МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ НАКАНУНЕ XXI ВЕКА / Евгений Козловский

Развитие мировой экономики постоянно сопровождается неуклонным ростом использования топливно-энергетических и всех других видов минеральных ресурсов. За последние 30 лет мировое потребление нефти превысило 90 млрд. т, природного газа 55 трлн. м3, что соответствует примерно 80—85% общего объема за весь период их использования человечеством. Из добытых за последние 100 лет более 185 млрд. т угля и 45—50 млрд. т железной руды на указанный вы-ше период приходится более половины. Потребление других металлов увеличилось в 3–5 раз, сырья для производства удобрений — в 3—3,5 раза.

Восприятие России во всем мире ассоциируется, в первую очередь, с ее минерально-сырьевым потенциалом. Действительно, он огромен, особенно возможности топливно-энергетического комплекса. Доля его в объеме промышленного производства достигает 30%, в объеме ВВП — 15%, в экспортном балансе страны — 40—50%. Объем добычи и производства первичных топливных и энергоресурсов составил в 1997 г. 1362 млн. т условного топлива (77% к 1991 г.) при снижении объема промышленной продукции до 53%. Расчеты показывают, что объем производства электроэнергии в 2005 г. может составить 730—760 млн. кВт . ч, или 80% от потребности, а это значит, что потребность страны не будет удовлетворена примерно на треть. Поэтому необходимо принять меры, которые обеспечат перелом негативных тенденций. Важнейшие из них должны быть напрвлены на развитие поисково-разведочных работ, которые укрепят минерально-сырьевую базу топливно-энергетического комплекса.

Естественно, разработка стратегии использования минерально-сырьевой базы — одна из главных задач государства. Недра России хранят 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество различных полезных ископаемых.

Удельный вес России в разведанных запасах и добыче полезных ископаемых стран СНГ в начале 90-х годов составлял: нефти 86 и 92%; газа 86 и 78%; угля 70 и 58%; железных руд 60 и 44%; никеля, олова, ванадия, платиноидов, редких земель, слюды-мусковита и флогопита 90 и 100% соответственно. Это серьезный потенциал и фундамент для экономических преобразований. Вместе с тем продолжающийся спад их производства, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, объемы выбытия добывающих мощностей до 2000 г. и особенно до 2005—2010 гг., катастрофическое сокращение геологоразведочных работ чреваты в дальнейшем разрушительными последствиями для экономики государства. Так, по сравнению с максимально достигнутым уровнем только в последние годы добыча нефти упала почти на 50%, угля — на 40%, газа — на 7%, производство электроэнергии — на 20%. В целом производство первичных энергоресурсов сократилось почти на 24%. Такая же тенденция проявилась и в производстве других минеральных ресурсов.

Проведенный автором и другими учеными анализ показывает, что по ликвидности минерально-сырьевых ресурсов выделяются три группы: первая — нефть, газ, свинец, цинк, серебро, золото, алмазы, запасы которых будут исчерпаны за 45 лет; вторая — железные, марганцевые, хромовые и фосфатные руды, угли и бокситы, запасы которых еще значительны; третья — олово, сурьма, ртуть, добыча которых убывала в течение последнего времени.

Но следует также учесть, что перед Россией со всей остротой встала проблема воссоздания запасов стратегически важного минерального сырья. Анализ показывает, и об этом сказано в книге, что положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале XXI века ухудшится по ряду объективных причин и, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной безопасности Российского государства. Преодоление социально-экономического кризиса, формирование конструктивной реакции на системные угрозы требуют мощного государственного вмешательства.

Не следует забывать и о том, что стратегия устойчивого развития, к которому стремится мир, не может быть реализована на основе традиционных общечеловеческих представлений и ценностей. Необходимо выработать новые научные подходы, при этом должно осознанно восприниматься, что устойчивое развитие — это эволюционный процесс со своей спецификой на каждом из этапов развития. Для России особую роль приобретает система управления, в которой государственное регулирование выступает в качестве стержня.

Значительные потери понесла за последние годы геология. Роль ее в формировании экономики оказалась приниженной: объемы работ резко сократились, нарушилась основа проведения геологоразведочных работ — стадийность, техническое оснащение отрасли резко снизилось, практически отвергнуты стратегия развития отрасли и ее значение в перспективном планировании. Существующая система финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в основном за счет отчислений, аккумулируемых в субъектах Федерации, делает практически невозможным выход потенциальных недропользователей в новые районы. А это усугубляет положение с открытием перспективных регионов.

В этом плане положение сложилось катастрофическое. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за последние 7 лет объемы геологоразведочных работ в стране сократились в три раза, в результате чего прирост запасов не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых, в частности, нефти и газа. Вместе с тем Налоговым кодексом предусматривается сокращение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с этим геологоразведочные работы в 2005 г. сократятся и составят 75—80% от уровня 1997 г. Это может привести к снижению прироста запасов до 40% от годовых объемов добычи нефти и газа и до 70% от объема добычи угля.

Между тем расчеты ряда специалистов показывают, что при принятии всех необходимых мер по спасению положения и созданию финансовых источников для развития геологоразведочных работ объемы, ассигнований на эти цели в 2005 г. могут достигнуть 30 млрд. руб. (в 1997 г.— 17 млрд. руб.), или увеличение в сопоставимых ценах составит лишь 35%, а в этом случае приросты запасов составят порядка 1,2—1,25 от годовых объемов добычи. Как показала практика прошлых лет, стабильное развитие ТЭК возможно при условии, что разведанные запасы будут в 1,5—2,0 раза превышать годовую добычу. В противном случае не будут выдержаны направления развития и реформирования отраслей ТЭК, определенные «Энергетической стратегией России».

При этом следует учесть: по принятым на 1995—2025 гг. темпам роста добычи до конца этого периода предполагается полное или частичное исчерпание запасов ряда важнейших полезных ископаемых. Этим и будет в значительной мере определяться стратегия развития геологоразведочных работ.

Результаты реформирования в минерально-сырьевом комплексе, так и других сферах экономики убедительно указывают как на наличие крупных ошибок и просчетов, так и на ошибочность самого курса реформ. В первую очередь это касается самоустранения государства от управления многоукладной экономикой, принижения роли государственного регулирования в переходный к рынку период.

За суетой жизни, не следует забывать, что Россия получила в наследство от социалистической системы (СССР) третье место (после США и Японии) в мире по произведенному ВВП и удерживала его до 1998 г. Четко продуманная политическая линия является основой построения экономической стратегии общества. К сожалению, эта часть политической деятельности оказалась упущенной, и именно она нанесла непоправимый ущерб обществу.

Автор выражает надежду, что, прочтя эту книгу, взвесив приведенный в ней анализ, политики, экономисты и геологи осознают свою общую ответственность за нашу Отчизну, наш действительно общий дом. Евгений Козловский

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru