Конкурс российских инноваций — 2007

На конкурс было подано 405 проектов, 6 из которых признаны победителями.

По капле крови
Гран-при получил ООО «Медицинский Исследовательский Центр «Иммункулус» за проект сети медицинских центров ранней диагностики и профилактики. Он же был признан экспертным советом лучшим в номинации «История успеха».
В основе разработки — иммунный портрет человека, отражающий особенности его молекулярного состава. Иммунный портрет «нарисован» ауто-антителами, особыми «работниками» иммунной системы.

Природа дала ученым удобный механизм анализа ауто-антител. У здоровых людей сывороточное содержание ауто-антител определенной специфичности примерно одинаково. И это отправная точка, от которой можно отталкиваться при исследовании иммунного статуса организма. Увеличение или уменьшение тех или иных ауто-антител свидетельствуют о проблемах в том органе, который они представляют. Заблаговременное выявление таких изменений, специфичных для каждой патологии, дают хорошие шансы на раннее выявление только формирующихся патологических изменений, т. е. в тот период, когда они обратимы.

Медицинский исследовательский центр «Иммункулус» разработал систему тестов, которые позволяют увидеть иммунный портрет человека. «Иммункулус» планирует создание сети центров ранней диагностики, что на самом деле будет означать изменение парадигмы современной медицины с лечебной на профилактическую и далее — на прогностическую, переход от модели «жалоба—диагноз—лечение» к модели «диагностика—прогноз—профилактика».

Инновация «Иммункулуса» опережает аналогичные исследования, ведущиеся, в частности, в Израиле и США, и опережает их существенно, ведь в этих странах исследования еще не вышли из стадии экспериментальных разработок. При этом ученые продолжают совершенствовать методику. Пятьдесят тестов дают самый общий иммунный портрет человека. На самом деле, нужно выявить практически все маркерные ауто-антитела человека, а их около двух тысяч.

Как взвесить вирус
В номинации «Технократическая фантазия» победил проект ООО «Академия биосенсоров» «Атомные весы» (производство универсального биохимического анализатора).

Сотрудникам московской фирмы «Академия биосенсоров» впервые в России и одними из первых в мире удалось создать прототип универсального многофакторного анализатора прямого действия, в основе которого лежат принципы, заложенные в работу атомно-силовых микроскопов (АСМ). Микрокантилеверные системы (сверхчувствительные сенсоры АСМ) — твердофазные преобразователи биохимических реакций, протекающих на их поверхности, в сигнал.

Кантилеверные сенсоры позволяют проводить измерения массы микрообъектов до 10-18 г (масса вируса), и измерять силы межмолекулярного взаимодействия в ультратонких биорецепторных пленках. Полезным сигналом при связывании определяемого вещества с рецептором мембраны является степень ее деформации, которая определяется с помощью прецизионной лазерно-оптической системы.

В разработанном российскими учеными и технологами приборе «Атомные весы» иглы-микрокантилеверы были использованы в качестве зондовых датчиков для получения оперативной информации in vivo о наличии известных маркеров развития заболеваний или концентрации лекарственных препаратов в крови человека. В «Атомных весах» была успешно реализована принципиально новая схема контроля иммунохимических реакций, позволяющая непосредственно детектировать акт связывания антигена с антителом.

Ближайшие зарубежные аналоги разработанного российскими технологами кантилеверного анализатора —приборы фирм CANTION (Дания), швейцарской Concentris и американской Protiveris. Однако приборы этих компаний пока в основном ориентированы на решение научных задач (общий биологический анализ молекулярных взаимодействий), и на медицинский рынок они еще не вышли. Кроме того, стоимость российского прибора почти на порядок ниже западных аналогов.

Митохондрии и колбаса
Институт биофизики клетки РАН победил в номинации «Лучшая потребительская инновация» с проектом «Экологически чистые биодобавки и технология безнитритной мясопереработки».

Ученые из пущинского Института биофизики клетки РАН придумали, как сделать «правильную» колбасу. На эту идею их натолкнули сетования мясопереработчиков. На большинстве заводов для предотвращения воздействия кислорода на переработанные мясные изделия используют нитриты и вакуумирование в упаковках. Упаковка — заслон для внешнего кислорода. На внутренний призваны воздействовать нитриты. Они же убивают вредные бактерии и придают изделию свежую яркую окраску. Однако нитриты, хотя и вносятся в мизерных количествах в колбасы и другие мясные продукты, все же отравляют наш организм.

Ученые предложили другую методу борьбы с кислородом — изъятие из ткани кислорода с использованием натуральных веществ. В клетках работают митохондрии. Они, потребляя кислород, выделяют углекислый газ и воду. Для того, чтобы митохондрии «сожрали» весь клеточный кислород, их нужно активировать.

Стимулом для активного поедания ими кислорода становятся ди- и трикарбоновые кислоты. Эти кислоты — природное вещество, безвредное для человека. Но это лишь один компонент, который ведущий научный сотрудник института Николай Векшин предлагает добавлять в мясные изделия. Второй компонент — природные антиоксиданты, которые убирают вредные активные формы кислорода. Третий — углекислый газ, который тоже занимается вытеснением кислорода. И четвертый — олигопептидный протектор, которым обрабатывают уже готовые изделия, природное вещество, действующее как антибиотик.

В итоге фарш вместо 5 дней может храниться 20, а колбаса вместо 10 — 40 дней. Вдобавок, производитель получает экологически чистый продукт. Добавки стоят примерно столько же, сколько и «химия».

Газоанализатор для пьяного водителя
В номинации «Лучший перспективный проект» победила петербургская компания ООО «Иоффе ЛЕД» с проектом «Свето- и фотодиоды среднего инфракрасного диапазона (длина волны 3-6 мкм)».

Интерес к частотному диапазону 3-6 мкм возник у разработчиков из-за того, что именно в этой области спектра инфракрасного излучения лежат так называемые фундаментальные полосы поглощения многих промышленных и природных газов. Фундаментальные полосы — это полосы с максимумом поглощения интенсивности. Другими словами, это те полосы, по которым можно легче всего распознать обследуемые промышленные и природные газы.

Наибольшая интенсивность этих полос в среднем диапазоне инфракрасного излучения характерна для таких газов, как метан, окись и двуокись углерода, оксиды серы и азота, и потому новые газоанализаторы на базе инфракрасных диодов заинтересуют в первую очередь энергетиков. Другая перспективная область применения — нефтехимическая отрасль, здесь инфракрасные анализаторы понадобятся, к примеру, для измерения толщины полимерных пленок, например, полиэтилена, непосредственно на технологических линиях. Это важно для оптимизации и уменьшения расхода материалов в процессе производства.

Газоанализатором на таких светодиодах заинтересуются гаишники и дорожные экологи. Для первых прибор станет незаменимым подручным средством для выявления пьяных водителей, а вторые смогут точно замерять уровень выхлопов автомобилей и общий уровень загазованности на автострадах.

Стабильный углеродный выдох Лучший инновационный проект 2007 года — «Неинвазивный тест для диагностики хеликобактерной инфекции». Разработчик — ООО «TSD ISOTOPES Ltd».

В 2005 году крошечная бактерия Хеликобактер пилори стала знаменитой. Австралийские ученые Барри Маршилл и Робин Уоррен за открытие ее вредоносной деятельности получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Для многих стало неожиданностью, что считавшиеся ранее неинфекционными такие заболевания желудочно-кишечного тракта, как гастрит и язва, в 80% случаев вызваны именно Хеликобактером пилори, которая очень любит селиться в нижнем, пилорическом отделе желудка. Естественно, сегодня у всех гастроэнтерологических больных, прежде всего, ищут эту бактерию. Ее можно найти разными способами, но все эти методы инвазивны: у человека берут либо кусочек ткани желудка, либо кровь для иммуно-ферментного анализа для выявления антител.

Единственный неинвазивный тест, который был предложен на Западе в 1998 году, так называемый уреазно-дыхательный тест. Тест представляет собой раствор мочевины, помеченный стабильным изотопом — углеродом-13. Пациент дышит в пробирку перед применением теста. Затем тест принимается вовнутрь и через полчаса пациент снова дышит — в другую пробирку. Затем обе пробирки проверяются методом масс-спектрометрии, результаты сравниваются. Разница в содержании углерода-13 говорит о наличии Хеликобактера пилори.

В содружестве с учеными из пущинского Института биофизики микроорганизмов им. Скрябина, Московской медицинской академии, МОНИКИ и Медико-стоматологического университета был создан отечественный уреазно-дыхательный тест, только в пять раз дешевле западных аналогов. 

Кроме мочевины, меченой углеродом-13, в состав теста входит лимонная кислота, что позволило снизить содержание изотопа до 30% (в западных тестах до 99%). В России открывается довольно большой рынок для таких тестов, т. к. по приказу Минздрава каждое гастроэнтерологическое обследование должно будет сопровождаться диагностикой на наличие Хеликобактера пилори, начиная с 2008 года.

Зачем еще один прибор на панели В номинации «Лучшая промышленная инновация» победил проект вертолётной системы точного висения и обзора (СТВО), представленный ЗАО «Вертолетные системы».

Доктор медицинских наук генерал-майор Пономаренко В.А. отмечает: «Ничто и никогда так психически не истощает летчика, как пространственная дезориентация». Согласно результатам исследования Управления гражданской авиации Великобритании, в ходе которого были изучены 30 отчетов о летных происшествиях, закончившихся падением вертолета в море или столкновением с землей, в 25 случаях аварии происходили из-за недостатка пространственной ориентации.

Правильно распределить внимание пилота, дать ему максимально полную визуальную информацию и тем самым повысить безопасность полета, по мнению разработчиков СТВО, поможет применение нового способа управления вертолетом. Суть его заключается в применении телевизионной системы, состоящей из телевизионной камеры, вычислителя, телевизионного монитора и пульта управления.

Система обеспечивает телевизионный обзор поверхности под вертолётом, осуществляет «привязку» и формирует пилотажную информацию о параметрах висения, включая положения заданного места висения на наблюдаемом лётчиком изображении поверхности под вертолётом. Летчик совмещает на индикаторе символы заданного места висения и текущего положения вертолёта.

Пилот получает возможность отметить на мониторе маркером интересующий его объект и затем либо в ручном, либо в автоматическом режиме обеспечивать минимальное отклонение отображаемой на мониторе проекции центра вертолета от маркированного объекта (аналогично системам целеуказания).

Автоматизировать режим висения на современных вертолетах позволяют системы, использующие в качестве датчика доплеровский измеритель скорости (ДИС). Недостаток системы определяется используемым в ней принципом измерения, который не позволяет прямо измерять отклонение от заданной точки, а выполняет эту задачу путем интегрирования информации о скорости перемещения вертолета в пространстве.

Предлагаемая система обеспечения точного висения и обзора вертолета, по словам авторов проекта, позволяет одновременно обеспечить летчика максимальной визуальной информацией и устранить ограничения, присущие ДИС.

Система в первую очередь ориентирована на парк отечественных вертолетов Ми-8 и Ми-2, составляющий порядка 6000 машин, эксплуатирующихся более чем в 80 странах. К настоящему моменту проведены успешные летные испытания экспериментального образца СТВО на вертолетах Ми-26 и Ми-8. По словам пилотов, с применением СТВО значительно повышается точность висения над точкой слежения. Инновационное бюро «Эксперт»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru