Как Анатолий Чубайс вновь обманул Бориса Ельцина

                                                                               «Правда-5», октябрь 1997 г.
Печально скандальная и широко освещенная в прессе история приватизации АО «Росгосстрах» недавно получила неожиданное продолжение. Как известно, в конце июня с.г. Президент РФ Борис Ельцин распорядился приостановить приватизацию этого акционерного общества и поручил Генпрокуратуре проверить ее законность, благо акции распродать не успели. Поводом для такого, прямо скажем, неординарного шага (прежде многое сходило с рук) стали результаты проверки этой компании Счетной палатой.

Напомню, небольшая, всего из 9 человек, группа людей, в основном руководителей АО «Росгосстрах», при активном содействии некоторых чиновников Госкомимущества, в первую очередь тогдашнего его руководителя Альфреда Коха, намеревалась заполучить контроль над крупнейшей страховой компанией страны, принадлежащей государству. Причем каждый из них за свое приобретение должен был уплатить сумму, не превышающую стоимость среднего западного автомобиля. Конечно же, подобное возможно лишь при нарушениях законодательства, коих оказалось превеликое множество.

АО «Росгосстрах» создали для государственного страхования. В него входят центральное управляющее общество в Москве и 80 дочерних предприятий с 1550 филиалами в регионах. Все вместе они образуют единое юридическое лицо, акции которого находятся в руках государства. Работают в этой системе около 89 тысяч человек. Однако вопреки закону решение о приватизации «Росгосстраха» принимала не конференция представителей трудовых коллективов всех предприятий системы, а лишь собрание одного московского общества, где работает всего 300 человек.

И сделано это было с вполне определенной целью. Ведь подобное «урезание» АО позволило существенно уменьшить суммарную стоимость акций примерно до 2 млрд. рублей с хвостиком, исходя из стоимости имущества и активов лишь московской конторы. Тем самым инициаторы такого оболванивания государства намеревались заполучить в качестве бесплатной «нагрузки» всю систему целиком, имущество и активы которой многократно превышают указанную сумму. Действуя подобным образом, «девятка» хотела не только незаконно прикарманить лакомый кусок госсобственности, но и отказаться от ответственности перед массой застрахованных «Росгосстрахом» людей. Дело в том, что эта ответственность согласно законодательству ограничивается суммарной стоимостью принадлежащих акционерам акций. А она, как упоминалось, определена в 2 млрд. рублей с небольшим.

Между тем к 1 января 1992 года правлением Госстраха РСФСР, права и ответственность которого унаследовало созданное вместо него АО «Росгосстрах», было заключено 52,5 млн. страховых договоров, по которым внесено 29,4 млрд. «дореформенных» рублей. И вся эта сумма согласно Закону «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» должна быть проиндексирована и когда-то возвращена. На сегодня коэффициент индексации в соответствии с возросшей за эти годы инфляцией составляет примерно 10000. Поэтому долг только по «дореформенным» страховым договорам достиг уже почти 300 трлн. рублей и будет расти. Его выплата в случае приватизации «Росгосстраха» по плану «девятки» целиком и полностью ляжет на плечи государства, так как оно лишится возможности гасить этот долг за счет коммерческой деятельности ныне принадлежащей ему компании. Однако и это не все.

Согласно законодательству, если количество работающих на предприятии превышает 50 тысяч человек, план и схему его приватизации утверждает Президент РФ. Но в случае с приватизацией «Росгосстраха» функции президента самовольно присвоил себе тогдашний глава Госкомимущества Альфред Кох. Он не только незаконно утвердил упомянутые документы, но и незаконно разрешил в ущерб государству продать по льготным ценам часть акций работникам компании по закрытой подписке, в то время как акции открытых АО, а таковым является «Росгосстрах», должны продаваться свободно и по рыночным ценам.

Спустя всего день, то есть 26 июня сего года, после данного Борисом Ельциным поручения Генпрокуратуре разобраться во всем, председатель Госкомимущества А. Кох формально, на основании представления Счетной палаты, а на самом деле, видимо, испугавшись, и не желая брать на себя еще один грех распродажи за бесценок госсобственности, отменяет свое распоряжение об утверждении плана приватизации «Росгосстраха».

Однако «девятка» не отказалась от намерений поживиться за государственный счет. И, как увидим дальше, не без оснований. В ответ на вынужденно покаянный шаг главы ГКИ, «девятка», создавшая для скупки акций специальную фирму, 3 июля подала иск в Арбитражный суд Москвы о признании этого покаяния Альфреда Коха недействительным. А пока милые, ругаясь, только тешились, 9 июля сего года Генпрокуратура РФ, выполнив поручение, направила письмо Президенту России «О нарушениях законодательства в процессе создания и приватизации открытого АО «Росгосстрах».

Согласившись с заключением и выводами Счетной палаты, Генпрокуратура посчитала необходимым в соответствии с действующим законодательством преобразовать (запомним, именно преобразовать) «Росгосстрах» из АО в государственное унитарное предприятие. Цель — «предотвращение возможного ущерба законным интересам граждан и государству, а также выполнение задач обязательного государственного страхования». К слову, из бюджетных средств обязательно страхуются государственные служащие, чья деятельность связана с риском для жизни — это сотрудники «силовых» и правоохранительных органов, военнослужащие, работники Счетной палаты и др.

После столь авторитетных рекомендаций Борис Ельцин поручил теперь уже Анатолию Чубайсу «подготовить проект решения Президента РФ о преобразовании АО «Росгосстрах» с учетом выводов и предложений Генпрокуратуры РФ». Однако Анатолий Борисович в своем ответном послании президенту 3 сентября сего года утверждает, что якобы «в соответствии с действующим законодательством РФ преобразование АО «Росгосстрах» в государственное унитарное предприятие возможно только (!) путем ликвидации этого акционерного общества… В связи с тем, что все 100 процентов акций АО «Росгосстрах» принадлежат Российской Федерации, ликвидация этого АО может обойтись государству в несколько десятков трлн. рублей». И поэтому, заключает А. Чубайс, необходимо сохранить «Росгосстрах» в его нынешней форме акционерного общества, а все акции до некоего специального (о чем?) решения оставить у государства.

Утверждая подобное, Анатолий Борисович — ему не привыкать — в очередной раз слукавил. Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ ( ст. 57-65) «Росгосстрах», единственным учредителем которого от имени государства выступает Госкомимущество, может быть не только ликвидирован учредителем, но и преобразован им в иное юридическое лицо, в том числе в государственное унитарное предприятие, как того потребовал президент. А между «ликвидировать» и «преобразовать», как говорят в Одессе, есть две большие разницы. И чтобы понять их, вовсе не обязательно родиться в Одессе, а достаточно заглянуть в Гражданский кодекс РФ. Поэтому можно лишь догадываться, зачем Анатолию Борисовичу в очередной раз понадобилось блефовать — обманывать Бориса Николаевича и вводить его в заблуждение.

Ведь согласно одной из упомянутых статей ГК при преобразовании «Росгосстраха» все его права и обязанности по исполнению договоров перейдут к новому, созданному вместо него юридическому лицу. А при ликвидации этого АО страховые договоры аннулируются, и задолженность кредиторам, т.е. застрахованным людям, должна быть погашена. Но погашается она лишь в размере стоимости имущества «Росгосстраха». Таковы правила ГК. Поэтому при банкротстве и ликвидации, к примеру, компаний, строивших финансовые пирамиды, обманутым людям почти ничего не досталось.

Согласно плану приватизации АО «Росгосстрах», его имущество, под которое намеревались выпустить и продавать акции, оценено руководящей «девяткой» «Росгосстраха» в сумме чуть более 2 млрд. рублей. А в письме Анатолия Борисовича президенту говорится, что ликвидация «Росгосстраха» может обойтись государству в несколько десятков трлн. рублей, т.е. во столько оцениваются им имущество и активы этой страховой компании.

Вероятно, столь внушительная сумма является лишь продолжением лукавства о невозможности создания вместо АО госпредприятия. И указана она, видимо, в расчете на то, чтобы, напугав Бориса Николаевича, заставить его сохранить АО «Росгосстрах» для последующей распродажи акций. Однако если несколько десятков трлн. рублей — правда, то, по мнению заместителя начальника инспекции по контролю за использованием федеральной собственности Счетной палаты Сергея Буркова, руководившего проверкой приватизации «Росгосстраха», речь должна идти о попытке присвоения госсобственности в особо крупных размерах. Ведь согласно утвержденному Альфредом Кохом плану приватизации «Росгосстраха» его уставный капитал, куда входят имущество и все активы, оказывается при этом заниженным в десятки тысяч раз. В любом случае, сказал Сергей Бурков, действия соответствующих должностных лиц требуют специального расследования компетентных органов и привлечения виновных к ответственности.

В своем письме президенту А.Чубайс в качестве одного из доводов в пользу сохранения АО «Росгосстрах» указал также на возможность его приватизации по решению суда. Но пока все акции этого АО остаются в руках государства, никакой суд не имеет права вмешиваться в законные намерения государства как учредителя. А Госкомимущество от лица учредителя, о чем сказано выше, отменило по представлению Счетной палаты ранее утвержденный план приватизации «Росгосстраха».

Однако недавно, без каких-либо обоснованных аргументов, Арбитражный суд Москвы фактически удовлетворил упомянутый выше иск «девятки» к ГКИ, признав прежний план приватизации «Росгосстраха» действительным. Между тем срок договора с фирмой «девятки» на продажу акций этой компании истек. Однако акции до сих пор не проданы. И поэтому Президент РФ, издав соответствующий указ, вопреки противодействию Анатолия Чубайса, может совершенно спокойно и без всякого суда осуществить свои намерения: преобразовать АО «Росгосстрах» в одноименное государственное унитарное предприятие.

Это необходимо для того, чтобы государство не лишилось собственной системы обязательного государственного страхования, финансируемого из бюджета. В противном случае бюджетные деньги должны будут направляться на эти цели в уполномоченные частные страховые компании. Но ведь и сам президент, и «лучший министр финансов в мире» вследствие огромных потерь денег налогоплательщиков paтуют за отказ от проведения бюджетного финансирования через коммерческие банки и передают его федеральному казначейству.

Зачем же в государственном страховании повторять с трудом исправляемую ошибку нынешней организации бюджетного финансирования и вновь наступать на одни и те же грабли? Или Анатолий Борисович, помимо звания «лучший министр финансов в мире», присвоенного ему журналом «Евромани», намерен заполучить еще и титул непревзойденного в мире приватизатора, выполнив любым путем задание Международного валютного фонда по распродаже в этом году государственных акций «Связьинвеста», «Росгосстраха» и многих других крупных компаний? Ведь после этого можно будет издать за рубежом книгу об очередном этапе приватизации в России и получить хорошее авторское вознаграждение за проделанную работу.

А то несправедливо получается. Нынешний глава ГКИ Максим Бойко книгу в Кембридже (США) под весьма символичным названием «Приватизируем Россию» в 1995 году издал. Альфред Кох в прошлом году в Швейцарии даже за неизданную и, неизвестно, написанную ли книгу «Приватизация в России: экономика и политика» 100 тысяч долларов получил (по чистой, конечно, случайности заказчиком столь драгоценного труда оказалась некая швейцарская бухгалтерская (?) фирма, директор которой одновременно работает на дочернем предприятии ОНЭКСИМбанка).

А Анатолию Борисовичу, их духовному отцу, видимо, все недосуг было. И тогда, если не «Евромани», то какой-нибудь «Евросани» (заодно и рекламу себе сделает) за развал экономики России присвоит Анатолию Борисовичу еще одно, вполне заслуженное им почетное звание.

                                                                   Продолжение >>>

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru