Корреляция уровня интеллекта и атеизма

Дмитрий Целиков 

За 400 с лишним лет до рождения Иисуса из Назарета (если он существовал) греческий драматург Еврипид писал в комедии «Беллерофонт»: «Говорят, что боги есть на небе? Нет! Нет! Их нет! Не позволяй дураку, увлечённому старыми баснями, обмануть тебя». Еврипид не был атеистом, а слово «дурак» вставил только для того, чтобы раззадорить зрителей. Тем не менее, Мирон Цукерман и Джордан Зильберман из Рочестерского университета, а также Джудит Холл из Северо-Восточного университета (США), обобщив исследования, проведённые за последние сто лет, пришли к выводу, что верующие в целом получают меньше баллов в тестах на интеллект.

Это был первый систематический метаанализ 63 исследований, проведенных с 1928-го по 2012 год. Его результат не стал неожиданностью. Как отмечает Цукерман, если просто посчитать количество исследований, обнаруживших как отрицательную корреляцию между сравнительно высоким IQ и религиозностью, так и положительную, то первых больше. Объясняется это различием методов исследований. Поэтому и нужен был метаанализ, благодаря которому разношёрстные работы сводятся к одному знаменателю. Кроме того, проверяется, не выдали ли учёные свои собственные предубеждения за мнение респондентов.

Итак, из 63 исследований 53 продемонстрировали отрицательную корреляцию между развитым интеллектом и религиозностью, а положительную — только десять. Значительные отрицательные корреляции были замечены в 35 работах, а значительные положительные — только в двух.

Авторы определяют интеллект как «способность рассуждать, планировать, решать задачи, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на собственном опыте». Короче говоря, они держатся старой теории аналитического интеллекта, не трогая такие недавно выявленные и пока ещё спорные формы интеллекта, как творческий и эмоциональный. Рассматривались самые разные виды оценки интеллекта: средний академический балл  — тот, что фигурирует у выпускников в аттестате, результаты вступительных экзаменов в вузы, итоги тестов на вступление в общество «самых умных» Mensa International, показатели обыкновенных IQ-тестов и др.

Религиозность определяется как участие в некоторых (или всех) аспектах религии, которая предполагает веру в сверхъестественное, дары этому сверхъестественному и ритуалы в качестве доказательства убеждений верующего. Наличие религиозности определялось с помощью опросов, наблюдений за посещаемостью церквей и фактического членства в религиозных организациях.

Исследования охватили тысячи людей. Авторы обнаружили, что пол и образование не оказывают никакого влияния на корреляцию между религиозностью и интеллектом. А вот возраст имел значение. Отрицательная корреляция между религиозностью и высоким интеллектом оказалась самой слабой среди «довузовского» населения. Возможно, дело в том, что только в колледже большинство подростков впервые выходит из-под влияния домашних и получает возможность выбирать мировоззрение самостоятельно, а в годы, предшествующие студенчеству, верования людей отражают точку зрения, принятую в семье.

Итак, можно ли говорить, что большой ум не позволяет верить в высшие силы? Здесь уместно вспомнить два крупных исследования. В 1921 году стэнфордский психолог Льюис Терман установил наблюдение за когортой особо одарённых детей (оно продолжается по сей день) — всего более 1,5 тыс. ребят, у которых к десяти годам IQ превышал 135. Полученные данные анализировались в 1995-м и 2005 г.  Робином Сиэрсом из Колумбийского университета и Майклом Маккалоу из Университета Майами соответственно. Оказалось, что «термиты» (так прозвали подопечных Термана) обладали меньшей религиозностью по сравнению с широкой общественностью. Самое замечательное в этих исследованиях то, что 60% «термитов» получили «очень строгое» или «серьёзное» религиозное образование, а 33% — «небольшое».

Вторая серия исследований проводилась на учащихся нью-йоркской начальной школы для интеллектуально одарённых Хантер-колледжа Университета Нью-Йорка. Интеллект оценивался по тестам, пройденным в детстве, а по поводу религиозности выпускников опрашивали в возрасте 38–50 лет. У всех IQ превышал 140, и только 16% признались, что получают удовольствие от религии (примерно столько же, сколько «термиты»). Корреляция налицо, хотя исследователей можно пожурить за то, что они не приняли во внимание такие факторы, как социально-экономический статус и род деятельности.

Другие работы не дали столь однозначных результатов. В 2009 году Ричард Линн из Ольстерского университета (Великобритания) и его коллеги сравнили данные о религиозности и уровне IQ на примере 137 стран. Только в 23 странах из этой выборки атеисты составляют более 20%. Как ни странно, эти государства входят в число с самым высоким средним IQ населения. Но опять же не были учтены сложные социальные, экономические и исторические факторы.

В целом Цукерман, Зильберман и Холл считают возможным сделать вывод, что чем выше религиозность, тем меньше человек получает баллов по той или иной шкале измерения интеллекта. Корреляция особенно сильна, когда речь идёт о внутренних убеждениях, а не об исполнении ритуалов. Возможно, это связано с тем, что религиозное поведение зачастую практикуется только для того, чтобы стать членом некой социальной группы, но не вытекает из искренней веры в сверхъестественное.

Объяснить корреляцию можно тремя способами.

Во-первых, умные люди, по-видимому, не любят авторитеты и догмы. В 1992 году метаанализ семи исследований показал, что интеллектуалы чаще становятся атеистами, живя среди религиозных людей, то есть попросту выбирают нонконформизм.

Во-вторых, умных людей убеждает только то, что подлежит эмпирической или логической проверке, тогда как вера принципиально от неё отказывается («верую, ибо абсурдно»). Авторы отмечают, что интеллектуалы предпочитают аналитическое мышление — контролируемое, систематическое, медленное — в противовес интуитивному — эвристическому, быстрому и, как правило, бессознательному.

В-третьих, интеллект замещает все функции религии. Иными словами, умные люди достигают того же, что и верующие, но на других основаниях. Цукерман, Зильберман и Холл выделяют четыре такие функции.

1. Религия дарит ощущение контроля над происходящим. Это было продемонстрировано в ряде исследований, проведенных в 2008–2010 гг., которые показали, что лишение волонтёров чувства контроля повышает веру в Бога. Для верующего мир более предсказуем и, следовательно, менее опасен. Кроме того, вера в высший разум повышает «самоэффективность», то есть веру в возможность достижения цели. Следовательно, если у интеллектуала есть такое же чувство контроля, он нуждается в религии меньше других.

2. Религия повышает самоконтроль. В 2009 году было показано, что религиозность коррелирует с материальным благополучием. Это было истолковано так: верующие более дисциплинированы в достижении целей и готовы отказаться от синицы в руках сейчас ради журавля потом. Но в 2008 году метаанализ отметил, что умные люди тоже менее импульсивны. По-видимому, отсрочка вознаграждения требует более интенсивной работы оперативной памяти, и интеллектуалы могут себе это позволить без упования на вмешательство свыше.

3. Религия повышает самооценку. В 1997 году метаанализ сравнил людей, которые действительно верили в сверхъестественное, и тех, что оставались представителями религиозной группы, не веря в Бога. Первые относились к самим себе лучше, чем широкая публика. Но то же самое выявлено и относительно умных людей…

Четвёртое и, пожалуй, самое интересное. Благодаря вере люди не чувствуют себя одинокими в этом большом мире. Религиозные люди часто говорят, что у них с Богом личные отношения. Бог — словно якорь в момент утраты близкого человека или разрыва отношений. Для умных таким якорем становятся другие люди. Индивиды с высокими показателями интеллектуального развития чаще создают семьи и реже разводятся. Им не надо прибегать к общению с Богом, когда не хватает общения на Земле.

Подчеркнём ещё раз: данный метаанализ рассматривает лишь аналитический интеллект, который всего лишь часть нашего интеллекта, как бы ни называли остальные части. Кроме того, обзор охватил только те статьи, которые были написаны на английском языке, и две переведённые, на английский. На Японию и Латинскую Америку сил не хватило.

Цукерман предупреждает и о том, что более 87% участников исследований были жителями США, Великобритании и Канады, то есть представителями не только западного, но и протестантского образа жизни. Для католичества и иудаизма корреляции могут быть другими (менее отрицательными). Не всё гладко и с объяснениями. Например, гипотеза о нонконформизме не работает в скандинавских странах, где атеисты составляют большинство. Наконец, не стоит забывать о слове «корреляция». Речь не о том, что высокий уровень интеллекта является причиной снижения религиозности. Нельзя называть собеседника болваном только из-за того, что он верующий, если вы, конечно, не древний драматург.

Результаты исследования опубликованы в журнале Personality and Social Psychology Review. Статья подготовлена по материалам Ars Technica.  «Компьюлента»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru