Геологоразведка в загоне / Лидия Потейко

Уважаемая редакция!

Ваша газета опубликовала на своем Интернет-сайте статью Козловского Е.А., посвященную предстоящему Всероссийскому съезду геологов. Не могу остаться равнодушной к судьбе геологической отрасли и затронутым в статье ее насущным проблемам. Сегодня мы добываем углеводородного сырья много больше, чем приращиваем его  запасов. В результате нарушен основной принцип сбалансированного отбора ресурса: сколько извлечено из недр, столько и должно быть пополнено в запасах.

Углеводороды – невосстанавливаемый ресурс, об этом забыли. Долгие годы геологоразведке, как основному инструменту прироста запасов, не уделялось должного внимания ни со стороны государства, ни со стороны пользователей недр. В силу этого сегодня подавляющее большинство сервисных геологоразведочных предприятий узкопрофильны. Внедрение инновационных технологий таким структурам затруднительно (это проблемы финансов, кадров, обновления технической базы, налогов и т.д.), не говоря уже о каком-то финансировании ими прикладной науки.

Сегодня по-существу вся ответственность за грамотное изучение недр и добычу полезных ископаемых возложена на пользователя недр: от начальной стадии поиска до подбора геологических кадров. Между тем, состояние кадров, информационное обеспечение самой разведки, равно как и ее камерального сопровождения и последующей оценки запасов оставляют желать лучшего. Нормативно-методическая база полевой геологии и геофизики сформировалась 20-25 лет назад, и с тех пор практически не обновлялась. А это  первичные фактические материалы для объективной оценки ресурса любой лицензионной территории.

До сих пор не существует методики оценки запасов, основанной на возможностях конкретной технологии добычи. Зарубежные варианты к комплексу геофизических исследований адаптируются с трудом, или не адаптируются вовсе. Разработка же собственных регламентов под силу только крупным компаниям, а их не так много.   Поэтому средние компании, владеющие лицензиями на пользование недр, вынуждены применять что есть под рукой. Результат: считаем запасы – одно, прогнозируем (или желаем) добыть – другое, реально добываем – третье.

Молодые инициативные ребята, закончившие институты по геологическим специальностям, не желают работать в геологоразведке, в которой остались одни фанатики профессии. Наше поколение уходит. Кто и чем будет заполнять трубы-потоки: Южный, Северный, Восточный? Разве уже найден альтернативный естественный энергоноситель? Не станут ли эти потоки «марсианскими каналами»?  Будет ли сохранено лучшее, что накоплено в отечественной геологической школе, а это комплекс «наука-образование-практика», или по традиции выбросим вместе с водой ребенка из купели?   Вопросы, вопросы, вопросы…   Будут ли ответы? А пока… Ждем-с… 

Лидия Потейко,

кандидат геолого-минералогическихческих наук,

Сыктывкар, Республика Коми

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru