Как нам самим себя одеть и обуть / Владимир Бахановский

Состояние и перспективы развития легкой промышленности

Из диспропорций в экономике, образовавшихся в результате реализации базовых принципов ее реформирования — либерализации цен, приватизации производства и либерализации внешнеэкономической деятельности,— в легкой промышленности особенно ярко проявились две — разрыв между изменениями спада объема производства и уменьшением численности работающих, а также между темпами приватизации предприятий и создания эффективных систем управления ими. Об этом свидетельствуют следующие данные.

Объем производства отрасли относительно 1990 года снизился в восемь раз, а численность производственного персонала уменьшилась втрое. Это привело к значительному снижению производительности труда и столь же значительному росту теневого производства. Так, по экспертной оценке, в обувном производстве теневой сектор составляет более 100% учтенного выпуска обуви, в швейной и трикотажной промышленности порядка 60%.

В отрасли действуют 3000 средних и крупных акционерных обществ, из которых только единицы перешли к организационным схемам, эффективным в рыночных условиях хозяйствования. По экспертной оценке, до 90% российских предприятий легкой промышленности имеют потенциальные возможности повышения эффективности своей работы на 20—25% только за счет изменения системы управления предприятием, создания эффективной финансово-экономической системы и переподготовки кадров управленческого звена.

Общей проблемой подавляющего большинства предприятий отрасли является низкая конкурентоспособность их продукции из-за использования морально устаревшего технологического оборудования. При этом для модернизации производства у предприятий нет ни собственных средств, ни возможности использовать заемные средства из-за их высокой стоимости. В то же время без решения этой проблемы наша легкая промышленность не имеет перспективы. Поэтому стратегическим направлением развития отрасли должна стать ее технологическая модернизация.

До настоящего времени в прогнозах, программах, стратегиях, концепциях развития легкой промышленности (вот уж в чем нет недостатка) на первом плане — увеличение объемов производства. Все остальное, в том числе и технологическая модернизация, включалось в перечень мер, необходимых для достижения поставленной цели. Включалось декларативно, без проработки возможности осуществления этих мер.

В других отраслях промышленности картина аналогичная. Сказывался общий подход Минэкономики России к разработке вопросов социально-экономического развития страны, в основе которого было написание двух вариантов развития — оптимистического, если все будет хорошо (высокие мировые цены на нефть, низкий уровень затрат на обслуживание внутреннего и внешнего долга, большой объем капитала нерезидентов на российском фондовом рынке и т. д.), и пессимистического, если все будет плохо. При этом разница значений показателей обоих вариантов составляла, как правило, несколько пунктов (!). Главное же — какой реальный прогноз развития экономики на ближайшие год, два? — оставалось глубокой тайной.

Сейчас, по крайней мере, для легкой промышленности, где технологическое оборудование устарело не только морально, но и физически, и поэтому многие предприятия могут уйти с рынка в ближайшие 3—5 лет, необходимо четко сформулировать программу вывода отрасли на мировой технологический уровень в обозримые сроки. Второй задачей должна стать безусловная реализация принятой программы. На решение этих задач должны быть направлены усилия и предприятий и государства, но при этом следует исходить из того, что возможности государства весьма ограничены.

С 2001 года прекращено бюджетное финансирование закупок предприятиями сырья и материалов на основе возвратности предоставляемых средств. Правда, это практически не ухудшит состояния отрасли, так как эта мера ее поддержки не была эффективной и в предыдущие годы в силу ничтожности фактических объемов кредитования (в 1999 году из предусмотренных в федеральном бюджете 1,8 млрд. рублей кредит получили 27 предприятий на сумму 0,2 млрд. рублей, в 2000 году из 1,6 млрд. рублей, которые могли быть использованы правительством для кредитования отрасли, средства получили 11 предприятий на сумму всего 0,1 млрд. рублей). Причинами такого положения стали, с одной стороны, необходимость сиюминутного использования правительством поступающих в казну средств и, с другой стороны, неисполнение предприятиями и субъектами Федерации, выступающими в роли гарантов, своих обязательств по возврату кредитов. Кроме того, отрицательную роль, создавшую видимость благополучия в отрасли и без государственной поддержки, очевидно, сыграл двадцатипроцентный рост объема производства в течение последних двух лет. Хотя известно, это был подъем на фоне спада в 1998 году (годовой индекс производства составил тогда 88,5%) и в связи с уходом с российского рынка многих импортеров после кризиса в августе 1998 года. К настоящему времени этот фактор себя исчерпал.

Законом о бюджете на 2001 год предусмотрена возможность компенсации предприятиям за счет бюджетных средств части кредитов, получаемых в коммерческих банках на закупку сырья и материалов. Однако общая сумма средств, выделяемых для такой компенсации предприятиям легкой и лесной промышленности, составляет всего 50 млн. рублей. Даже если бы всю эту сумму предоставить предприятиям легкой промышленности, то при потребности в кредитах порядка 2 млрд. рублей это будет практически нулевая поддержка отрасли.

До настоящего времени не решены вопросы снижения налогового пресса на производителей, исключения налогообложения импортируемого технологического оборудования, не производимого в России, передачу в производство оборудования, замороженного таможней (больше трех лет предприятия не могут выкупить находящееся на таможенных складах оборудование, полученное по кредитным линиям Германии и США на сумму 118 млн. немецких марок и 15,6 млн. долларов соответственно, из-за отмены в 1997 году действовавших во время заключения договоров льгот по НДС и ввозной таможенной пошлине, а также резкого падения курса рубля в 1998 году), реструктуризации долгов предприятий и их освобождения от содержания объектов социальной сферы.

Таким образом, легкая промышленность сейчас практически полностью лишена государственной поддержки. Более того, ситуация существенно ухудшится введением в 2001 году НДС на импортируемый хлопок, так как он используется для производства более чем 30% объема отраслевой продукции. Вследствие этого будет невозможно в предстоящие 5—10 лет решить основную проблему легкой промышленности — модернизировать производство. А после прошествия этих лет нечего будет и модернизировать. Поэтому работа по решению указанных вопросов должна быть продолжена. При этом, наряду с мерами поддержки общего характера, могут быть разработаны и узкоцелевые меры, исходя из того, что больше половины объема отраслевого выпуска продукции приходится на небольшое число предприятий.

Анализ показывает, продукция всего 10 предприятий хлопчатобумажной промышленности составляет 62% производства этой отрасли, в производстве льняных и пенько-джутовых тканей 7 предприятий дают 71% общего выпуска, в шерстяной промышленности таких базовых предприятий 11 (56%), в шелковой — 4 (54%), в трикотажной — 9 (58%), в меховой — 4 (59%), в производстве искусственных кож — 3 (69%), в производстве пленочных материалов — 3 (69%), кож хромовых — 8 (55%), жестких — 5 (52%), юфтевых — 5 (74%), в обувной промышленности — 27 (58%), из которых 11 предприятий производят 33% общего объема продукции.

Все эти предприятия находятся в 34 регионах, в том числе предприятия текстильной промышленности — в 19 регионах, обувной — в 20 регионах, меховой — в Москве и Татарстане, предприятия по производству натуральных кож — в 12 регионах, искусственных кож и пленочных материалов — в 3 регионах.

Таким образом, меньше 100 предприятий легкой промышленности (из 3000) фактически определяют ее основной производственный потенциал. Очевидно, прежде всего нужно рассмотреть возможности снижения затрат, повышения качества продукции и расширения ассортимента именно на этих предприятиях. Необходимы анализ их состояния, разработка новых технологических схем и планов реорганизации системы управления производством, оценка объемов требуемых финансовых средств. Такая работа должна быть проведена на каждом предприятии или непосредственно его руководством, или группой экспертов при участии руководства предприятия. После чего, с участием органов исполнительной власти федерального и регионального уровня могут быть разработаны соответствующие мероприятия и определены источники и условиях их финансирования.

Вместе с тем в ближайшее время необходимо также рассмотреть некоторые другие вопросы, решение которых будет способствовать развитию отрасли. Так, до сих пор не определены потребности в научном обеспечении легкой промышленности. Два десятка отраслевых НИИ раньше разрабатывали образцы продукции и технологические процессы для массового производства. Сейчас такие разработки не нужны, так как каждая фирма, чтобы стать конкурентоспособной, должна выходить на рынок со своими оригинальными видами продукции, для чего должны быть внедрены соответствующие технологические процессы. При этом оборудование должно обеспечивать гибкость производства. Ведь сегодня и, судя по тенденции, в обозримой перспективе, конкурентоспособными могут быть только предприятия, способные в короткие сроки осваивать производство сравнительно небольших партий продукции, отвечающей текущим требованиям рынка по качеству, цене и дизайну. Разрабатывать и быстро внедрять научно-технические новинки, обеспечивающие соответствие предприятия требованиям рынка, очевидно, могут только специалисты, работающие на данном предприятии и знающие все его особенности. Это подтверждает опыт развитых стран. Например, в текстильном машиностроении Германии занято 160 фирм и на каждой из них осуществляется весь цикл создания образцов новой техники — от научно-исследовательских работ до серийного выпуска. Оборудование, поставляемое этими фирмами в 140 стран мира, составляет 30% мирового экспорта.

Поэтому и наши НИИ должны либо интегрироваться с производственными структурами, либо сферой их деятельности должно стать решение общих проблем подотраслей легкой промышленности: разработка новых материалов, наукоемких и энергосберегающих технологий, систем комплексной автоматизации производства (например, фирма «Riter» построила во Франции и эксплуатирует уже около четырех лет прядильную хлопковую фабрику-автомат, которая работает непрерывно 360 дней в году и обслуживается четырьмя сотрудниками в смену).

Другим важным вопросом для отрасли является организация внедрения в производственные и управленческие процессы информационных технологий. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что именно этот путь сейчас является базовым в оптимизации административно-управленческой деятельности и автоматизации прогрессивных производств.

Компьютеризация предприятий осуществляется и в России, однако сейчас это стихийный процесс закупки различных систем и отдельных программных продуктов, в основном, западных разработчиков. Делается это, как правило, без анализа их адекватности решаемым задачам. В результате вместо ожидаемого эффекта предприятие получает неокупаемые затраты. Объясняется это тем, что, за редким исключением, на предприятиях нет соответствующих специалистов, а в отрасли отсутствует какая-либо структура, которая анализировала бы имеющиеся на рынке программные продукты, вела разработки системных проектов и адаптации к условиям конкретного предприятия аппаратно-программных средств, наилучшим образом (по критерию мощность/стоимость) отвечающих требованиям внедряемой системы, обучала бы персонал предприятия работе с ней.

Решением проблемы может быть создание отраслевого центра компьютеризации, решающего указанные выше задачи с учетом производственной специфики отраслей легкой промышленности. Создание специализированного центра целесообразно и экономически, так как по мере отработки типовых моделей систем и их элементов для различных видов производств стоимость проектов будет снижаться.

Еще одним актуальным вопросом является создание информационной системы рынка товаров легкой промышленности. В этих целях может быть использована одна из систем, действующих в сети Интернет. Перспективной представляется система «Телеглобал» (www. teleglobal. ru), разработанная компанией «Гарант-1». Система предназначена для размещения и поиска информации о товарах и услугах с возможностью их идентификации по кодам действующей системы классификации, а также обмена сообщениями между пользователями. Основными ее отличительными особенностями являются сокращение времени соединения с центральной базой данных за счет предварительной подготовки объявлений и запросов информации (число одновременно отправляемых объявлений и запросов не ограничивается) и немедленное информирование абонента по интернет-адресу, телефону, пейджинговой и сотовой связи о появлении в центральной базе данных запрошенной им информации о товарах или услугах.
Разработке оптимальных решений по каждой из затронутых проблем будет способствовать их предварительное публичное обсуждение.

, начальник отдела Департамента легкой промышленности

и потребительского рынка Минпромнауки России, к. т. н.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru