Концерн «Росэнергоатом» опубликовал отчет о результатах деятельности за 2011 год. Ниже публикуются некоторые итоги работы Концерна в прошлом году.
.
Производство электроэнергии
В 2011 г. АЭС Концерна произвели 172 681,3 млн. кВт•ч, что составило 16,6 % от общей выработки электроэнергии России и на 1,5 % превысило выработку 2010 года
Балансовым заданием Федеральной службы по тарифам предусматривалась поставка на оптовый рынок электроэнергии и мощности 158,1 млрд. кВт•ч. Фактически объем отпуска электрической энергии составил 161,6 млрд. кВт•ч или на 2,2 % больше. Выручка от реализации электроэнергии и мощности составила 198 788 млн. рублей. Среднегодовая цена продажи электрической энергии на сутки вперед равнялась 912 руб./МВт•ч. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) — 81,2 %, оказался на 0,1 % меньше показателя 2010 г., а коэффициент готовности (Кгот) составил 82,8 %. В настоящее время реализуется программа увеличения выработки электроэнергии на действующих энергоблоках атомных станций концерна.
Инвестиции
Финансирование деятельности Концерна осуществляется за счет собственных средств, имущественного взноса «Росатома» и, при необходимости, привлеченных кредитных ресурсов. Инвестиционная программа на 2011 г. составляла 221 671 млн. рублей.
Основными объектами инвестирования являлись:
— строительство энергоблоков АЭС, включая сооружение плавучих атомных теплоэлектростанций (76 % от общего объема инвестиций);
— проекты по продлению эксплуатационного ресурса энергоблоков I и II поколений, обеспечению безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков, программы увеличения выработки электроэнергии и повышения КИУМ (15 % от общего объема инвестиций);
— проекты на объектах по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами (5 % от общего объема инвестиций);
— прочие инвестиционные проекты и мероприятия: консервация объектов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, НТД и предпроектные работы (4 % от общего объема инвестиций).
Объем средств, направленных на инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений за 2009–2011 гг. составил 95,5 %, 92,1 % и 99,7 % соответственно от плановых показателей. Объем средств, инвестированных в основной капитал в 2011 г. в рамках инвестиционной программы, достиг 201 778,4 млн. руб., в том числе капитальные вложения в производственные мощности составили 191 700,2 млн. рублей.
В 2011 г. велись работы по подготовке к строительству, проектированию и сооружению 11 новых энергоблоков на ряде АЭС:
— № 3 и 4 Ленинградской АЭС-2;
— № 1 и 2 Нижегородской АЭС;
— № 1 и 2 Центральной АЭС (мониторинг площадки);
— № 1 и 2 Северской АЭС (мониторинг площадки).
— № 1 и 2 Курской АЭС-2 (Проект «ВВЭР-ТОИ»);
— № 5 Белоярской АЭС (БН-1200).
Стоимость сооружения типовой двухблочной АЭС по проекту АЭС-2006 составляет 194,4 млрд. руб. без НДС в ценах 2008 г.
Продление сроков эксплуатации энергоблоков действующих АЭС после исчерпания назначенного срока службы является одной из актуальных задач на современном этапе развития атомной энергетики России и наиболее эффективным вложением финансовых средств с целью сохранения генерирующих мощностей и повышения безопасности АЭС.
В соответствии с действующими нормативными и отраслевыми документами экономически обоснованная продолжительность дополнительного срока эксплуатации энергоблоков АЭС составляет от 15 до 30 лет и определяется в каждом конкретном случае техническими и экономическими факторами. Получены лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию в дополнительный период энергоблоков № 3 Кольской АЭС и № 5 Нововоронежской АЭС, завершен основной этап масштабной модернизации на энергоблоке № 1 Смоленской АЭС в рамках реализации инвестиционного проекта по продлению его срока эксплуатации.
Безопасность АЭС
В Концере реализуется комплекс мероприятий по надлежащему выполнению международных и российских требований по обеспечению безопасности АЭС.
Одними из важнейших мероприятий являются комплексные проверки безопасности АЭС, основными целями которых являются:
выявление возможных общих проблем при эксплуатации;
разработка и внедрение мероприятий и рекомендаций корпоративного уровня, направленных на повышение безопасности АЭС;
осуществление эффективного контроля за своевременной реализацией внедряемых мероприятий по повышению безопасности и устойчивости АЭС;
анализ внедренных на АЭС эффективных методов повышения уровня безопасности.
В 2011 г. комиссиями Концерна проведено пять комплексных проверок состояния ядерной, радиационной, пожарной, экологической и технической безопасности АЭС с реакторами ВВЭР на Калининской, Балаковской, Нововоронежской, Ростовской и Кольской АЭС. Госкорпорацией «Росатом» проведены комплексные проверки Курской и Нововоронежской АЭС, а Ростехнадзором — комплексные проверки безопасности Кольской и Билибинской АЭС.
В рамках контроля обеспечения безопасности АЭС в 2011 г. проведено также 19 международных проверок, в том числе корпоративная партнерская проверка ВАО АЭC, проверка миссией OSART МАГАТЭ Смоленской АЭС, партнерские проверки Балаковской, Билибинской и Нововоронежской АЭС и международные страховые инспекции на Нововоронежской и Белоярской АЭС.
По итогам проведенных российских и международных проверок сделаны выводы о соответствии эксплуатации АЭС действующим в Российской Федерации требованиям норм и правил, а также международным требованиям и стандартам.
В связи с событиями в Японии весной 2011 г., приведшими к аварии на АЭС «Фукусима», Концерном проведена работа по анализу причин этой аварии и проведены проверки устойчивости российских АЭС к подобным экстремальным событиям. Были также проинспектированы все действующие атомные станции для проверки их защищенности от внешних воздействий природного и техногенного происхождения. Реализация запланированных мероприятий позволит полностью учесть уроки аварии на АЭС «Фукусима» и повысить уровень защищенности российских АЭС от экстремальных внешних воздействий.
По результатам анализа готовности атомных станций к управлению запроектными авариями запланировано выполнение ряда мероприятий, в том числе:
— дополнительное оснащение всех АЭС оборудованием по управлению запроектными авариями, которое обеспечивает полное обесточивание АЭС и/или блокирует отвод тепла к конечному поглотителю;
— повышение надежности связи в условиях запроектных аварий, в частности, внедрение на АЭС единой системы радиосвязи, создание подвижных резервных наземных станций спутниковой связи, модернизация и создание новых передвижных пунктов управления аварийными работами;
— внедрение по возможности пассивного (воздушного) охлаждения активной зоны для энергоблоков с реакторами типа РБМК;
— уменьшение количества ОЯТ на площадках АЭС и строительство для этого комплексов разделки и хранения отработавшего ядерного топлива на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС, а также отправка с территорий станций ОЯТ на долговременное хранение.
Для обеспечения готовности и реализации мероприятий по защите персонала и территорий атомных станций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с федеральными законами Российской Федерации и международными рекомендациями МАГАТЭ в Концерне создана и функционирует система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является подсистемой отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Госкорпорации «Росатом», ее функционирование осуществляется во взаимодействии с региональными и муниципальными подсистемами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), на территории которых расположены атомные станции.
Система предупреждения и ликвидации ЧС Концерна объединяет координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Концерна.
Основным информационно-управляющим элементом в системе предупреждения и ликвидации ЧС является кризисный центр. Он осуществляет мониторинг готовности систем безопасности АЭС и взаимодействует с оперативно-дежурными службами «Росатома» и Ростехнадзора,
Для локализации и ликвидации аварий и ЧС на каждой АЭС созданы соответствующие группы работников, в состав которых входят нештатные аварийно-спасательные и специальные ведомственные формирования, оснащенные необходимой техникой и имуществом. С целью обеспечения аварийно-спасательных формирований необходимым оборудованием и материалами в случае аварии на АЭС создан централизованный резерв аварийных комплектов приборов, материалов, медикаментов, средств индивидуальной защиты, специнструмента и средств связи.
Для поддержания и повышения необходимого уровня профессиональной подготовки руководства и персонала атомных станций проводится постоянное его обучение способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Обучение проводится в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Госкорпорации «Росатом», а также в учебно-тренировочных подразделениях атомных станций. Особое место в ряду учебных мероприятий занимают противоаварийные тренировки и учения.
При проведении учений и тренировок протекание условной аварии моделируется на полномасштабных тренажерах АЭС, а радиационная обстановка – на имитаторе показателей. Существующая в Концерне система предупреждения и ликвидации ЧС соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам РСЧС. Опыт взаимного участия в качестве наблюдателей в противоаварийных учениях и знакомство с существующими системами противоаварийной готовности зарубежных эксплуатирующих организаций показывает, что действующая в Концерне система предупреждения и ликвидации ЧС соответствует передовому мировому уровню.
Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
Основными мероприятиями в обращении с радиоактивными отходами (РАО) является дальнейшее снижение образования первичных РАО и перевод их в кондиционированное состояние, безопасное для временного хранения на АЭС. На всех атомных станциях разрабатываются и выполняются организационно- технические мероприятия, направленные на уменьшение поступления РАО в хранилища. Разработана программа по обращению с радиоактивными отходами на АЭС на период с 2011-го по 2015 г.
Основной целью программы является комплексное решение проблем безопасного обращения с радиоактивными отходами, включая нормативно-правовое, техническое, технологическое и экологическое обеспечение обращения с РАО, выбор и разработку современных технологий и внедрение установок переработки, а также обеспечение безопасного хранения. Разработаны нормативы поступления радиоактивных отходов на АЭС Концерна в 2011–2012 гг.
Разработана концепция системы обращения с радиоактивными отходами Концерна как составляющей части Единой государственной системы обращения с РАО. Основной целью является создание системы обращения с РАО, обеспечивающей снижение издержек эксплуатирующей организации на этот вид деятельности на полном жизненном цикле РАО при обеспечении безопасной и экономически эффективной эксплуатации АЭС.
В 2011 г. на АЭС Концерна поступило в хранилища 3 651 м3 твердых радиоактивных отходов (на 2 % меньше, чем в 2010 г.) и образовалось 940 204 м3 трапных вод (на 11,4 % меньше, чем в 2010 г.).
По материалам пресс-службы Концерна «Росэнергоатом»
На правах рекламы