Каким быть Федеральному закону «О техническом регулировании» / Моисей Гельман

Вступивший с середины 2003 г. в силу Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее – «Закон») по сей день так и не заработал. На то есть принципиальные причины, вызванные, в том числе, безосновательными попытками придать законодательный статус сугубо отраслевым и производственным нормативно-техническим документам, из-за чего проистекают ошибочность и несостоятельность многих его основных положений.

Причём название Закона не соответствует его содержанию, и авторы даже не указали его цель. Это свидетельствует о непонимании проблемы и делает Закон из-за отсутствия обоснованного предмета регулирования юридически несостоятельным. А трактовка в нём ряда основных понятий и положений противоречит как общепринятым международным нормам, так и семантике русского языка.

Например, основополагающее понятие Закона «безопасность» трактуется как состояние объекта. На самом же деле безопасность – это свойство, выражаемое вероятностными характеристиками. Отсюда и ошибочность распространения норм безопасности на многие объекты, в том числе, являющиеся виртуальными или относящиеся к совершенно другим сферам права, никак не связанным с нормированием характеристик продукции.

Причём, нормы безопасности регламентируются Законом даже для политики – единства измерений, что совершенно абсурдно. К тому же, правовое регулирование (нормирование) характеристик объектов вопреки Закону — отнюдь не синоним технического регулирования.

Со вступлением Закона в силу перестала действовать как обязательная для применения большая часть нормативно-технической базы страны, насчитывавшая около 170 000 документов, а взамен за 3,5 года принят всего один. Разработка новых законодательных актов – технических регламентов оказалась невозможной ввиду их надуманности и порочности самого Закона.

К 2010 г., когда завершится переходный период, отпущенный на принятие техрегламентов, российская экономика останется без нормативно-технических документов и в ней начнётся хаос. Его признаки наблюдаются уже сегодня. Так что попытки реформировать эту сферу потерпели крах. Причём сам Закон не имеет аналогов в мире. И хотя его апологеты декларировали необходимость равняться в этом деле на Запад, они не удосужились хотя бы ознакомиться с тем, к чему призывали.

Обо всём этом подробно и аргументированно говорится в статье «Закон «О техническом регулировании» развала российской экономики. Проплаченный стриптиз перед вступлением в ВТО» и ещё в почти 25 статьях весьма авторитетных специалистов, опубликованных в сентябрьском спецвыпуске газеты «Промышленные ведомости» № 9 за этот год. Сказанное очевидно для всех специалистов в различных отраслях экономики, о чём свидетельствуют также многочисленные публикации в специализированных изданиях.

Поэтому неспроста председатель Правительства РФ Михаил Фрадков при обсуждении исполнения Закона в апреле с. г. констатировал:
«Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».

Для предотвращения хаоса в экономике страны действие Закона необходимо приостановить, одновременно восстановив действие отменённых законов «О стандартизации» и «О сертификации». Иначе возникнет правовой вакуум. Сам Закон требуется концептуально изменить, сформулировав его цель.

Целью новой версии Закона должно быть установление общих требований к качеству, в том числе безопасности продукции (зданий, сооружений), а также условий правоприменения — обязательного или добровольного — нормативно-технических документов, регламентирующих нормы качества продукции и её сертификации.

Для отдельных групп продукции должны быть оговорены рамочные требования к её качеству, в том числе безопасности, в специальных законах, гармонизированных с соответствующими Директивами ЕС. Эти требования должны также обеспечивать выполнение норм действующего законодательства.

Таким образом, нормативно-техническая база страны получит не достававшую ей правоприменительную надстройку, из чего следует новое название Закона: «О правовом регулировании (нормировании) характеристик продукции и правоприменении нормативно-технических документов по её производству, стандартизации и сертификации».

Специальные рамочные акты должны именоваться законами о нормировании показателей качества соответствующих видов продукции. При этом термин «технический регламент» должен быть исключён, так как он имеет совсем иной смысл – «обслуживание техники». Одновременно с разработкой новой версии Закона необходимо срочно скорректировать законы «О стандартизации» и «О сертификации» и начать корректировку нормативно-технических документов, в том числе с целью их гармонизации с зарубежными, учитывая наши национальные интересы.

Учитывая общенациональный характер правоприменения нормативно-технической базы, координацию её ведения и разработки документов и их утверждение, а также контроль за стандартизацией и сертификацией продукции необходимо возложить на федеральный орган, воссоздав Госстандарт. При этом Департамент технического регулирования и метрологии Минпромэнерго, как не соответствующий статусу этого министерства, потребуется упразднить.

Российская бизнес-газета,

12 декабря 2006 г.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru