Использование пенсионных накоплений для инвестиций в реальном секторе экономики / О. Ф. Жилин

Недостатки системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений стало невозможно скрывать на фоне резкого повышения тарифов страховых отчислений в государственные социальные фонды. В 2010 году государство отказалось от  налогового принципа формирования средств социальных фондов и перешло на страховые принципы. Вместо единого социального налога (ЕСН) работодатели начали платить взносы в социальные фонды по регулируемым государством страховым тарифам. Суммарный страховой тариф взносов в социальные фонды на 2010 год для адаптации к новой системе платежей был сохранен на уровне ЕСН, равным 26% от средств на оплату труда.

С 2011 года тарифы взносов были повышены до 34%, и скорректировали тарифы отчислений между фондами: отчисления в пенсионный фонд увеличились с 20% до 26%, в фонд обязательного медицинского страхования – с 3,1% до 5,1%,  в фонд обязательного социального страхования тариф не увеличился.

Возникший дефицит фонда социального страхования при формировании бюджета фонда также решили покрыть за счет увеличения дней нетрудоспособности —  с 2 до 3 дней  за счет работодателей. Увеличился и верхний порог зарплаты для начисления социальных фондов – до 463 тысяч рублей.

Такие действия со стороны правительства не сделали экономику России сильнее – «шоковое» 30%-е повышение тарифов страховых отчислений вместе с другими решениями привели к дополнительным издержкам бизнеса и уменьшению инвестиционных возможностей. Российский бизнес оказался неконкурентоспособным даже в условиях создаваемого с Белоруссией и Казахстаном единого таможенного и экономического пространства.

Ориентировочно дополнительные издержки работодателей в нефтегазовой отрасли составят в 2011 году 24 тысячи рублей в год на каждого работающего. Если учесть, что сейчас в отрасли работает около 1,5 млн.  человек, то общая сумма дополнительных издержек может превысить 36 млрд. рублей в год.

Предприятия с государственным регулированием цен и тарифов смогут переложить эти издержки на потребителей их товаров и услуг, а вот предприятия, которые действуют в условиях рыночного формирования тарифов и цен, в результате несовершенства современной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, как минимум, уменьшат свои инвестиционные возможности.

Если учесть, что взносы работодателей в государственные социальные фонды составляют до 12% ВВП, то любое улучшение в вопросах их использования будут весьма значительными.

Общероссийское объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности предлагает установить контроль за использованием социальных фондов со стороны тех, кто эти фонды создает – работодателей и рабочих. Тем более, что в федеральных законах «Об объединениях работодателей» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливается право на «паритетное» с государством участие в управлении социальными фондами.

Право есть, однако порядок паритетного участия в управлении отсутствует.  Это одна из болезней нашего законодательства, когда закон не имеет прямого действия, и для реализации нормы права требуются либо подзаконные акты, либо новые законы.  Кроме того, при формировании социальных фондов необходимо согласовывать направления их эффективного использования.

С точки зрения объединения работодателей часть средств инвестиционных фондов может использоваться в качестве долгосрочных инвестиций. Формирование пенсионных накоплений, когда законодательно пенсионные средства трансформируются в «финансовые инструменты» и выводятся на фондовый рынок, связано с серьезными рисками. Считалось, что облигации — это финансовые инструменты высшей категории надежности. Однако в кризисном 2009 году появились и дефолтные облигации, поэтому привязка средств накопительной части пенсионных фондов только к фондовому рынку увеличивает вероятность их потерь.

Для снижения рисков нами предлагается накопительную часть пенсионных фондов инвестировать в инфраструктурные проекты в регионах, где формируются накопления, а возврат денежных средств осуществлять через тарифы на услуги инфраструктурных монополий. Такая схема пенсионных накоплений позволила бы улучшить бюджетную эффективность и повысить надежность пенсионного обеспечения граждан, а также существенно стимулировать развитие регионов. Тем более, что накопительная часть пенсионных отчислений работающих составляет от 2 до 5 процентов годового бюджета субъектов Российской Федерации, а за время дожития — около 20 лет — эта часть может в ряде случаев превзойти бюджет субъекта РФ.

Согласно долгосрочному прогнозу  Минэкономразвития  основных социально-экономических показателей к моменту выплаты накопительной части пенсии в 2023 году средняя зарплата по стране составит  69 тысяч рублей, верхний порог зарплаты для начисления пенсионных взносов — 1165 тысяч, сумма пенсионных накоплений, начисленная на одного работающего, составит 585 тысяч рублей. Общая сумма накоплений к моменту начала выплат в 2023 году прогнозируется в разы больше федерального бюджета на 2011 год.

Целью накопительной части пенсионной системы является не только сохранение накоплений и защита от инфляции, но и их увеличение. Однако сегодня делается все для того, чтобы вывести пенсионные накопления граждан на фондовый рынок и затем из нашей страны, вместо того, чтобы на эти средства строить дороги, электростанции, газифицировать населенные пункты…

Наиболее масштабные потери денежных средств населения произошли на фондовых рынках, так как не отлажен сам механизм управления накоплениями. Всего 13% населения доверяют свои накопления негосударственным пенсионным фондам. Денежные накопления «молчунов» управляются уполномоченным банком (ВЭБ), их доходность ниже официальной инфляции. Поэтому велика вероятность того, что будущие пенсионеры могут остаться без пенсионных накоплений.

Уход государства от управления, когда не создана система, обеспечивающая разумный баланс рыночных и государственных методов управления при регулировании социально-трудовых отношений, чреват серьезными потрясениями в обществе. В качестве превентивной меры Правительству уже сейчас необходимо срочно усилить механизм системы социального партнерства, закрепив обязательность участия работодателей в соответствующих отраслевых объединениях работодателей, а также повысить эффективность функционирования государственных социальных фондов, законодательно закрепив принцип паритетного участия государства, работодателей и работников в управлении последними.

Справедливости ради, нужно сказать о том, что правительство, обеспокоенное состоянием дел в коммунальной энергетике, подготовило распоряжение от 22 августа 2011 года  № 1493-р, предусматривающее ряд мер по привлечению частных инвестиций в эту отрасль. В том числе, этим распоряжением предусматривается подготовка до декабря 2012 года доклада в Правительстве РФ о возможности и целесообразности инвестирования средств пенсионных накоплений в проекты по модернизации объектов энергетики и коммунальной сферы.

Это обстоятельство требует реализации в субъектах Российской Федерации соответствующих пилотных проектов и выработки объективных предложений по итогам их реализации.

О. Ф. Жилин,

генеральный директор Общероссийского объединения

работодателей в нефтяной и газовой промышленности

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru