К чему ведет неработающий Закон «О техническом регулировании»? / Михаил Бесхмельницын

аудитор Счетной палаты РФ

Пошел уже пятый год существования Федерального закона «О техническом регулировании», однако до настоящего времени он фактически не заработал. Для его исполнения соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации были утверждены сначала одна, затем вторая, расширенная программа разработки технических регламентов с 2004-го по 2006 год. А в мае 2006 года утвердили ее третий вариант, который предусматривает разработку до декабря 2008 года 181 технического регламента.

В результате были перенесены и существенно увеличены сроки представления в Правительство прежде намеченных проектов, в частности, из 74 первоначально включенных в программу для 40 из них сроки перенесли во второй раз.

Бюджетное финансирование программы в 2004-2006 годах составило 444,8 млн. рублей, а средняя стоимость разработки одного проекта технического регламента — 2 млн. рублей.

Проверка Минпромэнерго, проведенная Счетной палатой Российской Федерации в 2006 году по исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» показала, что в 2005 году было заключено 52 договора о предоставлении субвенций, из них 48 договоров — на основании конкурсов и 4 — на доработку технических регламентов.

Конкурсы проводились в течение первых трех кварталов 2005 года. Не состоялись конкурсы по 4 регламентам из-за отсутствия претендентов на их выполнение. При этом подведомственные Ростехрегулированию научно-исследовательские институты выиграли всего два конкурса (стоимость контрактов — 2 млн. рублей).

В 2005 году технические регламенты разрабатывались только по 41 теме на общую сумму 86,8 млн. рублей — не использованный остаток бюджетных средств составил 30,6 млн. рублей. Следует отметить, что в соответствии с упомянутой программой в 2005-м и 2006 году должно было быть представлено в Правительство 44 проекта технических регламентов. Однако к февралю 2007 г. внесено всего 5 проектов. При таких темпах завершение программы к 2010 году представляется весьма сомнительным.

Можно констатировать, что правительственная программа разработки технических регламентов на 2004-2006 годы практически провалена. При этом в соответствии с Законом оказалось «заморожено» на семилетний срок все нормативно-техническое правовое регулирование обеспечения безопасности, как самой продукции, так и ее производства (стандарты, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и т.д., всего более 170 тысяч документов).

В этих условиях резко снижается эффективность государственного регулирования безопасности на потребительском рынке, в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте, что при нарастающем износе основных производственных фондов привело к увеличению в стране аварий и техногенных катастроф.

Товаропроизводители, пользуясь образовавшимся правовым вакуумом, стали пренебрегать ранее действовавшими требованиями не только к качеству, но и безопасности выпускаемой ими продукции. Это подтверждает проверка, проведенная Счетной палатой в 2006 году.

Проверялось исполнение Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных межрегиональным территориальным управлениям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2004 — 2005 годах. Были проверены три управления — Центральное, Приволжское и Южное.

Как осуществляется метрологический надзор, и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции проверили выборочно у 24,9 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, при этом у 66,2% из них выявлены нарушения обязательных требований к продукции, установленных метрологических правил и норм.

По результатам проверки выдано 18 тысяч обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направлено более 3 тысяч дел об административных правонарушениях в судебные органы для принятия мер, выписано штрафов за нарушение метрологических правил и норм в размере 6,9 млн. рублей.

Больше всего нарушений выявлено в производстве алкогольных напитков, а также нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке страны. Выявлены также серьезные нарушения при использовании различных средств измерений. Так, при проверках средств измерений медицинского назначения более 30% реализуемых в аптеках приборов было признано непригодными к применению — это тонометры, глюкометры, термометры.

Руководителям предприятий — нарушителям выписано 799 требований на возмещение расходов — на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований, — на общую сумму 8,4 млн. рублей. Добровольно исполнено 614 требований (около 77%) на общую сумму 3, 15 млн. рублей.

В арбитражные суды направлено 147 дел на руководителей-нарушителей, отказавшихся возвращать затраты на испытания в добровольном порядке, на общую сумму 3 236,8 тыс. рублей.

Сложившаяся ситуация с безопасностью продукции, поставляемой на потребительский рынок, требует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство в части повышения ответственности субъектов хозяйственной деятельности за несоблюдение обязательных требований нормативных документов к продукции.

При этом важное значение имеет принятие правительством нормативно-правового акта «Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) в области соблюдения обязательных требований к продукции и обеспечения единства измерений», а также принятие и утверждение документа о порядке проведения государственного метрологического надзора.

Складывается впечатление, что идет целенаправленная работа если не по блокированию, то явно по затягиванию разработки и принятия технических регламентов. А отсутствие технических регламентов при вхождении России в ВТО окажется в интересах наших глобальных конкурентов. Если ко времени вступления в ВТО Россия не будет иметь собственного нормативно-технического законодательства, то мы будем вынуждены принять чужие правила игры на нашем российском рынке, чего допустить нельзя.

Несколько лучше обстояло дело с реализацией в 2004-2006 годах Программы национальной стандартизации. Однако ее бюджетное финансирование было явно недостаточно и составило всего 110,1 млн. рублей. Иначе говоря, средняя стоимость разработки одного национального стандарта не превышала 100 тысяч рублей при себестоимости в среднем 0,5 млн. рублей.

Тем не менее, было разработано и утверждено 1529 национальных стандартов. Однако обновление отечественных стандартов при сохранении нынешнего финансирования Программы национальной стандартизации растянется на длительное время.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы, а также в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на 2009-2010 годы» предусматриваются серьезные меры, направленные на качественные изменения в социальной и экономической сферах. Но для этого в ее рамках необходимо в том числе:

— создать в стране эффективную систему нормативно-технического регулирования, отвечающую нормам международного права;

— обновить фонд национальных стандартов с приоритетами, обеспечивающими создание нормативной базы для реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»;

— обеспечить защиту внутреннего рынка и потребителей от опасной и недоброкачественной продукции.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru