширить число заказов своим «малым собратьям» для производства мелкосерийной продукции и сервисных работ, в том числе выделяя на правах аренды свои неиспользуемые основные фонды действующим и вновь создаваемым для этих целей предприятиям. Для этого, возможно, потребуется аудит номенклатуры изготавливаемой предприятиями «Ростеха»  продукции для выявления дефицитных изделий и комплектации, в которых они нуждаются. Списки дефицита можно вывесить на специальном  интернет-портале, через который потенциальные исполнители смогут обращаться к соответствующим заказчикам за подробной информацией и последующего заключения договоров. Столь несложную оргпроблему могли бы давным-давно  решить не только в «Ростехе», но и в министерствах и ведомствах, отвечающих за национальные проекты, в том числе импортозамещения.

Однако в первую очередь необходимо решить общую для всей экономики проблему – разработать и принять  научно обоснованную концепцию государственной финансовой политики.  Она должна быть  ориентирована на достижение системной цели – поддержание баланса товарно-денежного обращения в стране с учетом всех ее сфер финансового оборота и при обязательном выполнении конституционной нормы — обеспечении устойчивости рубля, где под устойчивостью следует понимать стабильность покупательной способности рубля (см. Как российскую экономику довести не до ручки, а до ума – «Промышленные ведомости» № 3, июнь 2014 г.).

А пока получить в том же «Сколково» грант для внедрения в производство новой разработки — дело почти безнадежное. Вот выдержка из письма в редакцию руководителя одного малого предприятия:

«Поверхностный, надуманный и, зачастую, некомпетентный подход характерен для всей организации деятельности фонда. При подаче  заявки на грант в ней требуется расписать, какую выручку получат от продажи еще не разработанного продукта через год, два, три и пять лет после его создания. Но какой смысл в таком гадании, если заранее известно, что девять из десяти стартапов не только не выполняют эти намерения, а за пять лет вообще перестают существовать из-за отсутствия дохода.

Столь же туманны и заформализованы в фонде представления об инновационности продукта, на создание которого хотят получить грант. С точки зрения чиновников «Сколково» это не просто продукт, которого раньше не было на рынке или он отличается от существующих, а разработка, в которой есть научная новизна. Например, если вы получили десяток патентов на какой-то способ или какое-то устройство, то это еще не означает, что продукт инновационный. В фонде свое понимание научной новизны.

Когда мы в первый раз пытались вступить в проект «Сколково», написали предложение о создании новой серии одних  промышленных приборов.  Мы давно работаем на этом рынке, знаем его и понимаем, какая продукция найдет спрос. Однако наше предложение не приняли. Тогда мы написали множество формул, дали ссылки на наши статьи в солидных журналах  и предложение приняли. В «Сколково»  никого не заботит если продукция впоследствии не найдет спроса по причине ее низкой рентабельности. В фонде  считают, что рентабельность — это проблема производителя, а не разработчика.  Их базовый принцип — разработать продукт и отдать его инвестору, который и должен решать проблему рентабельности.

В инвестиционной политике фонда среди множества требований к бизнес-планам соискателей грантов указаны и факторы привлекательности. Один из них – выход компании через 5 лет на капитализацию в 100 млн. долларов. Грант при этом не превышает…   50 млн. рублей. Уже прошло более пяти лет с момента выдачи первого гранта (письмо было написано в начале 2016 г. – прим. редактора), но ни один его получатель не достиг этого результата, несмотря на тщательное составление липовых бизнес-планов под чутким надзором сколковских наставников. Фактически «Сколково» вынуждает врать претендентов на грант: если напишешь в бизнес-плане, что планируешь маленькую выручку – грант не получишь, а если напишешь большую – грант могут дать, но, как показывает история сколковских стартапов, все планы с перспективами многомиллиардной капитализации оказываются невыполненными.

Критериям «Сколково» не удовлетворяли бы даже такие фирмы при их становлении, как Microsoft, Apple, Facebook, потому что они развивались исключительно благодаря коммерческим идеям и энергии их лидеров, а бизнес в стадии становления был основан на широко известных технологиях и не является инновационным в понятиях чиновников «Сколково». Вспомним, что до появления Apple персональные компьютеры выпускались десятками фирм. У Apple не было инновационных идей по понятиям фонда «Сколково». В  основе успеха лежало удобство для пользователя, дизайн, и, главное, коммерческая жилка Стива Джобса. Там не было «новых технологий, новых исследований, новых средств» и всего того, что перечислено в списке требуемых новаций на сайте «Сколково». 

Трудно поверить в серьезность намерений государства в отношении фонда «Сколково». Сумма денег, выделяемых стартапам, до смешного мала — у некоторых чиновников и руководителей государственных корпораций годовой доход больше суммы грантов, выдаваемых фондом всем участникам проекта фонда за год.  В итоге эффективность государственных вложений крайне низка и направлена не на создание инновационных компаний, а на безуспешные попытки вывести на рынок результаты каких-то научных исследований. В последнее время в грантовом комитете появилось два предпринимателя. Надеюсь, что со временем их станет больше, отчетность «Сколково» перестанет вводить в заблуждение и мы, наконец, узнаем, рентабельны или убыточны гранты фонда».

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru