Мечта «Газпрома» — трубопровод в Европу. Он не хочет зависеть от Украины и Беларуси / Джуди Демпси

На севере России, где обширные месторождения природного газа только и ждут того, чтобы их наконец-то открыли, «Газпром» вынашивает стратегию по включению части европейского пространства, от Германии до Великобритании, в свою систему долгосрочных контрактов на поставку газа. Это с течением времени позволило бы России ликвидировать зависимость от Украины и Беларуси и установить более тесные взаимоотношения с Европой. Поэтому руководство «Газпрома» занято поисками европейских партнеров, которые могли бы профинансировать строительство нового морского трубопровода, берущего начало недалеко от Санкт-Петербурга, проходящего через Германию и в перспективе заканчивающегося у берегов Великобритании. Расчетная стоимость его строительства колеблется между восемью и десятью миллиардами долларов.

Несмотря на масштабы проекта, специалисты утверждают, что вышеупомянутая трубопроводная магистраль все равно будет не в состоянии удовлетворить потребности Европы в газе в следующем десятилетии. Более того, существует более дешевое решение этой проблемы с точки зрения ближайшей перспективы: пропускная способность существующих магистралей может быть увеличена путем их модернизации. Однако, по словам представителей «Газпрома», новый газопровод необходим хотя бы потому, что он позволит осуществлять прямые, бестранзитные и безопасные поставки российского природного газа в Европу. Сегодня 80% всех поставок «Газпрома» в Европу осуществляются через Украину, которая является основным транзитным маршрутом для российской компании.

«Проект Северо-Европейского газопровода представляет собой политическую инициативу российского руководства, причем весьма и весьма дорогостоящую», — считает Джонатан Стерн, руководитель программы газовых исследований при Оксфордском институте энергетических исследований. По его словам, существующие трубопроводы работают не на полную мощность, и необходимость в строительстве новых магистралей возникнет только к 2013 или 2015 гг.

Аркадиуш Сарна, специалист по энергетике государственного Центра восточных исследований в Варшаве, вообще отозвался о новом газопроводе как о проекте без экономической базы. «Европейцы прекрасно это понимают, — считает он. — Гораздо большее значение здесь играют причины политического характера. Отношения России с Республикой Беларусь и Украиной оставляют желать лучшего».

В прошлом все предпринятые «Газпромом» усилия по диверсификации своих транзитных маршрутов не принесли желаемого результата. Как правило, они заканчивались повышением цен на газ для стран-потребителей, которые зачастую были вынуждены еще и нести расходы по строительству новых трубопроводных магистралей.
«Все расходы по строительству Северо-Европейского газопровода, безусловно, лягут на плечи стран-потребителей. Подобное уже происходило с другими проектами, например, при строительстве в 2003 г. морского газопровода «Голубой поток». Он обошелся Турции в 3,2 миллиарда долларов, но используется лишь на 10% своей мощности» — утверждает Эммануэль Бергассе, администратор по Восточной и Центральной Европе Международного агентства по энергетике, независимого подразделения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

При протяженности в 917 километров (или 570 миль) Северо-Европейский газопровод будет иметь годовую пропускную способность в 30 миллиардов кубометров газа или более одного триллиона кубических футов. Согласно данным «Газпрома», в ближайшие пять лет объем потребляемой энергии в странах Европы увеличится почти вдвое. Специалисты уверены, что если эти расчеты верны, то новая магистраль вряд ли сможет обеспечить такой спрос на газовые поставки.

Наряду с этим многие специалисты отмечают, что прямой доступ к европейскому рынку может позволить «Газпрому» раз и навсегда опутать Европу сетью своих долгосрочных контрактов (к чему, собственно, российская компания и стремится в долгосрочной перспективе) даже при наличии свободной конкуренции на всем рыночном пространстве Европейского Союза. «Россия хочет разнообразить свою систему сбыта и закрепиться на европейском рынке прежде, чем газовая отрасль станет окончательно свободной, — считает Иван Полтавец, эксперт киевского Института экономических исследований и политических консультаций. — Больше всего руководство «Газпрома» боится, что европейцы могут попытаться получить более дешевый газ из Алжира».

Крупнейшие в Германии энергетические компании, каждая из которых имеет тесные связи с Россией и находится в прямой зависимости от газовых поставок «Газпрома», недавно создали совместную рабочую группу, задача которой заключается в изучении условий экономической целесообразности проекта по строительству вышеупомянутого газопровода. Представители всех немецких компаний, участвующих в работе группы, пока что весьма осторожны в комментариях по поводу его рентабельности. Тем не менее, это не помешало Алексею Миллеру, недавно посетившему Германию, принять личное участие в убеждении немецкого канцлера Герхарда Шредера и глав крупнейших энергетических компаний в необходимости финансовой поддержки проекта.

Герхард Шредер, к слову сказать, культивирующий дружеские взаимоотношения с Владимиром Путиным, убежден, что Германия будет иметь в будущем массу преимуществ, если ей удастся получить привилегированный доступ к богатым природным ресурсам России — такое заявление сделали несколько высокопоставленных чиновников в немецком правительстве, пожелавшие остаться неизвестными. По их словам, строительство новой газовой магистрали сулит и большие политические перспективы, так как позволит еще теснее сблизить Россию с Европой.

Политическая и финансовая поддержка Германии имеет исключительное значение для «Газпрома» и российского правительства, главного акционера российской монополии, так как «Газпром» буквально погряз в долгах после целого ряда крупных приобретений. Но в обмен на такую поддержку европейские компании рассчитывают получить долю российского энергетического рынка, несмотря на обострившееся в последнее время желание российского президента получить обратно контроль над ключевыми энергетическими активами в стране.

«Безусловно, «Газпрому» понадобятся партнеры для строительства нового газопровода», — уверен Билл Макэндрюс, глава пресс-службы немецкого энергетического концерна RWE и член вышеупомянутой рабочей группы. По его словам, работа группы будет продолжаться еще несколько месяцев. Макэндрюс обратил особое внимание на наличие долгосрочных контрактов между RWE и «Газпромом»: «Более 28% всех своих энергоресурсов RWE покупает у «Газпрома», приблизительно 28% газовых потребностей Германии удовлетворяется Россией».

Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что с точки зрения экономической рентабельности гораздо проще было бы заняться модернизацией существующих магистралей, проходящих по территории Республики Беларусь и Украины. «Пропускная способность белорусского газопровода составляет 20 миллиардов кубометров, — отмечает Иван Полтавец. — Но когда российские рабочие его строили, они проложили лишь одну магистраль. Еще есть место для второй линии. И в этом случае расходы составят всего-навсего 1,5-2 миллиарда долларов США». Полтавец также подчеркнул, что при должном финансировании украинская газотранспортная сеть может быть восстановлена и модернизирована таким образом, чтобы увеличить свою пропускную способность в несколько раз. «Потенциал украинской сети составляет 175 миллиардов кубометров, но в 2003 г. она работала ниже своих возможностей, — утверждает он. — Мы говорим о 130 миллиардах кубометров в год».

Однако, руководство «Газпрома» не проявило особого интереса ни к одной их вышеупомянутых альтернатив строительству Северо-Европейского газопровода.
С распадом Советского Союза российские власти были вынуждены каждый год обговаривать с руководством Беларуси и Украины стоимость использования транзитных газовых магистралей. Украина и Беларусь попытались извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации, установив очень высокие транзитные пошлины. При этом обе страны остаются в зависимости от «Газпрома» с точки зрения удовлетворения собственных энергетических потребностей.

По словам Ивана Полтавца, новое правительство Украины полно решимости упрочить свои позиции в качестве надежного партнера в процессе транспортировки российского природного газа в Европу. «Конечная цель нового правительства — продемонстрировать международному сообществу то, что Украина является надежным экономическим партнером и в состоянии обеспечить бесперебойную и надежную поставку транзитного газа, — отметил Полтавец. — В прошлом репутация Украины в этом отношении была далеко не самой лучшей. Правительство страны не раз обвиняли в том, что оно ворует газ. Но сегодня речь идет о единстве государства и его обещании обеспечить безопасность и надежность своей трубопроводной сети».                                                     «The International Herald Tribune», США – inosmi.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru