Экономика Суоми: записки командированного / Александр Костюнин

На карте мира существуют две Карелии: финская и российская. Их разделяет Экономика Суоми: записки командированного / Александр Костюнингосударственная граница. Финляндия — пример для нас очень ценный: у нас много общего с этой страной. Недавно финские партнёры любезно предложили Правительству Республики Карелия (РК) повысить квалификацию предварительно отобранных ими российских рабочих силами своих специалистов и на своей производственной базе. Поездку организует Европейский Союз и Министерство экономического развития республики в рамках проекта Tacis. Но предварительно Финляндию посетили руководители машиностроительных заводов РК. Программа пребывания предусматривала лекционные занятия, посещение промышленных предприятий, знакомство с работой Центра дополнительного образования «Итяиннова» и Политехническим институтом губернии Северная Карелия.                                                 Промышленность

Исторически основу финской промышленности составляла лесная отрасль. Однако в последние десятилетия в Финляндии интенсивно развивались металлургия и металлообрабатывающие отрасли, химическая, нефтехимическая, электротехническая, электронная промышленность, производство средств связи и автоматизации.
Отрасли, входящие в металлопромышленность (по финской классификации к ней относится металлообработка, общее и специальное машиностроение, электротехника и электроника), охватывают практически третью часть всего промышленного производства и рабочей силы страны и в течение ряда последних лет продолжают занимать лидирующие позиции по объемам и темпам роста производства среди других отраслей финской промышленности.

В создании и развитии финской металлопромышленности большую роль сыграли репарационные поставки в СССР, выполнявшиеся Финляндией в первые послевоенные годы. Это были, в том числе, морские суда, различные виды машин и сложное оборудование, изготовленные по советским заказам. Замечу, Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей Советскому Союзу военные репарации в сумме 226,5 млн. долларов. Последний поезд, загруженный этим оброком, пересек восточную границу Финляндии в 1952 году, когда Хельсинки приветствовал участников Олимпийских игр.

Стабильные торговые отношения Финляндии с ее восточным соседом ослабили воздействие мировых ценовых колебаний. Товары, производимые металлообрабатывающей, текстильной и легкой промышленностью Финляндии, обменивались на добываемую в Советском Союзе нефть. Однако резкое изменение цен на нефть на мировом рынке отрицательно сказалось на общем объеме экспорта Финляндии.

А относительная простота финско-советских торговых отношений сыграла с Финляндией злую шутку – после распада СССР она оказалась неподготовленной к более требовательным торговым отношениям со странами Запада. И всё-таки, несмотря ни на что, Финляндии удалось компенсировать потерю своей доли прежнего советского рынка увеличением экспорта в страны Запада.

В судостроении Финляндии в последние годы серьезных структурных изменений не произошло: по-прежнему функционируют две крупнейшие судостроительные компании — «Квэрнер Маса-Ярдз» и «Акер Финнярдз». Финляндия сохранила свои позиции среди мировых судостроителей, при этом доля экспорта судов составила более 70% от общего объема производства в стране.
Доля Финляндии в мировом объеме лесозаготовок составляет 1,5%, экспорт продукции лесной промышленности -10%, картона -12%, типографской и офисной бумаги – 20%. При этом 85-90% потребностей покрывается за счет местного сырья и лишь 10-15% — за счет закупок по импорту.

Пищевая промышленность, входящая в единую цепь переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания, занимает третье место в промышленном производстве после металлообрабатывающей и лесной промышленности. Для производства продуктов питания предприятия используют до 80% отечественного сырья.

Интенсивно развивается электронная промышленность. С 1990 г. объемы производства телекоммуникационного оборудования и электроники увеличились в 14 раз (!). Финские потребители и компании никогда не медлили с внедрением технических новинок. Плотность сети мобильной связи в Финляндии самая высокая в мире. Более 70% населения имеет сотовые телефоны. По относительному количеству пользователей Интернета Финляндия занимает первое место в мире.

Финляндию считают страной-пионером в адаптации новых технологий и центром разработок новой техники. Международные компании, в частности, ICL, IBM, Siemens, Hewlett Packard, Ericsson и Lotus, открыли свои исследовательские центры в Финляндии, наладили сотрудничество с финскими фирмами и приобрели там компании.
Международные исследования 1990-х годов показали, что Финляндия — одна из самых конкурентоспособных стран мира. Основными факторами являются высокий научный и технологический уровень, высокий уровень образования и быстрая интернационализация бизнеса.

Сейчас, когда международная конкуренция превращается в борьбу за инвестиции в высокие технологии и квалифицированный труд, страны и регионы борются за капитал и высоко образованный персонал. Благодаря техническому развитию Финляндия значительно увеличила свои преимущества как страны, благоприятной для открытия новых компаний. Благодаря всем этим факторам зависимость национальной экономики от переработки сырьевых ресурсов в последние годы значительно сократилась, а циклические колебания на мировых рынках больше не мешают экономике.

Уровень жизни населения Финляндии на сегодняшний день один из самых высоких в мире, а у финских трудящихся самый короткий в мире рабочий год. Рабочая неделя уменьшилась с 45 часов в 1950 году до 40 часов в 1960-х годах. В 1970-х годах значительно увеличился ежегодный отпуск, а в 1980-х рабочая неделя сократилась до 37,5 часа.

Слабые места

Тем не менее, производство в Финляндии, как и в большинстве других европейских стран, становится нерентабельным из-за слишком высоких производственных расходов. Стоимость рабочей силы в Финляндии выросла за 1999-2003 гг. на 18% против 15,5% в других конкурирующих западных странах.

На фоне стагнации экономик стран Запада, обострившейся ценовой конкуренции на мировом рынке, а также глобального изменения структуры производства, финские предприятия вынуждены перемещать производственные мощности в страны Азии и Восточной Европы. Основными критериями размещения производств в этих регионах являются близость рынков сбыта, источников сырья и наличие квалифицированной рабочей силы, необходимой для высокотехнологичных и наукоемких машиностроительных производств.

Более выгодно в этом плане отличаются азиатские страны — Тайвань, Южная Корея и Китай, которые являются емкими рынками сбыта продукции финских компаний. За последние годы 20 тыс. рабочих мест переместилось из Финляндии в Китай. Самый крупный финский работодатель в Китае – концерн «Нокиа» – 4800 рабочих мест, далее идут «Элкотек» – 3300, «Салкомп» – 2900, «Метсо» – 1700. Всего в Китае у финских и образованных ими совместных предприятий 70 производственных точек по изготовлению продукции или оказанию услуг.

Эти процессы связывают также с возрастающей в стране острой нехваткой квалифицированной рабочей силы из-за выхода на пенсию в ближайшие годы целого возрастного поколения. Поэтому возможно, что помимо определенных мер по реорганизации производства и вынужденного его перевода за пределы Финляндии, потребуется привлечение в страну иностранной рабочей силы. При этом демографическая ситуация в стране складывается не лучшим образом. На одну семью приходится в среднем 1,8 ребенка. В 1960 году этот показатель был 2,27. Да ещё и падает престиж физического труда.

Своими глазами

Ярмо Валтонен, руководитель Центра занятости города Йоэнсуу, выступая перед нами, подтвердил мысль о снижении престижа рабочих специальностей в глазах молодёжи. Тогда один из наших слушателей со всей пролетарской прямотой задал вопрос:

— А, правда, что вы берётесь за бесплатное обучение наших перспективных рабочих с целью укомплектовать ими впоследствии свои предприятия?

Дословный ответ: — Нам нужен не просто приток эмигрантов. Нужны определённые специальности. И если я скажу «нет», никакой консул никогда не скажет «да». Молодёжь у нас в стране стремится к высшему образованию и, к сожалению, не желает получать рабочие специальности. Я сам отец и все они – как мои дети, которым я желаю счастья.

Иными словами, будущее их детей – нашими руками. Какая наглость?! Мало им, что на финских плантациях клубники «батрачат» только русские!

«Возмутил» нас и показатель средней выработки одного работающего в фирме «Суомен левюпрофиили» — предприятие не торговое, машиностроительное. По словам исполнительного директора Ярмо Перяля выходило, что у нас на «Авангарде» эта самая выработка в 30(!) раз ниже.
Обратила на себя и «бесхозяйственность», свидетелями которой мы стали на фирме «Mantsinen». Комплектующие и крепёж были разложены на стеллажах прямо в цехе. Открыто. Свободно. Рядом ни кладовщика, ни собаки. Хромированные болты. Гаечки. Хомутики. Нагребай – не хочу. Неужели самим-то не совестно так халатно относиться к сохранности материальных ценностей?!

Это уже потом, по дороге домой, под ровный гул автобуса, вглядываясь в ночную тьму сквозь холодное окно, я неожиданно открыл:
«Он, этот чиновник, открыто заявил, что заинтересован в счастье финских детей. Кто же тогда позаботится о наших? А что, если это должны сделать мы сами? У них производительность труда выше? Так ещё Ильич предупреждал, что она, в конечном счёте, определяет всё. Ждать нас никто не станет. И что характерно: финны добиваются высоких производственных показателей без Сталина, хотя 62% процента трудоспособного населения России сегодня искренне считают, что это невозможно.

У них не принято воровать? Так и у нас, вопреки расхожему мнению, воровали не всегда. Я хорошо помню семидесятые годы: в карельской деревне моя бабушка, уходя из дома, ограничивалась тем, что приставляла к наружной стороне двери посох. Неприкосновенность жилья была гарантирована.
Они не такие эмоциональные как мы? Да. Это уж точно. Огонька в нас больше. Например, в прошлом году органами внутренних дел города Петрозаводска был задержан молодой человек. Его арестовали только за то, что он призывал к взаимным чувствам свою несговорчивую Дульсинею.

 Последним аргументом для любимой была ручная осколочная граната оборонительного действия Ф-1 (зона поражения 200 м). Довела парня… Возмущённые жители был единодушны: «Вот, дура-то!» Финны. Россияне. Мы такие разные. И при этом в нас так много общего. Несмотря на различия в темпераменте, языках, истории, вере.

По приезду…

Существует убеждение, что Европейский Ссоюз и Скандинавия в частности, воспринимают сегодня Россию исключительно как источник сырья, новых территорий, рабочих рук.

Трудно однозначно оценивать такое повышение интереса к российскому рынку. Кто-то может расценить его как угрозу благополучию российских компаний, другие, напротив, увидят шанс для всех отраслей и для отдельных предприятий выйти на новый уровень. Впрочем, и тот и другой исходы будут во многом зависеть от того, насколько последовательно, расчётливо и скоординированно будут вести себя российский бизнес и власть.

Наступила пора, когда северо-Запад России и Север Европы должны искать пути к широкой кооперации. На мой взгляд, российскому бизнесу необходимо, по меньшей мере, обратить большее внимание на выработку стратегий присутствия на глобальных рынках, чем на ожесточенную конкуренцию между собой. Нам бы еще научиться отдавать восемь часов работе. На совесть. И последнее: нам где-то нужно найти своего чиновника, который способен любить наших детей. Срочно найти! Александр Костюнин, председатель совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», г. Петрозаводск

Рисунок Максима Смагина

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru