Газ для Европы / Игорь Томберг

Кооперация стран СНГ

Туркменское руководство, наконец-то, объявило о повышении на 30% цены газа для «Газпрома». Похоже, новость была воспринята в российском «газовом истэблишменте» с облегчением. Во-первых, все давно ждали, когда Ашхабад истребует свою долю прироста газовых цен. К тому же $130 за тыс. куб. м – это вполне сдержанная цена на сегодня (ранее предсказывали $150).

Появилась ясность в ценовой цепочке Туркменистан – Россия – Украина. И повышение цены газа для Украины до $179,5 за тысячу «кубов» теперь вполне оправдано. Хотя, к сожалению, уровень цен – не единственная проблема в газовых отношениях Москвы и Киева.

Старая болезнь этих отношений – неплатежи. Схема поставок газа через посредника «РосУкрЭнерго» дала сбой из-за резко выросших долгов потребителей. Дебиторская задолженность «РосУкрЭнерго» перед «Газпромом» выросла за 2006 год со $100 млн. до $3 млрд. К октябрю 2007 г. долг «Нафтогаза» перед «РосУкрЭнерго» составил свыше $700 млн., еще $300 млн. задолжало «Укргазэнерго».

Долговая ситуация осенью 2007 года показала, что в условиях Украины выйти на прямые поставки газа и выставлять счета украинским потребителям явно недостаточно. Надо еще платежи за газ получить. В то же время призывать «Газпром» «научиться рутинной работе по сбору с потребителей платежей», что декларируют некоторые «аналитики», явно несерьезно – это не его задача.

И вполне логичным представляется апелляция российских газовиков к украинским властям: если их политическая судьба напрямую зависит от российских газовых поставок, то именно они и должны позаботиться о бесперебойной работе пусть не безупречных, но принятых функциональных схем. Тем более что подпись В. Януковича под соглашениями о погашении долгов позволила «разрулить» проблему, хотя и сделала украинское правительство гарантом их соблюдения, давая «Газпрому» формальные основания ставить вопрос об отключении газа, если долг не будет погашен. И в случае прихода к власти правительства Ю. Тимошенко выбивать газовые долги из украинских властей будет значительно сложнее.

Не надо быть пророком, чтобы предсказать серьезную напряженность в отношениях «Газпрома» с потребителями. Если Украина, Белоруссия, Молдова и другие постсоветские республики фактически полностью зависят от российского газа, то Европа – на четверть. Однако цены на российское «голубое топливо» определяются именно в европейских поставках.

И рост этих цен будет определять дальнейшее развитие стратегии «Газпрома» на постепенное достижение «равнодоходности» поставок всем потребителям. Безусловно, именно темпы выравнивания цен для стран СНГ и ЕС будут вызывать конфликты с бывшими советскими республиками. Тем более что ценовая планка стремительно поднимается.

«Газпром» намерен повысить цену на свою продукцию для стран Западной Европы с 2008 года сразу на 60%. Об этом заявил 20 ноября 2007 г. зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, отметив, что стоимость газа для Европы может вырасти в будущем году с нынешних $250 за тыс. куб. м до $300-400. И не только общий рост цен на энергоносители и падение курса доллара США являются причинами возможной «третьей газовой войны». «Газпром» не в восторге от планов Еврокомиссии по либерализации энергетического рынка ЕС, явно направленных против инвестиционных планов концерна. «Либерализация европейского рынка непременно приведет к ситуации, при которой повышение цен неминуемо», — подчеркнул А. Медведев.

Планы российского монополиста увеличить свою долю в поставках газа в Европу до 33% к 2015 г. в ответ на рост потребления на континенте могут оказаться под угрозой. Впервые, по сути, высказав мнение «Газпрома» по поводу новых энергетических директив Брюсселя, А. Медведев обозначил вероятность «серьезных негативных последствий для долговременного обеспечения Евросоюза природным газом» в случае, если Еврокомиссия не смягчит свои требования.

Таким образом, давно ожидаемое решение Ашхабада повысить цену на свой газ, поставляемый Газпрому, стало лишь еще одним проявлением более широкой глобальной тенденции – неумолимого роста цен на сырье и топливо. И в отношениях России с потребителями ее газа переход на рыночные взаимоотношения идти бесконфликтно просто не может. Топливный «патернализм» Москвы в отношении стран СНГ закончился, как, впрочем, заканчивается и дотационная стратегия поддержки промышленности внутри страны. Тотальный перевод потребителей на рыночные, то есть высокие, цены неизбежен.

Похоже, тенденцию четко ощущают в столицах стран-потребителей газа. Брюссель грозит диверсификацией источников газоснабжения Европы, одновременно весьма непоследовательно включая, например, проект газопровода Nord Stream в число приоритетных, выводя его из-под действия своих же новых директив.

Здесь прекрасно понимают, что без российского газа обеспечить растущие потребности энергетики, как и требования экологии практически нереально. Точно так же в столицах стран СНГ тема газа явно первенствует в списке приоритетов. Иначе не объяснишь того аншлага, который имел место на совете глав правительств СНГ в Ашхабаде 22 ноября.

Впервые саммит СНГ показал самую высокую явку премьеров — из 12 стран-участников 10 прислали глав своих правительств. Всех интересовал вопрос цены на туркменский газ, ответ на который поступил лишь по окончании встречи глав правительств. Тем не менее, ситуация на газовом рынке СНГ требует если не единства поставщиков и потребителей, то, как минимум, координации действий.

«Необходимо объединение транзитеров, экспортеров и производителей газа»,- призвал коллег украинский премьер В. Янукович. И хотя идею о создании «газовой ОПЕК» в рамках СНГ открыто никто в Ашхабаде не поддержал, центростремительная тенденция усиливается. Тем более реальной станет координация действий поставщиков газа из бывшего СССР после подписания соглашения о начале строительства Прикаспийского газопровода.

Понятно, что «Газпром» принял новую цену туркменского газа, открывая дорогу увеличению его поставок через российскую газотранспортную систему. Серьезное расширение газового транзита из Центральной Азии через Россию обеспечат строительство Прикаспийского газопровода и расширение системы «Средняя Азия – Центр», что даст в сумме около 100 млрд. куб. м газа в год. И вряд ли рост цены на $30 кто-либо назовет чрезмерной платой за такую серьезную позитивную подвижку в газовом сотрудничестве стран СНГ.

Даже если не принимать во внимание витающие в воздухе экспертные «предчувствия» новой газовой войны на просторах СНГ, ситуация вышла далеко за пределы локальных ценовых конфликтов. В ситуации непрекращающегося роста топливных цен государствам СНГ предстоит непростой, но неизбежный поиск путей объединения в рамках единого газового (а, возможно, и энергетического) пространства.

Судя по вполне корректной цифре повышения цены, выдвинутой Ашхабадом, президент Г. Бердымухаммедов выбрал вариант расширения сотрудничества с Россией. Объединение же стран СНГ, пусть не формально-блоковое, но по сути реальное, позволит положить конец бесплодной конфронтации по проблемам энергетики с Европой, а европейцам — перейти от болтовни об «энергетическом оружии Москвы» к реальному сотрудничеству.

«Северный поток»: поддержка проекта в Европе

6 ноября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент Nederlandse Gasunie NV Марсел Крамер в присутствии Президента России Владимира Путина и премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает взаимное участие компаний в проектах газопроводов Nord Stream («Северный поток») и Balgzand Bacton Line (BBL). Таким образом, последняя «вакансия» на участие в проекте «Северный поток» заполнена.

Газопровод Nord Stream протяженностью в 1200 км и стоимостью €5 млрд. станет крупнейшим на континенте.

Ввод в эксплуатацию первой нитки Nord Stream пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год намечен на 2010 год. Строительство второй нитки приведет к увеличению его пропускной способности до 55 млрд. куб. м. Газопровод BBL с пропускной способностью 20 млрд. куб. м газа в год соединит Нидерланды с Великобританией.

Согласно договоренностям, Gasunie получит 9-процентную долю в Nord Stream AG, что произойдет за счет сокращения долей компаний E.ON Ruhrgas и Wintershall Holding на 4,5%. Газпром получает опцион на приобретение 9-ной доли в компании BBL. Gasunie сохранит за собой 51%, E.ON Ruhrgas и Fluxys – по 20%. Это означает, что так Газпром получает дополнительный выход и на британский рынок. Пока что полноценно это сделать не удается, поскольку английские власти, как правило, резко противодействует приходу российских газовиков на розничный рынок Великобритании.

В. Путин высказал удовлетворение присоединением голландцев к проекту Nord Stream. «Новым качеством можно назвать наши отношения после сегодняшнего подписания соглашения между Газпромом и Gasunie», — заявил Президент РФ. По его словам, «участие голландской компании в проекте Северо-Европейского газопровода делает этот проект действительно многосторонним и, конечно, создает лучшие условия для его реализации».

Кроме того, подписанные в Москве документы предполагают также использование газотранспортных мощностей Gasunie на территории Нидерландов. N.V. Nederlandse Gasunie – 100-процентная государственная газовая инфраструктурная и транспортная компания.

В собственности Gasunie находится одна из крупнейших газораспределительных сетей в Европе общей протяженностью свыше 12 000 км, объем поставок по которой достигает около 100 млрд. куб. м газа в год, что составляет значительную часть общеевропейского потребления газа. Gasunie собирается предложить отлично оснащенную транспортную систему с центром в Нидерландах и поискать вместе с «Газпромом» возможности для обмена миноритарными пакетами акций инфраструктурных газовых проектов.

Таким образом, речь идет о крупной сделке, в которой принимает участие не только Gasunie, но и целый ряд голландских компаний. В обмен на допуск голландцев к проекту Nord Stream они готовы предложить «Газпрому» участие во внутриевропейских инфраструктурных проектах, куда Евросоюз до сих пор крайне неохотно пускал российский концерн. В свою очередь, Нидерланды усиливают свои позиции как одного из центров газового бизнеса северо-западной Европы.

Действительно, по мнению специалистов, привлекая Gasunie, «Газпром» расширяет возможности для своей экспансии в Европе. Реализация проекта СЕГ позволит увеличить экспортные объемы, и, что немаловажно, направлять российский газ в обход таких сложных стран-транзитеров, как Украина и Белоруссия.

Кроме того, для российской стороны  важен и внутренний рынок Нидерландов. Нет сомнений, что в дальнейшем «Газпром» рассчитывает выйти и на конечного потребителя в этой стране. По прогнозам, Россия будет поставлять Нидерландам порядка 7 млрд. куб. м газа в год (около 5-6% общих поставок западноевропейским потребителям).

Проект Nord Stream выиграет от участия Gasunie еще и потому, что участие западной компании с высокой репутацией традиционно расценивается как гарантия своевременных и бесперебойных поставок. Это особенно важно на фоне непрекращающихся атак на проект «Северный поток» со стороны «обойденных» стран-транзитеров. Правительства Эстонии, Литвы, Латвии и Польши солидарно пытаются воспрепятствовать прокладке газовой трубы по дну Балтики, оправдывая свое неприятие проекта экологическими соображениями.

Последний всплеск противодействия возник в начале ноября сего года. Шведское правительство потребовало изменить маршрут планируемого российско-германского газопровода и отодвинуть его в восточном направлении в сторону берегов стран Балтии. Нынешний вариант прокладки российско-германского газопровода, по мнению министра окружающей среды Швеции Андреаса Калгрена, может отрицательно сказаться на рыболовстве и окружающей среде.

Министр предлагает отодвинуть газовую трубу на восток, что снизит природные риски. Весной нынешнего года официальные лица Финляндии также говорили о возможности альтернативной прокладки российско-германского газопровода в Финском заливе, что опять же приблизило бы его к берегам Эстонии.

Газопровод «Северный поток» планируется проложить от бухты Портовая в районе Выборга до Германии. Предполагается, что он пройдет в пределах территориальных вод России, экономической зоны Финляндии, Швеции, Дании, территориальных вод и экономической зоны Германии (см. схему).

Вместе с премьер-министром Нидерландов в Москву приехала представительная делегация деловых кругов:Shell, Gasunie, Essent, Philips, Campina, Unilever, KLM, банки ING, Rabobank, Van Oord и др. во главе с госсекретарем министерства экономики и министром внешней торговли. Нидерланды — второй торговый партнер России в Европе. И новые перспективы сотрудничества заметны. Крупнейшая энергокомпания Нидерландов Essent намерена предложить Газпрому построить на паритетных началах терминал по приему сжиженного газа в Эмсхавене (Нидерланды) и ряд газовых ТЭЦ в странах Бенилюкса и Германии. В «Газпроме» сообщили, что внимательно отнесутся к такому предложению.

Проект набирает популярность: 2 ноября о планах по строительству отвода от Nord Stream объявила Чехия. Как и голландцы, чехи не смогут получать газ из Nord Stream напрямую — им придется воспользоваться газотранспортной системой Германии. В ответ на беспокойство Праги по поводу обеспечения страны газом немецкая компания RWE объявила о своих планах постройки газопровода между горами Крконоше в Чехии и немецким городом Вайдхаус. Он должен примыкать к газопроводу OPAL, немецкому отводу от Nord Stream. Зампредправления «Газпрома» Александр Медведев в свою очередь также пообещал удовлетворить потребности чехов в газе, как только завершится строительство Nord Stream.

Сторонников у этого проекта становится, таким образом, больше. В том числе, и в Брюсселе. Европейская Комиссия (ЕК) не разделяет опасений Польши и прибалтийских стран, вступивших в оппозицию строительству морской части газопровода Nord Stream, и, более того, готова выступить защитником проекта в восточноевропейских странах. О позиции ЕК сообщил 23 октября с. г. в ходе визита в Москву еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Он подверг критике попытки Польши и стран Прибалтики заблокировать строительство морской части Nord Stream.

Причина поддержки проекта со стороны еврокомиссара весьма прозаична: без новой трубы газовый баланс Европы точно не сойдется. В ЕС постепенно зреет понимание того, что «Северный поток» нужен не только России, но и Европе.

Альтернативные каналы поставок газа в европейские страны сооружаются медленнее, чем планировалось. Если европейский газовый рынок будет расти нынешними темпами, то, согласно прогнозам Международного энергетического агентства, в 2015 году Евросоюзу понадобится около 230 млрд. куб. м газа дополнительно к тому объему, что потребляется сегодня. Nord Stream, когда будут запущены обе ветки, обеспечит поставку 55 млрд. куб. м. Остальные проекты, которые могли бы предложить сопоставимые объемы газа, пока далеки от реализации. Игорь Томберг, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, кандидат экономических наук Фонд стратегической культуры

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru