КАК НАУКЕ ОТ «ОБОРОНКИ» ПЕРЕЙТИ В НАСТУПЛЕНИЕ / Вячеслав Саблин

Реформирование комплекса

Одним из основных направлений проводимого ныне реформирования оборонно-промышленного комплекса является глубокая структурная перестройка оборонной промышленности, в ходе которой должны органично учитываться как цели долгосрочной государственной политики страны в области военного строительства, так и реальные экономические возможности государства.

Реформированный ОПК должен включать ограниченное количество эффективно функционирующих научно-производственных предприятий (объединений), которые станут основой научно-исследовательской и производственной базы при создании перспективных систем и комплексов ВВТ.

Формирование ядра оборонно-промышленного потенциала должно осуществляться на основе единых принципов, критериев и методов интеграции, с учетом специфики технологий отраслей оборонной промышленности и направлений их военной специализации. Современное военно-ориентированное ядро ОПК должно создаваться не изолированно от общепромышленной базы, а путем интеграции с наиболее наукоемкими и развитыми секторами гражданской экономики.

Для ядра ОПК необходим конкурсный отбор предприятий и организаций, занимающихся созданием высокоэффективных образцов техники. При проведении такого отбора целесообразно учитывать: устойчивость финансово-хозяйственного положения предприятия, способность адаптивно реагировать на изменяющиеся условия и новые требования научно-технического прогресса; подготовленность коллектива к созданию перспективных образцов техники; оснащенность предприятия лабораторно-исследовательской базой и опытным производством; наличие положительного опыта разработки аналогичных образцов ВВТ; наличие развитой информационной базы; наличие лидеров, способных реализовать создание новых образцов техники.

В процессе реформирования оборонной промышленности необходимо будет разрешить проблемы межотраслевого взаимодействия с целью облегчения согласования технических вопросов при создании крупных наукоемких сложных систем и комплексов. Необходимо также будет создать систему законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность как ОПК в целом, так и отдельных его звеньев, связанных с созданием определенных видов ВВТ.

Важную роль в формировании ядра ОПК призваны сыграть головные (центральные) НИИ оборонных отраслей, которые имеют большой опыт проведения системных исследований и в настоящее время являются единственными обладателями наиболее полной информации о направлениях развития соответствующих видов и образцов техники, о состоянии предприятий в своих отраслях.

Централизация планирования развития техники и вооружений

Для оперативного производства перспективных образцов техники необходимо перейти к централизованным разработкам и внедрению в ВВТ приоритетных технологий.

Для этого необходимо, исходя из перечня критически важных технологий, разработать соответствующие централизованно финансируемые и управляемые общегосударственные технологические программы (аналогичные программам вооружения), направленные на создание наукоемких ВВТ. При формировании таких комплексно-целевых программ необходимо учитывать и требования гражданских отраслей промышленности, т. е. сосредоточиться, прежде всего, на решении научно-технических проблем двойного применения.

Известно, что наиболее эффективным при организации создания новейших образцов ВВТ является программно-целевой метод, который дает возможность определить приоритеты по конечной цели с использованием экономических критериев.

При разработках ВВТ программно-целевое планирование применяют для формирования технического облика будущих образцов и создания научно-технического задела, обеспечивающего ускоренное внедрение результатов в создаваемые системы ВВТ.

Повышение потенциала предприятий

Для эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса необходимо реализовать целый ряд мероприятий, способствующих повышению его научного и промышленного потенциала. Основными из них являются:

  • выявление новых прогрессивных технологий, на основе которых может быть создан широкий круг новых систем и комплексов и проведена утилизация старых изделий и отходов. Этим технологиям со стороны государства должна быть оказана активная финансово-материальная поддержка;
  • упрощение процедуры продажи за рубеж изделий, разрабатываемых и выпускаемых оборонными предприятиями, но не во вред эффективности обороны страны, с целью привлечения финансовых средств из-за рубежа для развития научно-производственной базы ОПК;
  • всемерное укрепление головных (центральных) НИИ оборонных отраслей промышленности.

Для сохранения и развития базового и научного потенциала ОПК необходимо усовершенствовать систему взаимозачетов между налоговыми структурами, бюджетом РФ и предприятиями, выполняющими госзаказ. Так, средства, собираемые местными и региональными налоговыми инспекциями, и, предназначаемые для отчисления в федеральный бюджет, целесообразно было бы непосредственно направлять на погашение долгов бюджета за продукцию, исполненную по госзаказу. Это значительно снизило бы в регионах социальную и экономическую напряженность населения, занятого в сфере оборонной промышленности.

Унификация вооружения

Следует отметить, что до последнего времени многие образцы ВВТ разрабатывались персонально, в интересах отдельных заказчиков.

Научно-техническая база централизованно практически не разрабатывалась, она формировалась непосредственно в процессе создания и испытаний конкретных систем ВВТ. Отсутствие научно-технического задела приводило к удлинению сроков их разработки, а часто и к срыву этих сроков. Создание научно-технической базы в рамках конкретных разработок затрудняло возможность координации этих работ в межсистемном и межведомственном плане, что приводило к дублированию и общему удорожанию работ по созданию ВВТ, снижало уровень унификации их образцов и компонентов.

Учитывая тенденцию постоянного уменьшения финансовых средств, выделяемых на создание систем вооружения, поддерживание достаточной обороноспособности страны следует обеспечивать за счет унификации и стандартизации создаваемых образцов техники и их составных частей, а также за счет ускоренного и более широкого внедрения в новые образцы систем и комплексов достижений научно-технического прогресса. Это позволит при меньшем количестве создаваемой техники сохранить необходимый уровень их эффективности.

Уменьшение номенклатуры разрабатываемых аппаратных средств и их более жесткую унификацию можно обеспечить созданием в НИИ и КБ специальных подразделений, осуществляющих системное проектирование аппаратуры по всем имеющимся на предприятии заказам.

Модульность систем

Нормирование технического облика, разработка и модернизация систем ВВТ на современном этапе должна осуществляться лишь на основе создания и применения модульных структур, так как только они в максимальной степени могут решить проблемы сокращения стоимости создаваемой техники, взаимозаменяемости и удобства технического обслуживания и эксплуатации аппаратуры.

Концепция развития модульной стратегии проектирования техники должна формироваться на долгосрочную перспективу (10—15 лет) и служить основой при разработке программ создания различных систем и комплексов с учетом межвидовой и межобъектовой унификации.

К примеру, в недавнем прошлом для нужд обороны страны выпускалась большая номенклатура наземных радиолокационных станций (РЛС), предназначенных для обнаружения воздушных целей. Однако эту номенклатуру трудно было реализовать в следующем поколении станций из-за финансовых трудностей. Если же пойти по пути модульного построения унифицированных РЛС, то подобную номенклатуру можно создать за счет разработки 10—15 модулей высокого иерархического уровня.

Только комплексное решение всей совокупности проблем, стоящих перед реформируемым ОПК, может обеспечить дальнейшее его развитие. И в их решении заинтересованы все отрасли промышленности.

Вячеслав Саблин

, генеральный директор АО»ЦНИИ радиоэлектронных систем”, лауреат Государственной премии РФ, доктор технических наук, профессор

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru