Ящик Пандоры — изобретение Зевса

Из древнегреческой мифологии мы знаем, что Титан Прометей сделал много полезного людям. Он принес им огонь, знания, обучил многим ремеслам, после чего жизнь на Земле преобразилась, люди стали более счастливыми. Узнав об этом, громовержец Зевс решил отомстить людям и разработал коварный план. Кузнецу Гефесту Зевс поручил смешать воду с землей и вылепить из этой смеси неотразимо красивую девушку. По замыслу Зевса, она должна была принести людям несчастья.

Боги сообща вдохнули в девушку жизнь, и назвали ее Пандорой, что означало  «всем одаренная». Еще она была очень любопытна – этим качеством ее специально наделил Гермес. Зевс велел спустить Пандору на Землю. В доме своего мужа девушка обнаружила странный ящик, закрытый тяжелой крышкой. Муж сказал, что открывать его нельзя, так как может случиться большая беда. Пандора не послушалась, подняла крышку ящика и тотчас из него вылетели разные бедствия и несчастия, которые Зевс заключил туда. На дне осталась одна Тщетная Надежда – чувство, способное победить любое зло. Так бог-громовержец отомстил и Прометею, и осчастливленным им людям.

Легенда о Ящике Пандоры – миф, имеющий глубокую философскую и психологическую подоплеку. Но прежде, чем говорить о ящике, следует разобраться с происхождением его обладательницы. Как известно, в политеизме Древней Греции боги и простые люди сосуществовали практически на равных и нередко вступали в родственные связи.

Пандору можно считать прародительницей земных людей – это первая женщина, слепленная Гефестом и наделенная другими богами Пантеона умом, хитростью, душой и невероятной красотой. Любопытная Пандора не смогла устоять перед искушением и однажды открыла тайный ящик Зевса. Выводы из этой истории можно сделать весьма противоречивые. Кто-то скажет, что от женщин все беды, и будет, по-своему, прав. Кто-то увидит мораль, что праздное любопытство никогда не доводит до добра и чревато непредсказуемыми и тягостными последствиями, и это тоже справедливо. А кто-то скажет, что в самой ужасной ситуации с нами все равно остается Надежда.

Ансамбль Петродворца (Петергофа) – один из крупнейших художественно-архитектурных комплексов пригородов Санкт-Петербурга. Парадные парки, многочисленные фонтаны, каскады, статуи богов и героев древности, пышное убранство дворцов —  все это поражает своим великолепием туристов разных стран. Нас интересует Пандора – ее фигура изваяна замечательным русским скульптором XVIII века Ф. Шубиным. Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованной развернувшейся перед ее взором праздничной картиной. На этом празднике жизни она не решается открыть сосуд несчастий и бед.

Философское толкование древнегреческого мифа послужило основой для сближения в христианской иконографии образов Пандоры и Евы. Особенную популярность подобная параллель приобрела в творчестве французских художников школы Фонтенбло второй половины XVI в. Пандору изображали как «новую Еву», от которой происходят все несчастья. Однако морализаторскую идею трактовали шутливо, в чисто французском куртуазном духе: Ева-Пандора на картинах французских художников выглядела столь соблазнительно, что невольно провоцировала на обратное прочтение сюжета: пусть будут все беды, красота стоит того!

О Гефесте мы знаем от Николая Бенардоса, придумавшего в 1885 г. и назвавшего процесс сварки «Электрогефест». Бенардос получил патенты России, др. стран и с гордостью писал: «Я подарил миру доподлинно новую технику, отличную от всего того, что было известно людям с тех времен, когда в Древней Греции верили в Гефеста – бога огня и покровителя искусства и ремесел, основанных на использовании огня».

Итак, «ящик Пандоры» – источник бед и несчастий. Но на дне ящика была надежда, что все бедствия и несчастья можно преодолеть, надо просто надеяться, верить и работать.

Вирус Пандоры — это рассвет сознания человека, открытие тайн мироздания, способность общаться при помощи мысли, начало нового витка эволюции, это благо, которое еще предстоит познать человечеству. Весь современный мир создан изобретателями – без них мы бы до сих пор бегали пешком на 7-й этаж, крутили ручки мясорубок до остервенения, ходили на работу с лопатами в руках и кремнем в кармане. Эта участь нас миновала, потому что мозг человека-изобретателя, иными словами, удивительное сочетание теории и практики, философии и теологии, идеалов и денег, демократии и технократии, смог создать наш мир с саморазмораживающимися холодильниками, интеллектуальными стиральными машинами и соединенными в сети компьютерами.

Жизнь всего населения Земли создана изобретателями в их мощном творческом движении к эффективности и комфорту. Человечество знает, помнит и чтит великих творцов технического прогресса — Архимеда, Леонардо да Винчи, Эдисона, Шухова…

На фоне триумфа машин Человек утверждал себя, двигая вперед науку, а, следовательно, и прогресс всего общества. Только XIX век дал миру телефон, телеграф, радио, кинематограф, фотографию и многое другое, обогатившее быт человека. Он внес в список нарицательных имен такие фамилии, как Дизель, Мартен, Рентген, Цеппелин… Он дал нам имена людей, ставших названиями номиналов в Международной системе единиц: Ангстрем, Белл, Вебер, Генри, Герц, Джоуль, Кюри, Фарада…

Многое в судьбах изобретателей может показаться прекрасным и даже величественным. Ночи без сна и гениальные озарения во сне, тысячи чертежей и сотни испытаний – все это стоит за скупыми и лаконичными строками их биографий.

Для содействия их творчеству венецианцы в 1474 г. придумали патентную науку, призванную  двигать вперед экономику в тех странах, где ее изучают и знают, и плодами ее пользуются. Создание водяной мельницы и удобрений остановили средневековые войны в Европе,  изобретение паровой машины победило рабство в США, а паровоза – обеспечило США функционирующей двухпартийной системой и развитой демократией, связав Север и Юг страны. Изобретение парохода Робертом Фултоном повлекло за собой развитие речного и морского механического транспорта.

Во многих странах мира учрежден День изобретателя. К примеру, в  Таиланде он отмечается 2, а в США – 11 февраля. В Венгрии – 13 июня; в России – в последнюю субботу июня. Первый патентный закон Японии был принят 18 апреля 1885 г. – день этот объявлен в Японии национальным праздником «Днем изобретения». Ежегодно 26 апреля земляне отмечают Международный день интеллектуальной собственности.

Польский журналист Кароль Ижиковский (1873–1944) высказал здравое суждение: «Мало что-то изобрести – нужно еще, чтобы кто-нибудь оценил изобретение и хотя бы украл его».

Да, изобретения могут принести деньги, власть, поэтому их воруют и засекречивают, разрабатывают в тайных лабораториях и продают иностранным государствам. Во имя великих изобретений нередко жертвуют всем: личной жизнью, родиной и здоровьем. Они становятся судьбой человека, а разве от нее уйдешь?  

Ящик Зевса-Пандоры и сегодня совершенствуется и патентуется, в том числе – в России. Так, для транспортировки и хранения высокоточных приборов Л. Дудко и В. Шостко из НИИ прикладной механики им. акад. В.И. Кузнецова сконструирована специальная тара для приборов. Конструкцию складного ящика предложил Константин Бойко, а Питт Джеффри Грэм (Великобритания) позаботился об упаковке с противоударной защитой. Немец Волфганг Оргелдинер придумал вентилируемый ящик для размещения и транспортировки фруктов и овощей. А вот для транспортировки замороженных или охлажденных штучных товаров шведы Нильс Ларссон и Йеран Вестерхольм разработали охлаждаемый контейнер.

В наше время крылатой стала фраза «Открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями, которое нельзя отменить. Это и есть изобретение.

А. Ренкель,

патентовед

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru