Как президента заставили торговать деревянной моделью самолета / Анатолий Баранов

Во время визита Владимира Путина в Австрию два главных вопроса — сохранение альпийской республикой нейтралитета и приобретение ею за российские долги истребителей МиГ-29СМТ — были решены, мягко говоря, не в пользу России. На самом деле это был провал. Но провал кем-то запланированный, поскольку грабли, по которым прошелся президент, пометили все заранее и заботливо разложили его усердные помощники. Зачем и кому это понадобилось?

Первое же публичное появление Путина с федеральным канцлером Шюсселем было отмечено заявлением последнего об отказе Австрии от нейтралитета. Естественно, в пользу НАТО. И столь же естественно — не в пользу России. А как иначе? Теперь ведь НАТО у Австрии не только с запада, но и с севера, и с юга, и вот-вот с востока будет. «Особые политические отношения» между странами, таким образом, можно считать законченными.

Особые же экономические отношения пока не возникли.

Планировались они исходя из того, что продукция российского ВПК якобы будет конкурировать на свободном рынке свободной страны. Однако, сокращая военное присутствие в мире и раздевая собственную армию, следует ждать не расширения рынков, особенно рынков оружия, а их неизбежного сжатия. В этом и была суть методологической, принципиальной ошибки экономической команды президента, которую принято ассоциировать с Грефом и Кудриным. Но кроме стратегических просчетов, были и конкретные «ляпы».

Это история о том, как Путин несуществующими МиГами торговал.

В октябре прошлого года в Россию инкогнито прибыл премьер австрийской земли Каринтия Йорг Хайдер, более известный как лидер неонацистской партии, едва не ставший причиной международной изоляции альпийской республики. Несмотря на большую популярность, партия Хайдера по вполне понятным причинам постоянно испытывает материальные трудности. Получение посреднических процентов от российской стороны в сделке по продаже Австрии самолетов МиГ-29 могло бы существенно облегчить Йоргу Хайдеру и его партии жизнь. Тем более что, обладая большим опытом политической деятельности, и сам «альпийский фюрер», и его команда по вполне понятным причинам не имеют пока, как говорят у нас, «опыта государственной деятельности», особенно в масштабах целой страны. Если бы они его имели, то знали бы, что попытка продать МиГ-29 Австрии впервые была предпринята СССР еще в 1979 году, когда и политический вес нашей страны, и отношения с Австрией, бывшей нашей оккупационной зоной в 1945 году, а позже взявшей на себя наряду с Финляндией роль «моста между востоком и западом», такой сделке весьма благоприятствовали. Однако даже СССР проникнуть на западноевропейский рынок с продукцией своего ВПК так и не дали. Хотя МиГ-29 в 1979 году по своим качественным и ценовым характеристикам был просто вне конкуренции.

Тем не менее шесть последних лет МАПО «МИГ», впоследствии ВПК «МАПО», а теперь РСК «МИГ» проявлял завидную активность именно в Австрии. Чем это объяснялось, сказать трудно. Во всяком случае, не перспективностью сравнительно небольшого австрийского рынка для продаж нашей авиационной техники. Ведь за все эти годы там не только не продали ничего, но и не приблизились ни к какому конкретному решению. Тем не менее, только командировочные и представительские расходы на австрийском направлении составляли едва ли не самую весомую расходную часть маркетинговой деятельности «МИГа».

Нельзя не сказать, что последние годы в области маркетинга корпорация может похвастаться лишь оглушительными провалами. Не стоит уж и говорить о практически полностью разорванных отношениях с главными потребителями их продукции —ВВС России, не закупившими за последние 8 лет буквально ничего из произведенного некогда великой авиастроительной фирмой. Поэтому корпорация уже восьмой год существует исключительно за счет экспорта. Правда, иногда еще берет кредиты, которые исправно не возвращает.

С приходом в правительство вице-премьера Ильи Клебанова РСК «МИГ» «был назначен» витриной его успехов в деле развития российского оружейного экспорта. В плане по реализации военной техники за рубеж на 2000 год «МИГ» указали вторым в стране после «Росвооружения».
Основания для такого оптимизма, может быть, и были — еще недавно «МИГ» располагал, видимо, самой развитой службой маркетинга среди всех производителей российского оружия, уступавшей разве только структурам, для которых военно-техническое сотрудничество является основным и единственным видом деятельности. На конец 1999 года казались решенными вопросы контракта с Индией на поставку МиГ-29К. В стадии подписания находился тогда и контракт с Ираном на общую сумму в 1,2 миллиарда долларов, касающийся производства Ту-334, конечная сборка которых и все права были переданы «МИГу». Под начало работ даже был получен кредит в сумме 15 миллионов долларов в одном из российских банков.

Неплохо обстояли дела и с перспективными заказами. В начале 2000 года были сняты санкции с Ливии, нуждающейся в модернизации своих ВВС, укомплектованных советской техникой. Мало-помалу развивались и конверсионные программы, например, производство на Луховицком заводе четырехместного самолета Ил-103, уже успешно продававшегося за рубеж.

Тем не менее, заявление Клебанова о том, что Россия вернет себе второе место в мировой торговле оружием, выглядело весьма странным для серьезного государственного деятеля бахвальством. Недавно США опубликовали доклад о мировом раскладе в торговле вооружениями за 1998 год. Более половины мирового оружейного экспорта принадлежит США, общий их оборот равен 77 миллиардам долларов. Британия и Франция, занимающие следующие строчки, 17 и 12 миллиардов соответственно. И откуда только взялся оптимизм у г-на Клебанова, как манну небесную ожидавшего продаж-2000 в объеме 5 миллиардов? Когда реально и трех миллиардов долларов не набежало. Кстати, почему?

Примерно с конца 1999 года у того же «МИГа» начались внутренние проблемы, сначала малозаметные со стороны. Прошла смена руководства на уровне заместителей и первых заместителей генерального директора. Сменились команды переговорщиков по практически доведенным до конца контрактам. Изменились приоритеты в отношениях с властью.

В начале 2000 года был почти моментально «проеден» кредит под Ту-334, причем львиная доля его вообще куда-то делась. Видимо, это стало основной причиной отставки очередного первого заместителя гендиректора, назначенного буквально накануне, но уже успевшего войти в команду переговорщиков с Ираном.

Иранцы и индусы запутались окончательно. Контракты так и остались неподписанными, и, видимо, уже навсегда. Новый начальник маркетинга, также в ранге первого заместителя генерального, в свою очередь постепенно впал в немилость. А вместе с ним и вся служба, которую формировали годами. Да и зачем она нужна, если продаж у «МИГа» на внешнем рынке больше не предвидится? В результате кадровые решения приняли совсем уж анекдотический характер, когда элитный «мидовский» протокольный отдел, ранее напрямую подчинявшийся генеральному (что естественно), переподчинили… гаражному управлению.

Не принес обнадеживающих результатов и подъем в воздух прототипа самолета пятого поколения. Если не считать срыва на первом же полете, испытания этой многострадальной машины прошли удачно. Но итогом стало заявление главкома ВВС Корнукова, что закупать или финансировать дальнейшие работы по этому самолету вооруженные силы не будут.

На последнем авиасалоне в Фарнборо «МИГ» вообще не демонстрировал своих машин в действии. Вместо этого на авиашоу был представлен огромный десант российского чиновничества самого разного ранга, доставленный и содержавшийся в Лондоне за счет ГУП «РСК «МИГ». Рабочие в это время уже не получали зарплату.

Но и эта жертва оказалась напрасной — отношения с военными не наладились, и, как и в последние 8 лет, ни один МиГ не поступил на вооружение российских ВВС. Объявлявшийся в начале 1999 года набор новых сотрудников так и не состоялся. Нечем было занять даже тех, кто уже числился в корпорации. И без того заводы работают по «трехдневке», хотя первое, что два года назад обещал рабочим новый генеральный Н.Ф.Никитин — это полная рабочая неделя, полная загрузка мощностей. Обещанного, правда, три года ждут, но оставшаяся часть сотрудников, как уже говорилось выше, имеют шанс не дождаться. Да и чего ждать? Перспектив-то никаких.

Как президента заставили торговать деревянной моделью самолета / Анатолий Баранов

Если пять лет назад корпорация, носившая имя ВПК «МАПО», насчитывала около 100 000 работавших, то Николай Никитин застал на своих местах уже не более 13 тысяч. С тех пор «естественная убыль» только нарастает, начиная с громкого ухода в декабре 1999 года группы главных и ведущих конструкторов, кончая тихим вымиранием цехов в процессе естественного старения коллектива. Молодежи здесь уже нечего делать. А одним из последних кадровых подвигов руководства «МИГа» стало увольнение директора Луховицкого филиала корпорации — единственного реально работающего подразделения РСК «МИГ».

Возможно теперь станет понятно, почему вдруг солиднейшая корпорация повела себя столь авантюрно и безрассудно в деле с Хайдером — а терять уже нечего. Все в прошлом.

И вот политические авантюристы из Австрии нашли вдруг родственные души в российской корпорации «МИГ». И что занятно, их «поняли» и даже оценили рвение на самом верху. Почему-то им всем показалось, что можно тайно продать три десятка истребителей в самый центр Европы и никто ничего не заметит. Возможно, вспомнился исторический опыт предыдущей эпохи, когда пилоты люфтваффе проходили обучение под Тамбовом и Липецком, а англо-американо-французская коалиция находилась в полной убежденности, что Германия не располагает своей военной авиацией.

Естественно, что при таком положении дел, каково оно в России в целом и в корпорации «МИГ» как ее неотъемлемой составной части, «маленький секрет для очень большой компании» оказался раскрытым уже на стадии прибытия Йорга Хайдера сотоварищи в столицу нашей родины, город-герой Москву. Информация просочилась в прессу и начала обсуждаться сначала на уровне слухов, а потом и как известный факт. Уже в этот момент операцию по продаже МиГов в Австрию следовало бы сворачивать, но новые миговские функционеры решили развернуть «операцию прикрытия». В «Общей газете» появилась статья, в которой заместитель гендиректора «МИГа» А.Мазуров заявил, что информация о визите Хайдера — «бред какой-то», и что Хайдер — слишком известная личность, чтобы путешествовать инкогнито. Что было абсолютно верно — тайком протащить такую личность в Россию, прокатить его на секретный завод в Луховицах и остаться незамеченным нельзя. Но на «МИГе» считали, что можно.

Спустя некоторое время, после того как дотошная пресса не очень-то поверила миговским заявлениям, спецпредставитель российского МИДа Яковенко был вынужден признать, что визит Хайдера действительно имел место и целью визита были именно переговоры о поставках МиГ-29.

В этот момент операцию нужно было сворачивать уже в авральном порядке. Но вместо этого в свет начали выпускаться статьи явно заказного характера, в которых на все лады стали расписывать все выгоды и прелести будущего «пакта Путин-Хайдер» для российской авиапромышленности и страны в целом. Причем дело выглядело уже решенным — вот приедет Путин в Вену, там подпишет несколько формальных бумаг, и наступит полная виктория. «Нью-Васюки а-ля МиГ» включали в себя поставки в Австрию истребителей МиГ-29СМТ и грузопассажирской машины МиГ-110. Тот же Мазуров открыто заявил о готовящихся демонтрационных полетах МиГ-29 СМТ перед первыми лицами России и Австрии. Однако к тому времени уже было ясно, что единственно возможный товар в сделке модификация 4,5 поколения МиГ-29СМТ не может участвовать в тендере на обновление австрийских ВВС хотя бы в силу того, что существует пока в единственном опытном экземпляре и еще очень далек от прохождения государственных испытаний. Тем более никак нельзя было объявлять о каких-то мифических показательных полетах еще не существующей машины.

Еще комичнее оказалась ситуация с МиГ-110, который существует пока только в виде небольшой деревянной модели. Как им торговать? Тем не менее официальные лица продолжали талдычить о «супервыгодном» предложении как о деле уже решенном.

Но, несмотря ни на что, видимо, с подачи особо приближенного к Путину человека, курирующего ВПК и корпорацию «МИГ» в частности, президенту Путину была навязана идея выступить своего рода торгпредом. Можно даже сказать, дилером компании «воздух-воздух».

Заметим, Путин, впервые на столь высоком уровне заявивший о приоритетах российской промышленности и внешней торговли как о прямой заботе первого лица государства, в принципе совершенно прав. Но его, конечно, подставили — он выступил не как лицо, представляющее интересы государства, а как «прикрытие» для неуклюжих действий группы отдельно взятых чиновников, которые теперь смогут все свои неуспехи и все связанные с ними материальные издержки списать на козни «темных сил», мирового империализма и реакции. А заодно лишний раз утвердить президента в его нелюбви к прессе.

Надо отдать должное президенту, который, говоря на пресс-конференции об участии МиГов в тендере, сообщил о не вполне понятных ему «технических неувязках» — «неувязки» состояли в том, что не может ни при каких условиях участвовать в тендере машина, не прошедшая государственных испытаний. По сути, не машина даже, а ее прототип. В тендере Россия даже не была заявлена, но до самого последнего момента говорилось о наших необычайно высоких шансах на победу.

В результате наша страна «нарвалась» на конфузящее заявление министра обороны Австрии, заявившего фактически в ответ Путину, что Австрия не будет рассмаривать МиГи всерьез ни при каких условиях. Ибо, даже если бы РСК «МИГ» представила Австрии не «воздух», а полноценную машину, поставки российских самолетов в центральноевропейскую страну при нынешнем скромном весе нашей страны на международной арене — это авантюра местечкового, бендеровского пошиба. Да хотя бы потому, что, вступая в НАТО, Австрия нуждается в машине, способной взаимодействовать с другими самолетами стандарта НАТО и натовскими же наземными системами. А МиГ-29 создавался наоборот — как наиболее эффективное средство для борьбы с самолетами НАТО. Где логика?

Еще большим конфузом выглядело предложение по МиГ-110. Но кто-то же внес его в программу президентского визита в Австрию.

И здесь мы подходим к самому главному вопросу, который все время оставался за кадром. Известно — короля делает свита, а президент не может быть энциклопедистом и знатоком всего и вся. Он вынужден постоянно зависеть от экспертных и даже просто личных мнений и оценок других людей, которые его окружают. Сегодня мы в очередной раз наблюдаем, что окружают его не совсем «те люди».

Надо надеяться, он в состоянии сам понять, что еще два-три таких «прокола», и его авторитет, а вместе с ним авторитет страны, и без того сильно девальвированый предыдущим правлением, вообще «перестанет быть». Вот этого вывода, этой экспертной оценки за него не могут сделать никакие советники, министры и вице-премьеры. Это должен сделать он сам.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru