Глобализация борьбы за продовольствие / Дженни Уиггинс, Хавьер Блас

Растущие цены на пшеницу, кукурузу и рис угрожают началом общемировой борьбы за сокращающиеся основные пищевые ресурсы. Многие государства принимают протекционистские меры, чтобы обеспечить снабжение собственного населения и предотвратить возможные социальные волнения.

Это плохая новость в первую очередь для бедных стран, тем более что недавно ООН в связи со Всемирным днем продовольствия выразила сожаление по поводу «все еще слишком большого числа» голодающих – 854 млн. человек. Однако в свете последних тенденций под угрозой чувствуют себя не только государства, перенесшие войну или засуху. Впервые со времен дефицита 1970-х годов высокую степень озабоченности демонстрируют также стабильные страны.

«Общая картина тревожна. Ситуация выглядит таким образом, будто мы движемся от периода избытка продовольствия к временам его сильного дефицита», – говорит Генри Фелл, руководитель британского сельскохозяйственного экономического объединения.
Инфляция ставит многие страны перед вопросом, что им делать с растущей стоимостью продовольствия. Цены на пшеницу и молоко достигли рекордного уровня, кукуруза и соя продаются по цене, значительно превышающей среднюю цену 1990-х годов, рис и кофе дороги как никогда за последние десять лет. Цена на мясо в последнее время увеличилась кое-где в полтора раза.

«Мир постепенно утрачивает подстилку, которая до сих пор защищала его от значительных колебаний рыночных цен, – предостерегает Абдулреза Аббасиан, эксперт по торговле зерном из Всемирной продовольственной организации. – Начинает ощущаться паника».

Рост цен частично объясняется краткосрочно действующими факторами, такими как засуха в Австралии или «болезнь голубых ушей» у китайских свиней. Однако одновременно растет спрос на продукты питания в Азии, где средний класс Китая и Индии все активнее требует пищи, богатой протеинами.

В комбинации с растущими аппетитами индустрии биологического горючего – которая к 2010 году будет потреблять около 30% американского урожая кукурузы – структурные сдвиги в потреблении вызовут в следующем десятилетии рост цен на сельскохозяйственную продукцию примерно на 20-50% от среднегодового уровня последнего десятилетия.

Это затронет прежде всего наиболее бедные страны с высокой долей импортных продуктов, например, Бенин и Нигер в Африке или Бангладеш и Китай. Более того, чем ниже среднедушевые доходы, тем выше в них доля затрат на продовольствие – согласно данным МВФ, они превышают 60% в Черной Африке и составляют около 30% в Китае при примерно 10% в США.

Выгодна эта тенденция производителям и продавцам ведущих стран-экспортеров — США, Австралии и Канады, а также Аргентины и Намибии. Но даже их потребители стонут под грузом инфляционных цен, что опять-таки провоцирует некоторое, порой заметное, ограничение экспорта зерна.

Между тем, политикам нужен богатый внутренний рынок. Поэтому перед президентскими выборами и после обеспокоенных слов Владимира Путина в связи с повышением цен Россия обложила пшеницу и ячмень экспортными пошлинами. Украина обсуждает экспортные квоты на кукурузу, ячмень и подсолнечное масло.

Одновременно страны-импортеры пытаются поднять собственное производство или создать неприкосновенный запас на случай роста цен или сокращения поставок. Пакистан и Индия уже планируют увеличить объемы импорта пшеницы. ЕС отменил свои субвенции за консервацию посевных площадей.

Странам, зависимым от импорта, которые субсидируют собственных производителей, чтобы сбалансировать их дополнительные издержки и отмену импортных пошлин, следует рассчитывать на последствия этих мер для государственного бюджета. «Рост цен станет сильной нагрузкой для бюджета», – предостерегает один из экспертов.

Страны с недостаточным объемом собственного продовольствия выделят в 2008 году более 28 млрд. долларов на импорт зерна, вдвое больше, чем в 2002 году.
Эксперты в области торговли частично винят в ситуации с ценами также США и ЕС, которые с их дотационной политикой аграрных инвестиций сделали производство в других странах непривлекательным.

Теперь эта политика возвращается к ним бумерангом в виде растущих цен, говорит Джеффри Керри из компании Goldman Sachs. «Они экспортировали сельскохозяйственную дефляцию, а теперь экспортируют инфляцию».

Поскольку те страны, которые раньше сами обеспечивали свои потребности в продовольствии, теперь будут его также импортировать, то спрос, возможно, будет расти и дальше. «Китай и Индия еще относительно независимы от ввоза продовольствия, но есть все основания сомневаться, что подобное положение сохранится», – говорит экономист из Международного банка реконструкции и развития Дон Митчелл.

Оба государства будут импортировать больше зерна и пищевого растительного масла. Чтобы покрыть мировые потребности, производство зерновых культур, по оценке МБРР, должно увеличиться к 2030 году почти на 50%, а мяса – примерно на 85%. Financial Times Deutschland – Inopressa.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru