Если страна не хочет кормить своих инженеров…

 Игорь Мещерин,

президент Национальной палаты инженеров

Английский термин «инжиниринг» в переводе на русский  означает «проектирование». В статистических выкладках по отраслям экономики мы можем обнаружить «науку и сопутствующие ей отрасли», но, ни опытно-конструкторских, ни проектно-изыскательских работ мы там не увидим. Это выглядит странно, ведь в развитых странах затраты бизнеса на научно-исследовательские работы как минимум в 10 раз меньше затрат на инжиниринг. По моим оценкам, в России с конца 1990-х и по сей день это соотношение составляет даже 1:20. Хорошо это или плохо – не берусь судить, но таковы реалии. Однако во властных  кругах ключевой фактор экономического развития — внедрение инноваций в практику остается за кадром.

Необходимо также иметь в виду, что проектировщики и конструкторы в нашей стране всегда получали в фонд оплаты труда не более 4-8% от капитальных вложений, тогда как за рубежом на инжиниринг отводилось от 6 до 15% в зависимости от сложности объекта. Сейчас по данным Росстата и Гильдии риелторов отечественный проектировщик получает 1,5-3,5% от капитальных вложений. Причем, если до 2000 года наша строительная и другая продукция была дешевле, иногда значительно, большинства импортной, то с наступлением XXI века цены выровнялись. Куда же уходит разница в оплате отечественного инженера, то есть те самые 10-15%?

За прошедшие почти 30 послеперестроечных лет у инженера-проектировщика изъяли такое количество полномочий, а нормы, правила и законодательство претерпели такое количество непродуманных изменений, что сегодняшняя система выполнения проектных работ в России значительно отличается в худшую сторону от советских времен. Практика показывает, что предметная область, в которой реализуются договорные отношения «заказчик – проектная организация», сокращается, одновременно снижается и качество предоставляемых услуг.

Не могу понять, что явилось причиной повсеместного стремления постсоветского заказчика сэкономить на проекте. Казалось бы, чем лучше все продумать и запланировать на предварительной, «бумажной» стадии, тем проще, быстрее и дешевле будет строить. Плати проектировщику, и рука об руку с ним экономь основную часть затрат. Однако желание любого инвестора —  найти проектанта подешевле или вообще обойтись без него.

Возможность экономить на инжиниринговых и дизайнерских услугах долгое время обеспечивалась за счет огромного количества типовых наработок советского времени, а также наличия на рынке широкого спектра мощных организаций, оставшихся в 90-е годы прошлого века без финансирования. Уже к началу 2000-х вынужденный демпинг и отсутствие задач высокого уровня привели к снижению квалификации проектировщиков, в том числе за счет ухода на пенсию старых кадров и отсутствия «свежей крови»: лучшие молодые специалисты либо уезжали за границу, либо работали не по специальности, а там, где можно было заработать.

Функции современного российского инженера сводятся сегодня, как правило, к подготовке комплектов чертежей и записок, без которых невозможно получить разрешений государственных органов на строительство. А в остальном, он не должен «мешать» техническому заказчику договариваться с подрядчиками и поставщиками. Так получилось, что чем дешевле был проектировщик, тем он оказывался сговорчивее и охотней шел на  согласования несуразных изменений в проекте. В результате многолетнего триумфального шествия по стране кампаний под лозунгом «любой каприз за ваши деньги» заказчики обнаружили, что нормального проектировщика сегодня днем с огнем не найдешь. А если находят, выясняется, что дороговато он стоит.

Как отмечалось, инженеры и архитекторы в России получают за свои услуги от 1,5% до 3,5% от общего объема инвестиций в основной капитал. По данным ВТО объем финансирования инжиниринговых услуг в структуре инвестиций в основные фонды в развитых странах составляет от 6,5% до 15%. По данным ЮНЕСКО около 25% ВВП направляется на реализацию инвестиционных проектов. По результатам анализа объемов инвестиций в основной капитал и рынок инжиниринговых услуг в России за 1998-2013 гг. можно сделать любопытные выводы.

Общий объем инвестиций с 1998 г. вырос в 32 раза. Средний рост еще недавно составлял 28% в год. Максимальный рост был в 2000 году, он составил 74%. Наблюдалось существенное сокращение инвестиций во время экономического кризиса 1998 года. С 2009 г. происходит снижение инвестиций, причем в последнее время — значительное. Представим себе, что труд инженера в России оплачивался в соответствии с нормами, принятыми в зарубежной практике. Сравнение показывает, что объем недофинансирования за последние 15-17 лет составляет от 2 до 10 и более триллионов рублей в ценах 2013 года. Налицо системная проблема, без решения которой ситуация будет только усугубляться.

Если набрать в Интернете «структура затрат на строительство», то поисковик выдаст тысячи ссылок. Среди них можно будет увидеть стоимость «коробки», фундаментов, кровли, электроснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации, окон, накладные расходы на согласования и землеотвод, штрафы и пени, сметную прибыль… Но с трудом отыщете стоимость проектирования. Многие фирмы так и рекламируют себя: при заказе, например, дома, проект бесплатно.

Такое положение не могло не привести к упадку проектной отрасли в стране. Дело не только в слабости материально-технической базы, низком качестве проектной продукции, устаревших технологиях, шаблонных подходах. Хуже всего то, что инжиниринговые бизнесы у нас не воспроизводятся. Самой большой проблемой является низкий уровень выпускников ВУЗов, приходящих в отрасль. Отбор начинается еще в школе. Уже при выборе ВУЗа и специальности молодые люди пытаются планировать будущее. Скажите, если водитель в Москве в среднем получает больше инженера, куда пойдет молодежь? Правильно, молодежь будет стремиться в те сферы, где можно когда-нибудь позволить себе личного водителя. Много инженеров ездит на автомобиле с шофером?

Второй проблемой является отсутствие у большинства молодых специалистов возможности встретить наставника, чтобы учиться настоящему делу. Высшая школа неплохо обучает теории, но тех, кто знает практику современного инженерного дела не по наслышке, там практически нет. Возможно, ситуацию изменит развитие ВУЗовских инжиниринговых центров, но это произойдет не сразу, так как строить инженерную школу нужно вокруг Инженера. А где их высшей школе взять в нужном количестве? Высококвалифицированные специалисты сейчас в дефиците, поэтому большинство из них сейчас устроены весьма неплохо. Чем можно привлечь их на новое место?

Третьей проблемой является наша повседневная практика. Большинство работающих в отрасли пришли в инженерное дело после 2000 года, поэтому сегодняшнее незавидное положение вещей представляется им обычным. Обсуждения на круглых столах и в Интернете необходимости изменений и возврата ряда прав и обязанностей проектантам вызывают у многих удивление и страх. Объясняют: никогда (естественно!) мы этого не делали, зачем фантазировать и изобретать несуществующие функции инженера?

Между тем в России есть настоящие инженеры. Именно они дают возможность  действующим руководителям разного уровня всегда привести какой-либо положительный пример результативного инжиниринга,  выдать исключение за правило  и…  оставить все, как есть. Но посмотрите статистику Национального объединения строителей: за последние пять лет количество аварий выросло более чем на 400%, а количество погибших почти в 7 раз. Разрушение объектов вследствие нарушений, допущенных при реализации инвестиционных проектов, стало довольно распространенной практикой, принося ущерб не только имуществу, но главное – жизни и здоровью граждан России.

Авария, произошедшая в Омске, в очередной раз показывает, что одними мерами повышения уровня финансовой, административной или уголовной ответственности субъектов строительной деятельности за результаты выполняемых работ недостаточно. Нужен поиск решений системных проблем, ведущих к росту аварийности.

Национальная палата инженеров говорит о необходимости возврата инженерам ведущей роли в строительной сфере. В сегодняшней системе взаимоотношений степень их влияния на результат снижается, уступая место сиюминутной выгоде людей, далеких от понимания технических решений и требований нормативной базы. Ошибочные решения по замене конструкций и материалов, как правило, инициируют люди, которые не рискуют своей профессиональной репутацией, рассчитывая в случае инцидента укрыться за спинами бесправных «стрелочников». Такое положение вещей со значительной повторяемостью негативно влияет на выполнение государственных программ развития экономики, снижает безопасность и обороноспособность государства. Что еще должно произойти, чтобы привлечь внимание властей не к следствиям, а к причинамнегативных явлений?

Палата инженеров вынуждена постоянно доказывать: раз признано, что России необходима крупномасштабная структурная перестройка экономики, то следует изменить подходы к регулированию инженерной сферы. В указе Президента от 7 мая 2013 года о долгосрочной государственной экономической политике поставлена задача существенного роста доли высокотехнологичной продукции и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте. Декларировано, что инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда и обновление производства становятся главнейшим ресурсом страны.

Экономические санкции против России и программа импортозамещения ставят на первый план переосмысление подходов, обозначенных в недавно принятом законе «О промышленной политике». Значительным упущением является отсутствие в законе мер по развитию инжиниринга и кадровой политики в инженерной сфере. Удачная международная деятельность является истинным мерилом успешности той или иной инжиниринговой компании. В последнее время Россия хотя и продолжает экспортировать за рубеж продукцию машиностроения, правда, по большей части военного назначения, но все меньше и меньше строит предприятий за границей.

Казалось бы, что может быть мудрее такого пути: ты экспортируешь инженерную идею, технологию и «машинерию» сегодняшнего, а может быть, и вчерашнего дня, но приобретаешь полезный опыт работы и средства для развития инженерных идей, технологий и «машинерии» дня завтрашнего. Советский Союз понастроил сотни предприятий в развивающихся странах. Жаль, что весь этот бесценный опыт растрачен впустую. Теперь нам впору самим учиться, а не учить других…

В основе любых технико-технологических продуктов лежит инженерная мысль. Меры, ведущие к активизации разработки, внедрения в производство и экспорта инновационных технологий, не должны ограничиваться развитием материально-технической базы. Необходимы изменения в законодательстве о профессиональной деятельности инженеров, тем более, что понятия «инженер», «инженерная (инжиниринговая) деятельность» сейчас ни в одном законе не прописаны, а права и обязанности лиц, осуществляющих эту деятельность, не урегулированы. Отдельные нормы, регулирующие общественные отношения в этой сфере, содержатся в смежных нормативных актах – Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Указанные акты регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, но практически не затрагивают вопросы регулирования профессиональной деятельности физических лиц в инженерной области, за исключением кадастровых инженеров. Эта уважаемая профессия сто лет назад называлась «землемер».

Анализ законодательства в инженерной сфере Великобритании, Германии, Японии, США, Австралии, Канады, Украины, Белоруссии показал, что в каждой из этих стран в той или иной форме существует институт инжиниринговой деятельности и закреплен правовой статус ее субъектов, основной из которых – профессиональный инженер. В странах Евросоюза, Северной Америки и Азии в отличие от практики, принятой в нашей стране, право заниматься инженерной (инжиниринговой) деятельностью, как бизнесом, предоставлено, в первую очередь, аттестованным инженерам – физическим лицам, и уже во вторую очередь — инженерным организациям, как юридическим лицам, обязанным иметь таких инженеров в штате, а в некоторых случаях — и в составе учредителей организации.

В 2014 году инициативная группа инженеров разработала законопроект, регулирующий порядок предоставления специалистам различного уровня подготовки и опыта допуска к осуществлению видов коммерческой инженерной деятельности, непосредственно влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Предлагается, в частности, за счет выделения в составе участников строительной деятельности профессиональных (сертифицированных по результативности деятельности) инженеров способствовать созданию экономически эффективных, надежных и безопасных объектов с минимальными вероятностями рисков аварий. Во главе строительных бизнесов должны занять место профессионалы не только несущие гражданскую, административную, уголовную и репутационную ответственность за результат, но имеющие также реальные права влиять на технико-технологические решения, выбор конструкций, материалов и способов производства работ. Но здесь придется столкнуться с еще одной  проблемой: многие инженеры боятся открывать собственный индивидуальный бизнес.

Требует обсуждения на какие предметные области инженерной деятельности и, следовательно, на какие группы инженеров будет распространяться действие предлагаемого закона. Законопроект в нынешней редакции предусматривает регистрацию и аттестацию всех инженеров. Законодательство развитых стран, как правило, предусматривает обязательное регулирование деятельности профессиональных инженеров только в строительной сфере. Инженеры других профессий там объединяются на принципах добровольности.

От области применения закона будет зависеть, какой государственный орган примет на себя функции регулятора. В этой роли могли бы выступить Минпромторг или Минстрой в зависимости от регулируемой сферы деятельности. Можно обсудить возможность выполнения этих функций Минтрудом, или целесообразность создания нового агентства.

И главное. Требуется не только отдельный закон, а комплекс изменений в законодательстве, так как инженерному делу следует возвратить свободу,  необходимую для творчества, которое всегда было основой лучших отечественных инженерных разработок. Инженерный корпус должен занять заслуженное место среди других творческих, или говоря современным языком, свободных профессий в нашей стране – писателей, художников, архитекторов, адвокатов…

Современный российский рынок в сфере архитектурно-строительного проектирования гражданских (общественных и жилых) объектов следует признать развитым. Количество заказов и участников рынка (юридических лиц) значительное, при этом суммы заказов составляют от 50 тысяч до 500 млн. рублей, а численность персонала в отдельно взятых компаниях (2-500 сотрудников) относительно невелика. Руководителями или владельцами (совладельцами) организаций в большинстве случаев выступают архитекторы или инженеры. Но в то же время ситуация на рынке проектирования промышленных объектов коренным образом отличается. Здесь функционируют крупные игроки – наследники или правопреемники проектно-изыскательских институтов советского времени. Они, как правило, входят в ту или иную финансово-промышленную группу и обладают высоким уровнем технической оснащенности. Суммы заказов могут быть весьма значительными – до 10000 млн. рублей, а количество сотрудников может достигать 2000 человек и более.

Важнейшее отличие среднестатистического архитектора от среднестатистического инженера заключается в том, что архитектор с младых ногтей знает, что ему предстоит самостоятельно создавать проекты или руководить проектным коллективом. Пройдя через все годы советской власти, в этой сфере сохранилась система мастерских и бюро: и в архитектурном вузе, и в крупном проектном институте, и на малом предприятии – везде архитекторы работают по принципу «мастер – мастерская, подмастерья, ученики». Понимание эффективности такой системы в российской инженерной среде практически отсутствует, можно говорить лишь об отдельных исключениях.

Вот комплекс мер, которые сегодня, учитывая пагубное положение дел и хорошо изученный опыт зарубежных стран,  необходимо, на наш взгляд, применить на практике:

·           законодательное закрепление последовательности стадий инжиниринга  — от обоснования инвестиций и декларации о намерениях до авторского надзора и ввода объекта в эксплуатацию;

·           разработка нового нормативного акта «О порядке обоснования инвестиций»;

·           создание условий для конкуренции на рынке инженерных (инжиниринговых) услуг, обеспечивающей инновационность и высокое качество строительства (производства) инженерных объектов;

·           подготовка предложений по снижению налоговой нагрузки на субъекты инженерной (инжиниринговой) деятельности;

·           сбор исходных данных о состоянии инженерной (инжиниринговой) отрасли, подготовка аналитических материалов и прогноза развития отрасли;

·           нормативное определение функций и сферы ответственности инженеров и инженерных организаций с учетом специфики (в том числе отраслевой) проектирования различных видов объектов — жилищных, гражданских, производственных, площадочных, линейных;

·           изменение подходов к определению стоимости проектно-изыскательского этапа в структуре инвестиций за счет законодательного закрепления обязательной номенклатуры проектных и изыскательских работ в зависимости от категории объектов;

·           разработка методик определения минимальной стоимости проектно-изыскательских работ по категориям объектов путем введения системы учета трудозатрат, включая рекомендуемые почасовые ставки проектировщиков и изыскателей различной квалификации;

·           актуализация справочников цен на инженерные (инжиниринговые) работы;

·           разработка закона о закупках в сфере строительных услуг, переход от отбора по начальной или максимальной цене к отбору по уровню квалификации подрядчика;

·           противодействие демпингу за счет разработки рекомендаций по организации и проведению конкурсных процедур на основе объективной оценки квалификации участников торгов с учетом профессиональной квалификации и опыта профессиональных  инженеров – работников организации;

·           содействовать введению в контракты на оказание инжиниринговых и дизайнерских услуг пункта об обязательном авансировании в размере не менее 30%;

·           кодификация видов инженерной (инжиниринговой) деятельности в рамках ОКВЭД;

·           принятие нормативных актов, регламентирующих проектирование  объектов с использованием объемного моделирования;

·           развитие национального программного обеспечения в области управления проектами и календарно-сетевого планирования на единой платформе с открытым кодом и возможностью постоянного развития.

Я предвижу дискуссии с представителями бизнеса, так как предлагаемый законопроект предоставит инженерам дополнительные права и возможности, в том числе уйти «на вольные хлеба». Напомню, что в 1861 году тоже много было споров в связи с отменой крепостного права. Нужно также понимать, что ряду людей, занимающих сейчас инженерные посты без соответствующей квалификации, придется искать другую работу. Но в том и состоит, как представляется, одно из главных достоинств  предлагаемых изменений.

Публикуется в порядке обсуждения.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru