ИТЕРА: КЛИРИНГОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ
В ИНТЕРЬЕРЕ БАРТЕРНОГО БЕСПРЕДЕЛА / Мария Демихова

Для начала немного азбуки цивилизованного рынка. Итак, клиринг — это форма расчетов за поставки товара или услуг, осуществляемая по принципу «товар (услуга) в обмен на товар плюс частичные платежи «живыми» деньгами», чтобы без задержек платить зарплату и налоги, с последующим подведением баланса взаиморасчетов. Подобная платежная технология использовалась при торговле между странами бывшего СЭВ, а также между СССР и Югославией. Не отказываются от нее и многие компании США и стран Европы. От стихийного и большей частью неподконтрольного налоговым органам бартера по-российски клиринг отличается прозрачностью финансовых потоков торговых партнеров.

ИТЕРА: КЛИРИНГОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ БАРТЕРНОГО БЕСПРЕДЕЛА / Мария Демихова Возможно, именно поэтому он оказался мало востребован в современной России. Сегодня номинально существуют межрегиональные клиринговые центры, разрабатывается близкая по своей экономической сути к клиринговым расчетам программа «Варрант»… И все же воспользоваться их возможностями промышленники не спешат. Ведь для регистрации своих сделок как клиринговых предприятиям придется раскрывать те показатели своей производственно-хозяйственной деятельности, которые, по мнению многих директоров, являются коммерческой тайной. И пока промышленники, законодатели и чиновники спорят о том, какую цифру в отчетности целесообразно «открыть», а какую нет, страдают добросовестные предприниматели.

«Герой» нашего повествования — международная Группа компаний «ИТЕРА», известная своей активной деятельностью на газовых рынках России, стран СНГ и Балтии.

Как подчеркнул в беседе с «ПВ» вице-президент группы Владимир Евдокимов, «ИТЕРА» начала строить клиринговые цепочки, не дожидаясь, пока власть сформирует надлежащую законодательно-нормативную базу. Ведь в условиях денежного дефицита это едва ли не единственная возможность поддерживать платежный оборот. Поэтому сейчас до 30% платежей за газ, поставляемый предприятиями «ИТЕРЫ» в страны СНГ и Россию, осуществляется «живыми» деньгами, которыми выплачиваются заработная плата и налоги. Остальная оплата — поставки товаров и материально-технических ресурсов, обмениваемых до семи-восьми раз. Стоит отметить, что обслуживанием платежей и выстраиванием товарообменных цепочек заняты около 60% работников управленческого аппарата Группы.

Проблем с налоговыми органами у «ИТЕРЫ» нет. К слову сказать, сами налоговые платежи от входящих в Группу компаний равномерно распределены по соответствующим регионам России и странам СНГ, что делает сотрудничество с ними привлекательным для местных органов власти.

Благодаря налаживанию платежей, рыночному опыту и умению отыскивать наиболее эффективных партнеров «ИТЕРА» за семь лет своего существования сумела превратиться из обычной трейдерской фирмы в совладельца десятков фирм и промышленных предприятий на территории России и СНГ.

ИЗ ДОСЬЕ: Группа компаний «ИТЕРА» была создана в 1992 году вместе с множеством других торговых фирм, занимавшихся реализацией импортных товаров повышенного спроса и нефтепродуктов на рынках России и стран СНГ. Ее основателем стал выпускник и бывший преподаватель Ашхабадского государственного университета Игорь Макаров. Знание специфики среднеазиатского рынка, как считают аналитики, и стало стартовым капиталом «ИТЕРЫ» при реализации более масштабных и качественно иных проектов.

В 1994 году правительство Туркменистана пригласило «ИТЕРУ» к участию в поставках туркменского газа в Украину и другие страны ближнего зарубежья. Создались предпосылки для сотрудничества компании и с «Газпромом».

В настоящее время компания является основным поставщиком природного газа в Грузию и Армению, осуществляет свыше половины поставок «голубого топлива» в Украину, активно работает в Белоруссии и Молдавии, обеспечивает до 70 процентов поставок газа в страны Балтии. Добывая собственный газ на Ямале, а также получая его из других источников, предприятия Группы полностью рассчитываются за него, в том числе поставками необходимых газовикам товаров и оборудования.

Бизнес «ИТЕРЫ», движимый рыночным спросом, распространяется и на новую отрасль — газохимию. Все началось с производства толстостенных пробирок-заготовок, так называемых преформ, из синтетического материала полиэтилентерефталата, более известного в своем сокращенном названии «ПЭТ», из которых впоследствии выдуваются пластиковые бутылки для разлива безалкогольных напитков, соков и растительного масла. Годовая потребность в преформах только российского рынка оценивается в 3,8 миллиарда штук. Сейчас спрос на них удовлетворяется преимущественно за счет импорта — сказывается отсутствие не только отечественных технологий, но и производственных мощностей. Сырьем для ПЭТ служит терефталевая кислота, не производимая в России.

Именно это обстоятельство и стало, как ни парадоксально, козырем «ИТЕРЫ» при выходе на рынок продуктов газохимии. Единственный во всем бывшем СССР завод, синтезирующий сырье для ПЭТ (правда, по устаревшей технологии), расположен в Белоруссии. Его-то и решено было задействовать еще четыре года назад, когда одно из предприятий «ИТЕРЫ» построило завод по выпуску преформ под Минском мощностью около 250 миллионов штук в год. До 80% этой продукции реализовалось в России.

В начале ноября открылся принадлежащий «ИТЕРЕ» завод преформ в подмосковных Мытищах, рассчитанный на производство двух миллиардов заготовок в год. Оборудование для его оснащения поставили канадские компании, сотрудничающие, помимо «ИТЕРЫ», с известными мировыми производителями напитков — «Пепсико ИНК» и «Кока-Кола Компани».

Сырье для преформ будет пока закупаться в Южной Корее, однако уже в ближайшие год-два «ИТЕРА» намерена освоить собственное его производство. Дело в том, что до 80% исходного сырья для терефталевой кислоты приходится на природный газ. Компанией уже заказана соответствующая техническая документация на строительство завода по производству полиэтилентерифталата. В случае успешной реализации проекта «ИТЕРА» имеет все шансы взять под контроль российский рынок сырья для ПЭТ.

Другим перспективным направлением для «ИТЕРЫ» становится производство и сбыт электроэнергии. Намечено в том числе внедрять детандерные турбинные установки, которые работают, используя в качестве «топлива» перепад давления газа, возникающий при его переходе из магистрали в распределительную сеть. При этом себестоимость электроэнергии оказывается примерно втрое ниже, чем при использовании парогазовых установок, что соответствует стратегии «ИТЕРЫ» на создание максимально эффективного производства и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Этим же целям служит создание собственных компаний по телекоммуникациям и разработкам в области высоких технологий.

Стремление сформировать для получения большей прибыли замкнутый цикл как в расчетных цепочках, так и в производстве нашло логическое завершение в середине прошлого года, когда компания превратилась из газового трейдера в добытчика «голубого топлива». «ИТЕРА» стала совладельцем пакетов акций предприятий по разработке Губкинского, Восточно-Таркосалинского и некоторых других месторождений природного газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Доказанные запасы оцениваются в 3,8 триллиона кубометров, а инвестиции, требующиеся для их освоения, превышают 300 миллионов долларов, включая и собственную реинвестированную прибыль. К концу 2000 года «ИТЕРА» намерена добывать до 30 миллиардов кубометров газа, а сегодня это около 13 «кубов».

Проблема заключается в том, что все приобретенные предприятиями Группы месторождения требовали обустройства. Российский газовый гигант «Газпром» в силу своих масштабов и потребностей постоянно наращивать запасы за счет крупных месторождений не имел возможности этого делать. Работы стопорились, росли долги и самых «мелких» по газпромовским масштабам недропользователей — только у одного «Роспана» они превышали два миллиарда рублей.

Расшивка неплатежей потребовала новых поворотов в клиринговой истории «ИТЕРЫ» — на этот раз в фокусе финансистов оказалась Свердловская область. Ее географическая близость к месторождениям компании и производственный потенциал уральских заводов подтолкнули менеджеров к логичному решению организовать туда поставки «голубого топлива», а в обмен на него отправлять технику на ямальские месторождения. Пригодилось и знание среднеазиатского рынка: в советское время казахстанские предприятия получали комплектующие с уральских заводов, а в Узбекистан шло ирригационное оборудование. Восстановление этих хозяйственных связей помогло Свердловской области решить и застарелую проблему платежей за газ, причиной которых был, как и повсюду, дефицит «живых» денег. Место Свердловского филиала «Межрегионгаза» занял торговый дом «УралСевергаз». 40 процентов акций этой новой фирмы принадлежит «ИТЕРЕ», остальные поровну распределены между администрациями Свердловской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также «Межрегионгазом».

В будущем году газ в Свердловскую область будет поставляться предприятиям в объемах, пропорциональных уровню платежей года уходящего. То есть была произведена оплата на уровне 50% — в следующем году данный потребитель получит ровно половину от своих потребностей; оплатил 100% — сохранит свои объемы. В договорных объемах газ будет поставляться покупателям, полностью оплачивающим текущие поставки и не имеющим задолженности. Остальным — по остаточному принципу. Тем самым «УралСевергаз» намерен сломать порочную практику неплатежей.

Уровень оплаты поставок «голубого топлива» в Свердловской области на середину осени-99 оценивается примерно в 67%. Доля денежных платежей составляет при этом всего 20%.

Одним из ноу-хау «итеровского» успеха старший вице-президент Группы Валерий Серов считает формирование взаимовыгодных отношений компании с администрациями тех регионов, в которых она действует. Это позволило перейти к долгосрочным соглашениям на поставки газа, которые уже начали подписывать на Украине с Донецкой, Луганской, Днепропетровской областями.

ИЗ ДОСЬЕ: Старший вице-президент «ИТЕРЫ», руководитель Главного управления центрального аппарата Группы по стратегическому развитию хорошо известен экспертам и политическим наблюдателям как дипломат-«прагматик». В 1996—1997 гг. он занимал пост вице-премьера Правительства РФ, курировавшего взаимоотношения с государствами СНГ.

Своими корнями «ИТЕРА» уходит в частный российский бизнес, бурно развивавшийся с конца восьмидесятых годов. А в этой сфере весьма остро ощущается незащищенность отечественного предпринимателя. Хотя сами масштабы деятельности Группы уже не позволяют говорить о банальном в отношении ее рэкете. В расчетах со странами СНГ заложено 30% «живых» денег. Однако это только на бумаге.

ИЗ ДОСЬЕ: Внешний долг Украины на данный момент превышает сумму всех мыслимых активов страны, бывшая советская республика находится в состоянии фактического банкротства.

Сегодня, являясь основным поставщиком коммерческого газа в Украину, «ИТЕРА» требует к себе внимания со стороны государства. Ведь долг Украины компании к настоящему времени достиг почти 400 миллионов долларов.

И все же украинский рынок необходимо сохранить, скажет сегодня любой менеджер «ИТЕРЫ». Возможности предприятий республики позволяют организовать товарные расчеты, обменивая газ на трубы, металл, оборудование, продукцию сельского хозяйства… Так и были организованы платежи за российский газ до тех пор, пока украинское правительство не обязало проводить почти все его поставки через вновь созданную Государственную нефтегазовую компанию Украины. Результат — ни денег, ни клиринговых расчетов. Не секрет и то, что обман российского партнера стал едва ли не правилом хорошего тона среди украинских бизнесменов. И это при том, что по другую сторону границы власть закрывает глаза на проблемы своих компаний.

За последние два года в России поменялось шесть кабинетов министров! Едва ли не каждый новый российский премьер начинал зарабатывать политические очки тем, что пытался найти решение проблемы украинских долгов за газ. Однако о долгах «ИТЕРЕ» при этом забывали. Между тем, обеспечивая поставками «голубого топлива» политическую стабильность на границах постсоветской России, «ИТЕРА» вправе рассчитывать если не на поддержку государства в борьбе с вымогательством, то хотя бы на внимание к своим проблемам. Этот принцип, вне зависимости от формы собственности компании — поставщика энергоресурсов, был заложен в законопроект Союза нефтегазопромышленников «О государственном протекционизме в нефтегазовом комплексе». Однако проект похоронили, а его потенциальные «пользователи» с большим или меньшим успехом стали действовать на свой страх и риск.

Похоже, что на газовом рынке постсоветского пространства наконец-то происходит распределение игроков по «весовым категориям». Без понимания этого трудно объяснить такой кажущийся парадокс: со стороны кое-кому представляется, будто бы «Газпром», в силу своих масштабов занимавший доминирующее положение в России и странах ближнего зарубежья, медленно, но верно теряет позиции. На самом же деле «ИТЕРЕ» передаются месторождения, до которых у «великого» монополиста руки не доходят, а еще — малоденежные регионы, с которыми компания, обладающая опытом клиринга, терпеливо налаживает платежный оборот. «Газпром» же оставляет за собой добычу газа и его экспорт в дальнее зарубежье.

Резонный вопрос: выгодно ли подобное разделение труда и партнерство самому «Газпрому»? Проведя анализ его совместных проектов с «ИТЕРОЙ», эксперты авторитетной аудиторской компании «Price Waterhouse» пришли к выводу, что такая кооперация в боґльшей степени, чем «ИТЕРЕ», выгодна самому газовому монополисту.

Российские банки не готовы сегодня выдавать кредиты под залог акций «итеровских» предприятий, равно как и под залог их контрактов. Поэтому до сих пор все мало-мальски существенные проекты компания осуществляла, привлекая средства других компаний под свое «имя», в том числе и как организатор эффективных клиринговых цепочек.

Однако потребность в кредитах на обустройство месторождений и добычу газа в корне переломила ситуацию, и Группа намерена выйти на международные рынки капитала. В настоящее время при поддержке юридических фирм США и Швейцарии идет работа по подготовке консолидированного баланса и изменению организационно-правовой формы некоторых входящих в Группу предприятий. Каждое из них, по замыслу руководителей «ИТЕРЫ», должно получить статус закрытого акционерного общества или корпоративной промышленной группы. Ориентировочно более тесную консолидацию участников Группы «ИТЕРА» и ее подготовку к выходу на фондовый рынок намечено завершить к 2001 году.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru