ГОСУДАРЕВО ОКО ЭКОЛОГА НА ШЕЛЬФЕ / Геннадий Чегасов

Возросшие в мире потребности в нефти и газе заставили вскрывать их залежи на континентальном шельфе морей и океанов. Но если в 50-х годах нынешнего столетия лишь единичные компании осмеливались вести бурение в прибрежных водах Каспия и Северного моря и освоение одного морского нефтяного месторождения оказывалось столь же дорогим, как полет на Луну, то сейчас сотни нефтяных платформ уходят все дальше и дальше от берега. Так, в Мексиканском заливе уже установлена платформа на полукилометровой глубине на расстоянии 120 миль от Луизианы.

Россия обладает богатейшими прибрежными запасами полезных ископаемых. Потенциальные извлекаемые запасы жидких углеводородов ее морской периферии достигают 90—100 млрд. тонн, а газа около 40% мировых разведанных запасов. Уникальны и биологические ресурсы российских морей и океанов. Морской улов России составляет около 5 млн. тонн рыбы и других морепродуктов, основная часть которых добывается на шельфе. Но мы только начинаем освоение своих прибрежных природных богатств. Поэтому важно, чтобы оно проходило с соблюдением требований экологической безопасности для обеспечения устойчивого развития шельфа и побережий нашей страны. Отечественная система принятия экологически значимых решений, включая государственную экологическую экспертизу, позволяет надеяться на успешное решение этой труднейшей задачи.

Важнейшая роль государственной экологической экспертизы в предотвращении экологической опасности освоения шельфа следует из российского законодательства. Так, Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» устанавливает, что государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе, проводимая специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов, является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов и предшествует выполнению соответствующих федеральных программ и планов. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе, и она может осуществляться только при наличии положительного заключения экспертизы. Предметом государственной экспертизы должны быть проекты федеральных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документации, относящаяся к геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов и промыслу живых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, а также захоронению отходов.

В течение десятилетий экологические аспекты хозяйственной деятельности на шельфе практически не принимались во внимание. Вследствие этого без глубокой оценки экологических последствий в шельфовой зоне проводилось, в частности, затопление всевозможных отходов, включая боевые отравляющие вещества и радиоактивные отходы. С принятием Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» подобная деятельность не допускается. Однако остро ощущается недостаток подзаконных актов, регламентирующих практическую реализацию многих его общих норм.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время государственная экологическая экспертиза должна предшествовать выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. Захоронение допускается только в соответствии с нормами закона при обеспечении надежной его локализации. Иностранные государства, их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на нашем шельфе только при наличии международного договора об этом с Российской Федерацией.

Для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов российские и иностранные лица должны направить запрос в специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов не позднее, чем за три месяца до начала года, в котором намечается захоронение. В запросе должна содержаться информация о наименовании, характеристике и составе захоронения, общем количестве, состоянии вещества (твердое, жидкое, газообразное или в виде шлама), его свойствах (физических, химических, биохимических и биологических), токсичности, устойчивости (физической, химической и биологической), накоплении и биотрансформации в биологических материалах и осадках, склонности к физическим, химическим и биологическим изменениям, а также к взаимодействиям в водной среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. В запросе должны также содержаться детальные сведения о месте и методе захоронения и о возможном влиянии на зоны отдыха, морскую фауну и флору, рыбные запасы и рыбный промысел, сбор водорослей и на другие виды морской хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо привести обоснование невозможности либо нецелесообразности утилизации или захоронения отходов и других материалов на суше.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза должна иметь возможность провести всестороннюю оценку экологических аспектов хозяйственной деятельности, намечаемой на российском шельфе. К сожалению, не все ее инициаторы соблюдают в полном объеме требования российского экологического законодательства. Подтверждением этому могут служить результаты государственной экспертизы одного из проектов освоения сахалинского шельфа — «Сахалин-2».

В заключение отметим, что упомянутый закон устанавливает также необходимость и обязательность проведения государственного экологического контроля и мониторинга континентального шельфа, дополняющих экологическую экспертизу и повышающих ее эффективность.

, начальник Управления государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru