Малое и среднее предпринимательство Некоторые итоги 2018 года

Илья Хандриков,

председатель общественного движения «За честный рынок»

                                                    Что было позитивного

 Каждое министерство и ведомство постаралось оставить в ушедшем году  о себе доброе впечатление  в предпринимательской среде. В основном, в виде деклараций.

Минэкономразвития разработало новый механизм по улучшению делового климата —  меры по управлению «системными изменениями предпринимательской среды»  под названием «Трансформация делового климата»,  содержащей 14 направлений.

Минпромторг замахнулся на открытие двух тысяч рынков в России.

Счетная палата предложила уволить каждого третьего чиновника за счет цифровизации экономики.

Бизнес-омбудсмен Титов предложил ликвидировать Пенсионный фонд и переложить его функции на Федеральное казначейство.

Верховный суд предложил освободить от уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, в рамках декриминализации некоторых составов преступлений.

Поддержку малого бизнеса в АПК переформатируют. Счетная палата высказала претензии в субсидировании сектора (всего 2% пользователей).

Правительство России одобрило ликвидацию ГУПов и МУПов. Прошло 20 лет, как премьер Путин в 1999 году обещал с ними покончить.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов пообещал представить президенту Путину  «дорожную карту» по росту экономики в 5%.

Президент страны подписал указ о создании некоммерческой организации «Россия — страна возможностей» для повышения социальной мобильности и обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан.

Закон о мобильной торговле позволит создать 250 тысяч рабочих мест и реализовывать 4,5 миллиона тонн продукции агропромышленного комплекса. Эффект от принятия законопроекта глава Минпромторга оценивает в 220 миллиардов рублей дополнительных инвестиций в эту сферу со стороны малого и среднего бизнеса.

Выход нового майского указа Владимира Путина позволил правительству заняться перезагрузкой поддержки малого и среднего бизнеса.

Одно из главных  событий 2018 года — окончательное убеждение российской власти в том, что абсолютно легальный бизнес в РФ не просто возможен, но и является целевой моделью.

Росстат зафиксировал «настоящий» бум в  сельском хозяйстве.

У регионов появится больше возможностей получать субсидии на финансирование программ развития. Определены территории приоритетного развития, среди которых Сибирь, Дальний Восток, Крым и Кавказ — туда субсидии на поддержку малого бизнеса направляются в первую очередь.

Правительственную комиссию по модернизации экономики и инновационному развитию возглавит лично  премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Правительство завершило работу над формированием 12 национальных проектов и комплексного плана по развитию инфраструктуры. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» сочетает в себе прежние «переупакованные» в новый формат меры господдержки с обновленными целевыми показателями вроде увеличения числа занятых в сфере малого предпринимательства с 19 млн. до 25 млн. человек.

После такого изобилия оптимистических заявлений и решений, хочется не просто снять шляпу, но и закончить подводить итоги года, но есть весомые аргументы в сторону продолжения. 2018 год стал прорывным в деле исследования современных трендов, и не только  в экономике. В частности, доклад зав. сектором ИЭ РАН Светланы Кирдиной-Чендлер  «Фейковые экономики в цифровом обществе»  помог разобраться с громадьём положительных итогов года для малого и среднего предпринимательства.

Вам  ничего не напоминает приведенный в докладе пример из ещё недавней нашей истории: «Экономическая ситуация развитого «советского социализма» с пустыми полками в магазинах». Сегодня слышим: «… россияне уже в наступающем (2019) году почувствуют позитивные результаты в рамках реализации национальных проектов». Отлично, ведь есть нацпроект «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».  Предприниматели в 2019 году  получат  111,8 млрд. рублей, но  половину допрасходов запрашивают сами институты развития — «Корпорация МСП», МСП-банк и др. Важный момент в этой программе — почти удвоение господдержки фермерства, до 39 млрд. руб. в год. Есть в программе раздел по самозанятым, хотя легализация самозанятых и введение для них платежей — это одно из самых невыполненных поручений президента.

Рабочая группа Госсовета по нацпроектам сформулировала замечания. Некоторые проекты вообще невыполнимы.  «Для поддержки малого бизнеса —  полагают авторы документа, — нереальны сроки достижения эффекта — увеличение доли МСП в ВВП во всех известных случаях достигалось в течение 10–20 лет». Если учесть, что с долей малого бизнеса картина за 20 лет почти не изменилась, то как за короткий срок увеличить число занятых в МСП с 19 млн. до 25 млн. человек? Вот вам яркий пример фейковой экономики в действии.

                                                   Отрицательные итоги года

 Росло давление на бизнес. Каждый шестой предприниматель стал жертвой повышенных требований банковской системы к обоснованности того или иного платежа как в пользу третьих лиц, так и на свой личный счёт. В 2018  года  налог  на  движимое  имущество  юридических лиц перешел в категорию региональных налогов.

Реформа контрольно-надзорной деятельности зависла. Вот как оценил ее советник президента Андрей Белоусов: «Классную систему мы создали, при ней жулики и преступники чувствуют себя комфортно…  При этом предприниматели, работающие легально, испытывают все больше давления со стороны надзорных органов…».

Депутаты от партии «Единая Россия» предложили в 40 раз увеличить штрафы за предпринимательскую деятельность без регистрации или образования юридического лица.

Автозаправочные сети  повышают тарифы для корпоративных клиентов по топливным картам. Наценку и ухудшение корпоративных условий объясняют сервисным сбором и необходимостью оплаты процессинговых услуг. Растут также акцизы.

Происходил массовый снос нестационарных торговых объектов (НТО) без предоставления компенсационных мест в  Красноярске, Санкт-Петербурге и других городах. Протесты предпринимателей оказались бесполезными.

Количество уголовных преступлений в сфере экономической деятельности за 10 месяцев 2018 года выросло более чем на 19%, Это неудивительно, ведь с ростом любого рода фискальной и налоговой нагрузки увеличивается число людей, которые пытаются уйти в «серую» зону.

В России закрыли «Открытое правительство», в том числе по причине недовольства «законом Яровой».

До 31 декабря 2018 года все работодатели обязаны были осуществить спецоценку своих рабочих мест, так как истек срок их прежней оценки. Штраф за невыполнение  60-80 тысяч рублей.

Госдума приняла закон о налоге на самозанятых, а также  приравняла личное подсобное хозяйство сельских жителей к предпринимательской деятельности.

Покупательская способность россиян снижается пятый год. По данным РАНХиГС, число бедных составило 32 млн. россиян.  Как следствие, бизнес ждет приличное сокращение.

Более 96% закупок госкомпаний и госпредприятий осуществляется на неконкурентной основе — вывод Минфина по итогам мониторинга применения 223-ФЗ.

Сбербанк не кредитует предпринимателей Севастополя по политическим обстоятельствам.

Мониторинг данных (Институт экономики роста им. П.А. Столыпина) о кредитовании МСП  показал, что негативная ситуация с доступностью кредитов, еще больше усугубилась. Реальная процентная ставка по кредитам в России неуклонно растет.  Счетная палата: «Объем кредитов субъектам МСП уменьшается, а реализация госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса не способствует увеличению рабочих мест в этом секторе».

МЧС России  отменило приказ, запрещающий проверки противопожарного состояния субъектов среднего предпринимательства.

Российская розница потеряла в 2018 г.  90 млрд. рублей из-за роста нелегального табачного рынка, который вырос в 8 раз за два года.

Предприниматель будет нести уголовную ответственность за необоснованный отказ принять на работу пожилых людей.

ЕСПЧ предложил Правительству РФ ответить на вопросы о нарушении прав кооператива «Нептун Сервис», ООО «Ориент Вектор» и ООО «Созидание», победа которых в суде в Страсбурге может обойтись казне в миллиарды рублей.

Штрафы для бизнеса за непредставление и задержку бухгалтерской отчетности могут вырасти в 140 раз – с 5 тысяч до 700 тысяч рублей.

Главным тормозом экономики по мнению 46% предпринимателей является беспрецедентное увеличение налоговой нагрузки.

Повышение НДС на 2% сильно ухудшит состояние экономики и бизнеса. Об этом говорит опыт Великобритании, повысившей налог в 2011 году.

                            Состояние  малого и среднего предпринимательства

 Замеряемый Альфа-банком индекс настроений малого бизнеса снизился до уровня ноября 2016 г. – минус 27 пунктов. Это самый низкий за последние три года уровень. Около 83% опрошенных считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, а половина уверена в ухудшении ситуации в следующие шесть месяцев. Около половины предприятий фиксируют снижение прибыли, треть – сокращение числа клиентов и покупок.

Самый большой за последние три года вывоз капитала из страны – 66 млрд. $ (заниженная оценка ЦБ).

Большинство видов малого бизнеса упало в цене. Меньше, чем за полгода бизнесы в среднем подешевели на 40%. Подорожали только интернет компании. 84% собственников в России готовы отказаться от части активов из-за их неэффективности или каких-либо выявленных рисков.

«Наша экономика во многом остается отсталой, полуфеодальной, особенно в малоразвитых регионах, конкуренцией там и не пахнет», —  заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Три четверти российских бизнесменов оценивают текущее состояние экономики страны как проблемное или катастрофическое. «Или эмиграция, или закрываться и идти в чиновники», — настроение в реальном секторе. Рост настроений в среде МСП — поменять сферу деятельности.

                                                         Сельское хозяйство

 Число крестьянских фермерских хозяйств в России неуклонно снижается и за последние 10 лет сократилось почти вдвое. Это происходит на фоне активного развития агрохолдингов, превратившихся за эти годы в крупнейших латифундистов.  Крупные холдинги продолжают скупать землю и инвестировать в нее. На словах государство поддерживает фермеров, но на деле Министерство сельского хозяйство России – есть «Министерство агрохолдингов», во главе которых стоят «привластные, прибюджетные люди». Не удивительно, что за крупнейшими холдингами стоят бывшие министры сельского хозяйства и даже родственники премьера. Не случайно, что львиная доля бюджетных субсидий на с/х идет агрохолдингам и только менее  2% средств поступает фермерам (данные Счетной палаты).

Имея практически неограниченные ресурсы, агрохолдинги активно инвестируют в расширение земельных банков. Это как оформление новых участков земель, так  и переход земли из коллективной, паевой и государственной собственности в частную. Не случайно, что все эти процессы сопровождаются «войнами» в данном секторе и скандалами, хотя в крупнейших сельскохозяйственных регионах земельный передел практически завершился. В попытках отстоять свою землю, многие пайщики и фермеры обращаются в суды, но, не имея поддержки, вынуждены уступать земли. Попытки фермеров достучаться до руководства страны нередко пресекается властями регионов  на корню (тракторный марш кубанских фермеров на Москву). Не стоят в стороне от этих процессов и банковские структуры.

При таких темпах развития агрохолдингов и их государственной поддержке,  в сельском хозяйстве малых фермеров в ближайшие пять лет может и не останется.

Последние государственные новации – попытка законодательно приравнять  личное подсобное хозяйство сельских жителей к предпринимательской деятельности, что влечет за собой патентное налогообложение и другие отягощающие обязательства. Российское село может вернуться к ситуации,  изжитой после смерти Сталина. Но теперь это не желание  разобраться с пережитками капитализма, а бездарная попытка сверху увеличить число фермерских хозяйств за счет личных подсобных.

                                             Повышение пенсионного возраста

Не стану занимать время понятными банальностями про нарушения 39-й и 55-й статей Конституции РФ, информацией о половине мужского населения, которая не доживет, либо не переживет 65-летний возраст. Известно, что именно российские чиновники, а не граждане и предприниматели,  сосредоточили у себя многочисленные богатства страны. Учитывая, что с двухтысячных годов углеводородные и другие сырьевые  доходы  составляют основу формирования бюджета, уровень пенсий чиновников и  депутатов резко отличается от пенсий остальных  граждан. Например, расчет пенсии для ИП производится по баллам. Фиксированная выплата — 4805 руб. 11 коп. Стоимость 1 балла – 78,58 руб. Т.е. ИП с 20-летним стажем, выходящий на пенсию в 2017 году получит в месяц  4805,11 + (78,58 х 20) = 6376 руб. 71 коп.

Для остальных граждан и предпринимателей пенсия будет зависеть от специальных методик, которые меняются  от наличия в пенсионном фонде достаточных для выплаты пенсионерам  средств и  моральных установок в высшем руководстве страны.

Известно, что в  Пенсионный фонд перечисляется 22% от заработной платы трудящегося. Предположим, что эти 22% добавили к заработной плате. Средняя заработная плата по стране в 2017 году составила 36 746 рублей в месяц, 22% от этой суммы составляет 8084 рубля в месяц или 97 009 рублей в год. Если данную сумму положить в Сбербанк на депозит под 5, 58 годовых, то при ежегодном ее откладывании на протяжении 40 лет  в итоге получится пенсия в 83,5 тысячи рублей, позволяющая комфортно жить не только до 71-го года. Учитывая среднюю пенсию по стране в 13 700 рублей, Пенсионный фонд платит сегодня гражданам в 6 раз меньше, потому что остальные деньги идут на строительство замков, в прямом и переносном смысле.

                                                  Фейковая экономика

В упомянутой выше работе «Фейковые экономики в цифровом обществе» даны некоторые разъясняющие определения. «Под фейковыми экономиками  (фейковыми экономическими порядками) подразумевают национальные экономические системы, которые выглядят как вполне жизнеспособные (производится национальный продукт, продолжается потребление), но на деле  скрывают внутри себя разъедающие, разрушительные процессы». В России мы имеем дело не только с фейковой экономикой, но и с фейковой политикой, имеющих характерные черты: «Речь идет о фальсификации, фальшивом характере продукта или услуги; преднамеренный характер фальсификаций; когда каждый раз можно определить бенефециаров производства фейковых продуктов или услуг; их распространение становится настолько широким,  что приводит к противоречию с исходными целями той или иной сферы, угрожая ее функциональному существованию, фейковые новости не информируют, а вводят в заблуждение».

Наше государство  паразитирует на своем населении, когда в условиях резкого сокращения «кормовой» базы, правящее сословие вынуждено вешать на непривилегированные сословия всё новые и новые обременения: повышение пенсионного возраста, повышение ставки НДС, растущий госаппарат (расходы на материальную мотивацию чиновников в 2019–2021 годах  превысят 630 млрд. рублей).

Отдельной темой являются так называемые Национальные проекты, ведущие к колоссальному перераспределению бюджетных средств. А чтобы вся эта растущая нагрузка на население и остальной бизнес воспринималась как должная, создана гигантская армия людей в погонах, которая финансируется не только по открытым статьям бюджета.

Сложившаяся система представляется нежизнеспособной  из-за гигантского количества ошибок в управлении, массы бездарных решений в экономике, внешнего давления,  и на определенном этапе может загнать себя в тупик. 

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru