КОГДА ЗАРАБОТАЕТ ПОЛИТПРИВОД ПРОИЗВОДСТВА? / Ярослав Швыряев

Прежде чем предпринимать какие-либо меры по поддержке отечественного товаропроизводителя, мы должны определиться, для чего это делается. Я считаю, что во главу угла нужно ставить человека со всеми его проблемами и трудностями. Задача государства, всей его исполнительной и законодательной власти — обеспечить достойную жизнь каждому своему гражданину. Именно в этом заключается главная цель, и не важно, как именно она будет достигнута: рыночными или государственными средствами. Поэтому не стоит противопоставлять рыночную и плановую экономику. Элементы государственного планирования и регулирования сохранились во всех развитых странах. С их помощью государство защищает своего товаропроизводителя и ограничивает деятельность иностранного. Одним из наиболее ярких тому примеров стала недавняя история с запретом продажи российского металла в США.

Гораздо важнее определить стратегические цели и задачи, которые надо решать во имя улучшения жизни людей. Для этого необходимо разработать общий план экономического развития страны, наметить приоритетные направления, а частные и государственные компании, зная этот план, смогут соотносить свою деятельность с заказами и потребностями, в том числе государства, и развивать свой бизнес. Однако, к великому сожалению, нынешнее законодательство вообще и подзаконные акты в особенности не способствуют росту товарного производства и вложению в него инвестиций.

Например, в Госдуме в третьем чтении находится проект закона “О государственной поддержке судостроительной промышленности”. Согласно его нормам, приоритетное право на государственные гарантии будут иметь госструктуры и иностранные компании, а отечественные акционерные компании в этих правах ущемлены. Причем логика весьма странная: “в государстве денег не хватает”. Следует заметить, из всего количества закупленных в прошлом году судов в России построили лишь около 20%. Между тем ежегодно примерно 2 млрд. долларов, выручаемых от добычи рыбы, утекают за рубеж. Хотя стимулом, чтобы рыбаки заказывали суда на отечественных судостроительных заводах, могло бы стать введение льготных квот на вылов рыбы. Если рыбак приобретает корабль на отечественном заводе по согласованным ценам, то он получает льготную квоту на вылов рыбы на период нормативной окупаемости судна. Это только один пример возможной поддержки отечественного товаропроизводителя, а подобных примеров тысячи.

Особого внимания требует развитие перерабатывающих производств, отраслей с возобновляемыми ресурсами (сельское хозяйство, рыболовство, лесная отрасль). Например, в России сосредоточено 20% мировых запасов леса, а значительная часть мебели у нас то ли из Турции, то ли из Италии. Кубометр пиловочника, который вывозят по цене максимум в сто долларов, привозят обратно уже по тысяче долларов за кубометр мебели.

Нам необходимо научиться кормить себя хотя бы на 70% и в таком же объеме обеспечивать производство собственных лекарств.

Нужны налоговые преференции для тех, кто вкладывает денежные средства в развитие перерабатывающей промышленности, тем более что отдача и окупаемость там 3—6 месяцев.

Однако проявлений политической воли для осуществления всего этого пока не заметно. Очень мало наша власть делает в этом направлении, возможно, потому что в “мутной воде легче поймать рыбку”, а может быть оттого, что менеджеры не те. Разумеется, одной воли все равно недостаточно: нужно и дисциплину поднимать и ответственность, а также пить и воровать надо значительно меньше, чем сейчас.

Очень тяжело работать, когда не сформировано правительство и министры не знают, продолжат ли они работу в новом кабинете. Среди них уже появилась поговорка: “Не каждая птица долетит до середины реки, не каждый министр доработает до середины положенного срока”. Поэтому они и думают каждый раз: то ли свои тылы прикрывать, то ли министерством руководить. Результат налицо: назовите хоть один инициированный правительством за последние три месяца законопроект, который значительно стимулировал бы подъем российской экономики и развитие отечественного товаропроизводителя. Их нет, большинство вносимых законопроектов преследуют исключительно фискальные цели, увеличивают разнообразные поборы, штрафы, налоги, расширяют разрешительные и запретительные функции. А правительство должно предлагать законопроекты, способствующие улучшению жизни населения, которое содержит власть.

Что касается большого количества предпринимателей, избранных депутатами в Государственную Думу, то, на мой взгляд, имея собственный большой бизнес, серьезно работать над законами невозможно. Это сказывается не только на посещаемости пленарных заседаний. Я видел поправку, предложенную в законопроект одним бизнесменом: пункт “а” и пункт “б” поменять местами. Своя рубаха ближе к телу, а потная — вдвойне, поэтому я понимаю, что если человек потеет на своей работе, то до моей рубахи ему дела нет. У них просто нет времени на то, чтобы как следует “погрузиться” в законопроект, разобраться в нем.

Стабильность, политическая воля, ясные и понятные для населения цели и задачи, которые необходимо исполнить, приоритеты их выполнения — только при наличии всего этого российская экономика сможет подняться. Полагаю, что всенародноизбранному Президенту еще придется почистить “авгиевы конюшни”. Но я все-таки оптимист, и мне хочется, чтобы все происходило именно в этой последовательности: правильно расставленные приоритеты, направленные на улучшение жизни человека, ясные цели и задачи, объективная оценка собственных сил — физических, моральных, ресурсных и финансовых. Когда все это будет, я думаю, мы начнем двигаться вперед. Если спад производства у нас длится пятнадцать лет, то для его подъема можно затратить и поменьше времени, но все равно придется вкалывать не один год.

Ярослав Швыряев,

депутат Госдумы, заместитель председателя думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru