Еще одного Гайдара страна не выдержит / Урван Парфентьев

Премьер России и его главный экономический министр сильно разошлись во взглядах на то, как дальше поднимать экономику страны. На одном из последних заседаний кабинета министров, при обсуждении проекта бюджета на 2005 год, конфликт Михаила Фрадкова и Германа Грефа стал достоянием общественности. Недавно руководители Совета по национальной стратегии — гендиректор Валерий Хомяков и сопредседатели Сергей Марков и Иосиф Дискин — объясняли прессе, в чем суть кабинетных разногласий и чем они могут закончиться.

Высшие российские чиновники имеют разные взгляды на роль государства и бизнеса в экономике, необходимость масштабных проектов и даже на президентскую задачу удвоения ВВП. В результате страна получила “перекошенный” бюджет, слишком заботящийся об одном и совсем забывший о другом, может быть, не менее важном. Однако, при всем при этом Фрадков и Греф по-прежнему уживаются в одном Правительстве, а аналитики соревнуются в прогнозах, когда же уволят мятежного главу Минэкономразвития.

Как напомнил экономист Иосиф Дискин, разница между двумя противоположными концепциями связана не с мифическим “личностным фактором”, а касается, в основном, степени государственного вмешательства в экономику. Именующий себя либералом Греф настаивает на минимуме госучастия, то есть на “обеспечении государством некоторых основных условий”. Далее, по его мнению, бизнес всё сделает сам, без чьего-либо вмешательства. Как считает глава МЭРТ, российский бизнес вполне саморегулируем и в “советах” со стороны государства не нуждается.

Михаил Фрадков же занимает позицию, которую в мировой экономике принято именовать “институционалистской” — это означает право и обязанность государства регулировать акценты экономической политики, а также создавать крупные проекты, вести активную промышленную политику и искать резервы экономического роста. Именно такая политика, напомнил Дискин, сейчас принята в большинстве развитых стран мира — например, японское Министерство промышленности только таким спектром задач и занимается. А вот в России эта схема до сих пор не работает. К примеру, только премьер попытается организовать масштабный проект для подъема авиапромышленности, как ведомство Грефа тихо сводит обсуждение с технических и экономических вещей на сугубо бюрократические: дескать, самый важный вопрос — сколько надо холдингов, один или два. В результате, считают эксперты, страна скоро останется не только без собственной авиаиндустрии, но и вообще без самолетов.

В своем споре с премьером Герман Греф демонстративно встает под прозападные знамена либерализма, тем самым помещая Фрадкова в ряды “государственников”. Только вот, по мнению экспертов СНС, либерал из Грефа получается весьма странный. Если взять его законопроекты — не те, которыми он “расчищал правовое поле” для бизнеса вместе с Гайдаром, Чубайсом и Ясиным, а более поздние, то их содержание, при взгляде через “либеральные очки”, весьма озадачивает.

Как напомнил политолог Сергей Марков, в вопросе о госзаказе глава Минэкономразвития весьма активно лоббировал право внеконкурсных закупок, а вместо тендерного принципа отбора поставщиков предлагал определять их в своем министерстве.
Другой не очень понятный проект, лоббировавшийся Грефом, — знаменитую “Электронную Россию” — привел в качестве примера гендиректор СНС Валерий Хомяков. А заодно напомнил, что когда Контрольное управление Президента РФ проводило проверку ассигнованных на эту программу средств, единственным не прошедшим ее ведомством оказалось опять же Минэкономразвития.

Таким образом, считают эксперты Совета по национальной стратегии, Герман Греф на самом деле — вовсе не либерал. Однако речей и жестов в подобном духе у него хоть отбавляй, особенно на западных форумах или в присутствии делегаций “цивилизованного мира”. Соответствующим образом, по мнению политологов, ведет себя и его “команда”, к которой в СНС относят Алексея Улюкаева и Игоря Дворковича, — она обеспечивает “фон” и не позволяет подставлять шефа.
При этом шеф самого Грефа — Владимир Путин — стараниями либерального крыла правительства иногда оказывается в неудобном положении. Последний раз, по мнению национальных стратегов, это случилось с монетизацией льгот. Добавленные в план перевода льгот из “социалистической” формы в “рыночную” какие-то десять страниц привели к выходу людей на улицы, а благословивший реформу президент страны в глазах народа превратился из “благодетеля” в “грабителя”.

Еще одна классическая “подстава”, по мнению экспертов, случилась 22 июня в Ингушетии, когда рота боевиков беспрепятственно проехала всю республику и захватила Назрань. Как считает политолог Сергей Марков, можно говорить об опасности сговора либерального и силового крыльев, с целью получения приоритета в ассигнованиях — за счет урезания социальных программ. Кстати, косвенно эта версия подтверждается тем, что Бюджет-2005 получился весьма “проармейским”.
Хотя грефовская “команда”, в противовес Фрадкову, открыто называет президентскую идею удвоения ВВП химерой, сам Греф по-прежнему умудряется выглядеть лояльным Владимиру Путину. Как отметил Марков, реальная лояльность нынешнего главы МЭРТ “двойная”: он лоялен своему начальнику и одновременно — международной группе экономистов-либералов, среди которых он выглядит “своим в доску”.

Фрадков такой “двойной лояльности” не имеет, он зависит только от президента и “крупным идеологом” чего-либо не является. Но, считают в СНС, его позиция ближе как к общемировым экономическим стандартам, так и к традициям России, в которой всегда было сильное госрегулирование. За премьера говорит и исторический опыт ключевых проектов, стимулировавших развитие всей страны, — к примеру, масштабное железнодорожное строительство, начатое сто лет назад Сергеем Витте.
Идеал же Грефа и его “референтной группы” на Западе — Англия и США двухсотлетней давности, о чем (как напомнил Марков) одна из западных делегаций и сообщила собравшемуся в постиндустриальную Европу президенту Путину.

Впрочем, по мнению аналитиков СНС, Греф не лишится своего поста. Они считают, что ничего сознательно плохого глава Минэкономразвития не делает, просто “недостаточно глубоко смотрит”. Или, витая в каких-то своих “эмпиреях”, просто не обращает внимания на экспертные отчеты, в которых цена на нефть давно зашкалила за грефовские ожидания. Правда, это не мешает ему успешно тормозить все премьерские инициативы. Тем не менее, считают эксперты, этот конфликт разрешится без перестановок — просто в правительстве параллельно “будет развиваться другая линия”, которая подчинит себе линию экономического министра. То есть, пояснил Иосиф Дискин, самого Грефа из кабинета министров не выгонят. Он всё так же будет нести свою нелегкую службу и сидеть за одним столом с “переломившим” его премьером.                                                                                                                          ИА “Росбалт”

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru