Долг России больше, чем рапортует Минфин / Татьяна Вильде, Александр Сологуб

Глава Минфина, рапортуя о сокращении внешнего долга, немного лукавит: на самом Долг России больше, чем рапортует Минфин / Татьяна Вильде, Александр Сологубделе, он растет. По мнению советника Президента РФ Андрея Илларионова, если рассматривать структуру госдолга с учетом долгов государственных компаний, то он не уменьшается, а увеличивается.

По словам директора департамента финансовой политики Минфина РФ Алексея Саватюгина, выступившего в Петербурге на Российском облигационном конгрессе -2005, внешний долг госкомпаний за прошедшие пять лет вырос с $570млн. до $20млрд., что сопоставимо с долгом Парижскому клубу. «Темпы роста заимствований госкомпаний увеличиваются. Уже заявлены многочисленные миллиардные размещения в начале 2006 года», — отметил Саватюгин. По прогнозам аналитиков, российские компании в следующем году могут выпустить еврооблигаций на $13 млрд.

По информации директора департамента финансовой политики Минфина РФ Алексея Саватюгина объем внешних заимствований России на начало декабря 2005 года составил около $81,5 млрд. Примерно $38 млрд. — это суверенные еврооблигации и облигации регионов. Около $37,5 млрд. — корпоративные и банковские облигации. Корпоративных облигаций выпущено более чем на 20 млрд. долларов, из них более $11 млрд. —еврооблигации государственных корпораций, банковских еврооблигаций — $16 млрд., в том числе $9,5 млрд. — облигаций государственных банков, прежде всего Внешторгбанка.

Спрос на долговые обязательства российских предприятий и кредитных организаций, за которыми стоит государство, со стороны иностранных инвесторов достаточно высок. И у отечественных компаний сейчас прекрасная возможность привлечь средства на длительный срок под невысокие проценты, особенно в сравнении с условиями займов на внутреннем рынке. «В случае ухудшения конъюнктуры рынка (роста процентных ставок, ухудшения условий рефинансирования) госкомпаниям со значительными долговыми обязательствами будет сложно обслуживать кредиты.

Так или иначе, государству придется решать эти сложности в качестве акционера. Этим и обусловлена обеспокоенность государства», — объясняет аналитик инвесткомпании «Финнам» Ольга Беленькая. По ее словам, объем займов госкомпаний уже вызывает серьезные опасения, так как они могут негативно сказаться на макроэкономических показателях страны — на росте инфляции и ухудшении платежного баланса.

В связи с этим сейчас в правительственных кругах активно обсуждается идея единой долговой политики госкомпаний и госбанков, а также идея создания единой системы мониторинга. По словам Саватюгина, запретительных мер правительство вводить не собирается, но, как минимум, будет принимать все меры по стимулированию и переориентированию государственных заемщиков на внутренний долговой рынок. Ожидается, что механизмы таких ограничений будут определены в первом квартале 2006 года. Какие новые механизмы придумают министры, пока не ясно. Сейчас государство может регулировать процесс заимствований через решения совета директоров госкомпаний.

По мнению начальника аналитического отдела инвесткомпании «БрокерКредитСервис» Максима Шеина, ограничение заимствований какими-то силовыми методами через совет директоров ни к чему хорошему не приведет. «Рынок сам себя исправит, и вмешиваться не надо. Если процентные ставки в мире снижаются, то компаниям становится выгоднее занимать деньги, потому что отдача на капитал больше, чем проценты, которые они платят. Соответственно, они расширяют бизнес и это позитивный момент: в конечном счете, это способствует росту ВВП и росту положительного сальдо торгового баланса России», — убежден Шеин.

Он также подчеркнул, что займы на внешних рынках не должны ускорять инфляцию. «Если бы эти средства просто сбрасывали на рынок, то тогда рост инфляции был бы неизбежен, но поскольку компании привлекают средства под расширение бизнеса, а это рабочие места, новые заказы, и если темпы роста производительности труда увеличиваются, то это само по себе не является поводом для ускорения инфляции», — объясняет аналитик.

По его мнению, формально госдолг и внешние займы госкомпаний могут быть приравнены друг к другу, так как в конечном итоге за долги компании отвечает государство. «Однако отвечает оно по долгам только в рамках этой компании, а не в рамках всей страны. Поэтому приравнивать госдолг к внешним займам госкомпаний не правильно. Плюс ко всему кредитоспособность компании и кредитоспособность страны имеют разную природу. Государство может напечатать деньги, купить на них валюту и погасить задолженность, а компания такого сделать не может», — резюмировал Максим Шеин.

Иного мнения придерживаются в правительстве страны. По словам советника Президента РФ, сейчас внешний долг России включает в себя лишь обязательства Минфина РФ без обязательств государственных корпораций, но это не правильно, так как это обязательства не частных компаний.

По идее, государство, как собственник компании, с одной стороны, должно быть заинтересовано в привлечении «недорогих» иностранных ресурсов. Но с другой стороны, ему нужно решать внутренние проблемы. Одна из них заключается в том, что вскоре пенсионные накопления россиян будет некуда вкладывать. Дело в том, что большинство граждан (98%) оставляют пенсионные средства под управлением государственной компании «Внешэкономбанк». А она может инвестировать деньги будущих пенсионеров только в государственные ценные бумаги.

Через некоторое время объем накопительной части пенсии превысит объем торгуемого внутреннего долга (долговые обязательства, размещенные на внутреннем рынке). Поэтому у правительства возникло желание заставить госкомпании брать в долг на внутреннем рынке и приравнять долг госкомпаний к госдолгу. Это поможет решить задачу с размещением растущей накопительной части пенсий.                                                                                    «Росбалт», Санкт-Петербург Рисунок Василия Александрова

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru