История одного наезда / Илья Хандриков

10 декабря 2007 г. сотрудникам возглавляемой мною фирмы «выдалось счастье» познакомиться с оперативниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями, проводившими проверочную закупку нашей продукции. Трудно понять разумному человеку отличие проверочной закупки от контрольной, но объяснение простое – милиционеры не имеют права делать контрольную закупку, это прерогатива только Роспотребнадзора, поэтому придумали специальное название – проверочная.

Тем не менее, у них было постановление, из которого следовало, что возглавляемая мной фирма осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с нарушением авторских прав. Эти оперативные данные требовали подтверждения в кратчайшие сроки, и работа закипела. К моему приезду на фирму большая часть компьютеров была отключена, проводилась опись и выявление наличия на них нелицензионных программ.

«Сотрудники ОБЭП, увидев на двух серверах установленные версии Microsoft Windows Server 2000 и на рабочих станциях Microsoft Windows Server 2000 Professional, изъяли эти компьютеры, утверждая, что мы используем нелицензионное программное обеспечение (ПО).

Наши утверждения, что это корпоративная версия, и что согласно лицензионным соглашениям, мы имеем право использовать предыдущие версии соответствующих операционных систем, не были восприняты. При этом сотрудники ОБЭП связались по телефону со «своим юристом», в результате чего был составлен «протокол изъятия» всех компьютеров и серверов предприятия». (Из нашего запроса в юридическую службу компании Microsoft Russia от 11.12.2007 г.)

Трудно представить сегодня современное предприятие без компьютеров, к несчастью, мне в течение недели довелось увидеть, что это такое. Вряд ли это можно пожелать даже своему врагу.

Нам удалось относительно быстро изменить ситуацию. Спасибо всем, кто нам помогал (это длинный список хороших людей). Однако неделя парализации работы фирмы заставила со всей серьёзностью посмотреть на проблему нарушения авторских прав и проблему нарушения прав проверяемых.

Начну с того, что возглавляемая мной фирма уже несколько лет приобретает лицензионные программные продукты и заключает дистрибьютерские соглашения на десятки тысяч долларов, т. к. является законопослушной компанией. Однако статистика показывает, что около 80% пользователей, т. е. большинство участников российского рынка, пользуется нелицензионным ПО. В этих условиях ст. 146 УК РФ, которая регулирует вопросы нарушения авторских прав, для многих участников рынка при нарушении свыше 250 тыс. руб. ($10 тыс.) грозит пятью годами тюрьмы (ч.3 — 6-8 лет).

Почти все мои знакомые предприниматели либо не знают этой проблемы совсем, либо думают, что их «пронесёт» и арестуют кого-нибудь другого. Те несколько мероприятий, проведённых в Центре предпринимательства ВАО г. Москвы и в ТПП РФ, показали, что данная проблема может оказаться опаснее даже неуплаты налогов.

Вступление России в ВТО во многом откладывается по причине тотального нарушения авторских прав. Встреча Билла Гейтса с президентом страны привела к активизации борьбы с нарушениями, причём ст. 146 УК определяет ответственность нарушителей не перед Microsoft, а перед государством. Более того, любой предприниматель, использующий нелицензионное ПО, несёт точно такую же уголовную ответственность, как и их коллеги, делающие бизнес на установке и продаже компьютеров с нелицензионным ПО. Вот такие у нас справедливые законы.

Все робкие попытки инициировать поправки в законодательство до сих пор не дали результата. Но поражает другое! Ни одно министерство, ведомство, ни одна общественная организация предпринимателей России не включилась в борьбу за «светлое будущее» своих участников, как будто такой проблемы не существует вовсе. Ни один отраслевой союз не забил тревогу, работают только оперативники ОБЭП — либо штампуя уголовные дела, либо обирая предпринимателей до нитки.

Темпы их работы поражают воображение – крупный бизнес охвачен полностью, идёт работа с малым и средним. Знает ли об этом московский министр по малому бизнесу? А почему не реагируют профильные министерства, предпринимательские союзы и СМИ? Сдали предпринимателей! Что же делать?

При такой статистике нарушений (около 80%) требуется особая государственная политика по выходу из данной ситуации, а не штампование уголовных дел. Государство должно установить мораторий на уголовную ответственность в обмен на обязательства пользователей ПО заключить соответствующие договоры и исправить ситуацию в течении определённого срока.

Специалистам по ПО не очень нравятся бизнес-предложения Microsoft по кредитованию. Вот где нужны гарантии государства и его кредиты. Необходимы масштабные переговоры по снижению процентов и рекламе предложений. Надо знать, что кроме Microsoft на этом рынке присутствует еще около 200 фирм. Так что необходимо, наконец, перевести эту проблему из уголовной практики в арбитражную, а вместо карательных наездов использовать инструменты предписаний и крупных штрафов.

Хочется верить, что эта работа принесёт положительные результаты. Илья Хандриков, предприниматель, председатель Всероссийского движения «За честный рынок».

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru