Финансирование газификации регионов / Олег Жилин

В последние годы появилась возможность осуществлять проекты газификации регионов и использовать для этого различные механизмы рефинансирования вложений. Построенные за счет бюджетов различного уровня газотранспортные сети потребовали на свое обслуживание дополнительных затрат. Выходом из сложившегося положения стало создание муниципальных унитарных предприятий (МУП).

 Однако новое юридическое лицо (МУП), являющееся владельцем газовых сетей, если оно ведёт их эксплуатацию, включается в реестр естественных монополий и на услуги по транспортировке газа утверждает в органах госрегулирования тариф. Наличие разных тарифов в одном субъекте федерации — у газораспределительных организаций (ГРО) и МУПов — привело не только к разным ценам на услугу (как правило, в социальной сфере), но и к значительному снижению надежности функционирования систем газоснабжения.

Следующим этапом в управлении «газовой» собственностью в регионах явилась передача имущества МУПов в аренду или безвозмездное пользование специализированным организациям. Это позволило в регионах ввести единый тариф и повысить эксплуатационную надежность газораспределительных сетей, однако лишило газораспределительные организации части амортизационных отчислений, которые начисляются у собственников имущества. Сами собственники должны выплачивать налоги на доходы с аренды. Все эти расходы увеличивают нагрузку на тариф и, как правило, ведут к невосстанавливаемому износу сданного в аренду имущества.

Более рациональными оказались продажа специализированным организациям газораспределительных сетей и создание у них собственных источников для инвестирования. Лизинг позволил приобретать сети не за счет прибыли (затраты на лизинг учитываются в себестоимости), а рост тарифа при этом ограничивается увеличением срока выкупа. Кроме того, появилась возможность организации инвестиционного процесса на основе передачи газовых сетей в лизинг специализированным обслуживающим организациям с реинвестированием лизинговых платежей в строительство или модернизацию этих сетей, либо в другие объекты систем газоснабжения.

Возврат бюджетных средств, ранее вложенных в газификацию, также основан на использовании лизинга. Затраты на обслуживание лизинга включаются в тарифы газораспределительных организаций и возвращаются платежами в бюджеты субъектов РФ.

Необходимо, однако, помнить, что любое привлечение инвестиций в инфраструктуру объекта должно быть оплачено потребителями этих услуг и приведет к увеличению тарифов. Это усугубляется еще и тем, что при государственном регулировании тарифов  в социально значимых проектах долгое время исключалась из них не только прибыль, но и амортизация, и источников для приобретения сетей в тарифах не предусматривалось.

Это обстоятельство не позволяет создать инвестиционную составляющую увеличением объема оказываемых услуг большому числу потребителей. Учет же приобретенного имущества по договору лизинга в составе себестоимости существенно снижает величину тарифа как по налоговым последствиям, так и за счет рассрочки лизинговых платежей.

В последнее время появились лизинговые компании, которые, используя собственные средства, строят газораспределительные сети, а затем продают их газораспределительным организациям по договору лизинга.
Однако включение лизинговых платежей в тариф лежит за пределами компетенции участников договора и является рисковой составляющей такого инвестиционного процесса.

Частный инвестор будет заинтересован вкладывать средства в инфраструктурные проекты в том случае, если у него будут гарантии возврата вложенных средств с необходимой прибылью. Однако соглашение частного инвестора с органами государственной власти базируется исключительно на административном ресурсе, так как тариф ГРО ежегодно пересматривается. Если же соглашение приобретает концессионный характер, то у сторон возникают юридические обязательства и гарантии на весь период концессии. Органы госрегулирования в этом случае принимают на себя обязательства по тарифной компенсации и контролю за целевым использованием дополнительной тарифной выручки.

Принятие нового законодательства о концессиях открывает новые возможности для привлечения инвестиций в создание новых объектов газоснабжения. По концессионному соглашению одна сторона — концессионер (инвестор — российское или иностранное юридическое лицо) — обязуется создать за свой счет недвижимое имущество (газовый объект), право собственности на которое будет принадлежать конценденту (уполномоченному органу государственной власти либо муниципальному образованию в лице органа местного самоуправления). Возмещение расходов концессионера и получение последним прибыли на вложенный капитал в законе предполагается за счет владения созданным имуществом.

Весь мир давно и успешно использует механизм концессии как способ привлечения инвестиций. В царской России Восточно-Сибирская железная дорога строилась на основе концессионного соглашения.
Однако, вложение денежных средств в инфраструктуру, тарифы на услуги которой регулируются госорганами, потребует от концендента тарифных гарантий по возврату инвестиций.

Если возврат денежных средств предполагается осуществить за пять лет, то надбавку к тарифу можно рассчитать по методике лизинговых договоров. За этот же период времени при неизменной тарифной надбавке накапливается до 40% стоимости объекта у концессионера сверх стоимости созданного имущества. Эти средства создают прибыль инвестору. В любом случае возмещение расходов инвестора на создание и эксплуатацию объекта с определенной нормой прибыли на вложенный капитал осуществляется через установление в тарифе соответствующих надбавок.

По окончании срока действия концессионного соглашения собственник имущества (концендент) может передать данный газовый объект в аренду, либо продать на аукционе специализированной организации по газоснабжению (ГРО), а вырученные средства направить на дальнейшую газификацию региона. Типовое концессионное соглашение для привлечения инвестиций в объекты газификации должно содержать необходимое тарифное соглашение и схемы рассрочки возмещения средств (от 5 до 50 лет).

К разработке типового концессионного положения в ближайшее время приступит Экспертный совет Российского газового общества с участием представителей МЭРТ и ФСТ. Оно будет содержать соглашение о структуре тарифа, в которой первая часть обеспечивает возмещение эксплуатационных издержек, а вторая — возврат инвестиций с нормой прибыли на вложенный капитал.

Инвестиционные проекты развития инфраструктуры могут быть признаны национальными и получить государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Первичные условия по объему инвестиций: они должны быть не менее 5 млрд. рублей. Государственной поддержкой могут пользоваться также инвестиционные проекты для объектов инфраструктуры, определяемых Законом «О концессионных соглашениях». Подобные проекты могут быть реализованы и при газификации регионов, строительстве магистральных газопроводов и развитии газозаправочной инфраструктуры.

Использование концессии позволит уменьшить риски инвесторов за счет тарифных гарантий на весь период соглашения. Следует заметить, что эффективность

использования лизинга при развитии инфраструктуры газоснабжения сильно зависит от объемов газопотребления, поэтому в регионах, где газификация только начинается, концессионный механизм является более приемлемым.

Огромные запасы недр Восточной Сибири и Дальнего Востока со времен М. Ломоносова так и не обеспечивают прироста богатств России. Это происходит, в первую очередь, по причине отсутствия инфраструктуры. Именно поэтому обесцениваются лицензии на крупнейшие месторождения нефти и газа в Восточной Сибири. Более того, уход государства от развития инфраструктурных проектов в надежде на частных инвесторов, парализовал сам процесс развития – ибо корпоративный экономический эффект (пусть даже очень крупных корпораций) далеко не тождественен народохозяйственному экономическому эффекту.

Так в свое время «Газпром» объявил все восточные проекты невыгодными, установил уровень добычи 530 млрд. м3 в год, а остальной прирост добычи должны были восполнить независимые компании. Со сменой менеджмента компании поменялись и ее стратегические установки, но за это время лицензии на разработку крупнейших месторождений оказались в руках иностранных компаний (Ковыктинское месторождение в Иркутской области, «Сахалин-2» и т.д.).

Иностранные компании заинтересованы в освоении экспортных рынков, прежде всего Китая, «Газпром» же ставит задачу интеграции газотранспортной системы с ЕСГ. Интеграция газотранспортной инфраструктуры потребует огромных затрат ($10 – 15 млрд.), и владельцы лицензий ждут, когда «Газпром» создаст инфраструктуру транспорта, что не только откроет возможности по продаже газа, но и существенно увеличит рыночную стоимость их активов.

Затягивание процесса освоения недр Восточной Сибири невыгодно, прежде всего, государству. Не растет ускоренными темпами ВВП, не осваиваются месторождения, не создаются рабочие места, не решается демографическая проблема, не пополняются бюджеты регионов, сдерживается развитие смежных отраслей экономики.

Выходом из создавшегося положения может быть Постановление Правительства РФ о концессионном соглашении с инвесторами по строительству магистральных газопроводов в Восточной Сибири и их интеграции с ЕСГ. В соглашении должны быть на уровне утвержденной формулы тарифа гарантии инвестору по возврату вложенных средств с нормой прибыли. Так как собственником ЕСГ является «Газпром» с контрольным пакетом у государства, возможны различные варианты приобретения у государства построенных по концессии газотранспортных сетей.

Это может быть либо допэмиссия, которая потом выкупается акционерным обществом, либо увеличение доли государства. Возможно целевое увеличение оптовой цены на газ для выкупа сетей с использованием механизма лизинга. Учитывая финансовые возможности государства, которое значительно укрепилось, это и прямое инвестирование за счет инвестиционного фонда. Высокий профицит бюджета привел к стерилизации большей части избыточного денежного предложения и накопления более 2,0 трлн. рублей в Стабилизационном фонде.

В проекте федерального бюджета на 2007 год также закладывается профицит в 1,5 трлн. рублей при доходной части бюджета 6,955 трлн. рублей. Размер инвестиционного фонда без учета переходящих остатков в 2007 г. составит 110,6 млрд. рублей. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличатся в будущем году на 15% при прогнозируемой инфляции 6,5-8%, что означает существенное увеличение инвестиционной составляющей в выручке «Газпрома» 7-8% (до 60 млрд. рублей в год).

Эти средства могут быть целевой частью инвестиционной программы «Газпрома» на создание Восточной части единой системы газоснабжения России.

Государство задолжало сибирякам, ведь это за счет бюджетных средств была газифицирована европейская часть России и создана единая система газоснабжения. Сегодня, когда от реализации углеводородного сырья создаются огромные бюджетные профициты, этот долг можно и должно вернуть путем инвестирования в инфраструктурные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке. Олег Жилин,

вице-президент Российского газового общест

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru