Cоздание потребителями совместно с государством компании по оптовым закупкам и розничной продаже электроэнергии

Цель: создание оптово-розничного рынка электроэнергии, сбалансированного по интересам ее производителей и потребителей, при значительном сокращении поборов с потребителей

Моисей ГЕЛЬМАН,
кандидат технических наук  

Если власти намерены навести порядок в экономике, то следовало бы начать с ее базовой части — электроэнергетики, где сегодня сложились для этого, как ни странно, благоприятные условия. По сравнению с началом 1990-х электропотребление в стране сократилось почти наполовину. Это позволяет сегодня, причем с большой пользой для экономики, осуществить меры, необходимые для восстановления прежних принципов оптимизации работы  Единой энергосистемы страны, исходя из критериев минимизации общесистемных затрат. Тем самым можно будет устранить  поборы с потребителей и минимизировать стоимость электроэнергии по объективным экономическим критериям. Сегодня критерием оптимизации является достижение максимально произвольной  прибыли генерирующих компаний, вследствие чего суммарные поборы с потребителей электроэнергии уже близки к ее себестоимости. Для этого придется устранить регламентированные Законом «Об электроэнергетике» коррупционные и монополистические операции  на рынке электроэнергии. Речь не идет о восстановлении прежнего организационного единства ЕЭС, так как никто в правительстве не согласится выкупить и национализировать электростанции у нынешних собственников и восстановить РАО «ЕЭС России». Но при образовавшейся из-за экономического кризиса громадной избыточности мощностей,  генерирующие компании можно заставить рыночными методами следовать в русле ценовых, экономически обоснованных, предложений. Тем самым удастся восстановить технологическое единство ЕЭС на основе оптимизации перетоков электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат. Осуществить это можно  будет вот каким образом.

Сегодня на Оптовом рынке электроэнергии и мощности — ОРЭМ  действует фактически один оптовый покупатель – АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС).  Это дочерняя компания НП «Совет рынка», членами которого являются практически одни энергосбытовые компании.  АТС  отбирает электростанции, продавцов электроэнергии, примерно в восьми тысячах различных точках системы электроснабжения, и устанавливает в каждой оптовую цену ее продажи, равную цене последнего отобранного поставщика. Это один из способов вымогательства денег у потребителей. Отбирают станции, начиная с самой дешевой электроэнергии. Это провоцирует нарушение антимонопольного законодательства – ценовой сговор. Получив деньги от оптовых перекупщиков, именуемых гарантирующими поставщиками, АТС  рассчитывается с генерирующими компаниями, оставляя им значительную прибыль.  Электроэнергию оптом закупают в основном энергосбытовые компании – «гарантирующие поставщики», которые передают заявки своих клиентов Администратору. Они же заключают договоры с сетевыми компаниями о передаче электроэнергии своим клиентам – розничным потребителям, и «накручивают» свою, дополнительную, прибыль.

Провода сетевых компаний, образно говоря, протянуты от электростанций к каждому потребителю, на концах которых установлены счетчики электроэнергии, и по их показаниям осуществляются расчеты за ее потребление. Спрашивается, для чего и с какой целью между Администратором и сетевыми компаниями, а также между сетевыми компаниями и конечными потребителями действуют многочисленные «гарантирующие поставщики»? Ведь большинство из них ни за что отвечать не может из-за отсутствия у них требуемых технических средств распределения электроэнергии.  Целью посредников является вымогательство денег у потребителей. К тому же, «гарантирующие поставщики» нередко находятся за тридевять земель от мест пребывания их клиентов.

Очевидно, что реальными конечными поставщиками электроэнергии  являются не спекулятивные посредники, а дочерние компании ПАО «Россети». Это Межрегиональные распределительные сетевые компании — МРСК, обеспечивающие распределение электроэнергии между потребителями, и Федеральная сетевая компания – ФСК, осуществляющая  передачу электроэнергии по высоковольтным сетям и электроснабжение крупных промышленных высоковольтных потребителей. Они и должны заключать  договора с потребителями,  и собирать с  них плату за электроэнергию.  При такой организации из нынешней цепочки субъектов электроснабжения могут быть исключены многочисленные посредники, суммарная добавленная стоимость у которых относительно оптовой стоимости электроэнергии и ее передачи, включающая значительную прибыль, как показал анализ, достигает 40%.

 Если для МРСК нормировать прибыль от сбора оплаты за электроэнергию, допустим, на уровне 10% относительно ее стоимости с учетом генерации и передачи по сетям ФСК, то потребители только на этом сэкономят не менее 500 млрд. рублей в год.

При указанном сокращении и перераспределении функций передачи и распределения электроэнергии представляется необходимой их интеграция  в рамках новой управляющей компании. Учитывая нынешнюю ситуацию в электроэнергетике, а также для ликвидации ценовых сговоров генерирующих компаний,  новую управляющую акционерную компанию целесообразно  учредить государству, как самому крупному потребителю электроэнергии,  совместно с группой крупных промышленных потребителей электроэнергии, заинтересованных в наведении порядка в электроснабжении и устранении поборов.  Новая структура условно может именоваться АО «Управляющая компания  «Единая энергосистема России» (УК «ЕЭС»).  Ее предприятия будут осуществлять передачу и распределение электроэнергии, а также ее оптовые закупки и розничную реализацию потребителям

Для этого в ведение управляющей компании государство должно будет передать принадлежащее ему ПАО «Россети», а для управления передачей и распределением электроэнергии — нынешнего системного оператора, который будет осуществлять центральное диспетчерское управление, и которому будут подчиняться диспетчерские службы  «Россетей». Кроме того, в УК «ЕЭС» для  оптовых закупок электроэнергии, согласования их передачи в сети, и выполнения  всех денежных расчетов с электростанциями, а также с сетевыми компаниями в рамках каждой МРСК должен быть создан коммерческий оператор. 

Для ликвидации при этом поборов потребуется, в частности, принципиально изменить порядок и организацию  оптовых закупок электроэнергии.

Во-первых, необходимо будет ликвидировать оплату электрической мощности,  

так как требуемая во времени мощность однозначно определяется количеством требуемой электроэнергии. Сейчас продаваемая мощность по стоимости многократно, в 10 и более раз, превышает существующую номинальную мощность всех электростанций страны, что свидетельствуют о поборах. Происходит это вследствие оплаты максимального значения потребленной мощности, независимо от продолжительности потребления этого максимума.

Ликвидация повторной оплаты мощности позволит избавить потребителей от поборов в сумме порядка 300 млрд. рублей в год в ценах 2011-2012 г. Ввиду ежегодного роста инфляции поборы к настоящему времени значительно возросли.

Во-вторых, необходимо от существующего ценообразования «в точках» энергосистемы числом свыше восьми тысяч, что создает большие возможности для коррупции и сговора о ценах, перейти к ценообразованию в «бассейнах», расположенных в границах федеральных округов, которых семь. Они станут окружными оптовыми рынками. Сегодня там передачей электроэнергии управляют Объединенные диспетчерские управления – филиалы «Россетей», а прежде примерно в границах федеральных округов действовали объединенные энергосистемы РАО «ЕЭС России». При этом нужно будет отказаться от установления оптовой цены продаж равной цене последнего отобранного предложения на ОРЭМе, что является монопольным сговором о ценах, и перейти к установлению стоимости электроэнергии в каждом из семи бассейнов – окружных оптовых рынков. Она будет равняться  средневзвешенной цене электроэнергии размещенных в них электростанций с учетом ее перетоков из соседних бассейнов.

Переход к средневзвешенным ценам  на электроэнергию позволит сократить поборы не менее чем на 200 млрд. рублей в год в ценах 2011-2012 г. Ввиду ежегодного роста инфляции эти поборы к настоящему времени также значительно возросли.

В-третьих, нужно изменить порядок отбора электростанций, продающих электроэнергию, который сейчас создает предпосылки для ценового сговора между генерирующими компаниями. Их должны отбирать окружные подразделения коммерческого оператора по месту расположения электростанций в каждом из окружных оптовых рынков,  исходя из реальной себестоимости вырабатываемой электроэнергии и дифференцированно нормированной для электростанций прибыли. Цены продаж в каждом бассейне нужно устанавливать не ежечасно, как сейчас, а на более длительный срок, допустим, на квартал. Ведь дневные и квартальные графики нагрузки в каждом из времен года в каждом из регионов страны относительно стабильны. Поэтому ежечасно, как это происходит сейчас, устанавливать цены бессмысленно. К тому же, такой порядок вносит немалую для потребителей путаницу в расчеты с ежечасно меняющейся ценой, увеличивает затраты на их проведение и контроль и тоже создает возможности для коррупционных поборов.

В-четвертых, следует ликвидировать поборы путем, так называемого, перекрестного субсидирования. Суть его в том, что населению якобы снижают тарифы на 20% за счет такого же относительного увеличения цены электроэнергии промышленным предприятиям. Замечу, что эти доли в абсолютном исчислении в промышленности больше, чем у населения. Эти наценки включены в цену электроэнергии предприятий и тем самым — в стоимость выпускаемой ими продукции. Но промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребована в производстве потребительских товаров, которые оплачивает население. Поэтому за повышение цены электроэнергии промпредприятий расплачивается население. Причем речь идет не о надуманном перекрестном субсидировании, а о навязанном населению кредитовании, и этот кредит население оплачивает по ставке НДС в размере 20%.

Размеры «перекрестного субсидирования» в 2012-2013 годах составили около 400 млрд. рублей, которые в итоге выплатило население страны. Ликвидация такого лжесубсидирования также позволит значительно снизить цену электроэнергии.

Для предлагаемых изменений предварительно понадобится провести инвентаризацию оборудования электростанций и сетевого хозяйства, директивно исключив из резервного оборудования, содержание которого сейчас оплачивают потребители, ту его часть, которое полностью или, допустим, на 80% выработало свой ресурс. После этого для каждой электростанции нужно будет экономически обосновано определить себестоимость и цену киловатт-часа, добавив к его себестоимости нормированные инвестиционную компоненту, прибыль и отчисления на резервирование. Это будет та цена для конкретной электростанции, выше которой коммерческий оператор не станет приобретать у нее электроэнергию.

Отбирать электростанции для закупок электроэнергии будет коммерческий оператор (его окружные подразделения), руководствуясь графиками нагрузки и критериями общесистемной оптимизации, в том числе затрат. Ввиду избыточности предложений возникнет тот самый желанный «конкурентный» рынок, который обещали создать «реформаторы», но где электроэнергия будет не дорожать, а дешеветь. Чтобы в условиях избыточности предложений побольше ее продать,  владельцы станций будут стремиться снижать цены, подстраиваясь под экономически обоснованные ценовые требования коммерческого оператора и нормы прибыли. Сверхнормативная прибыль будет изыматься в бюджет. Установление месячных или квартальных цен в «бассейнах» позволит сократить возможности обмана потребителей путем ценового сговора. Возможно, для повышения эффективности работы электростанций и предприятий-потребителей цены должны быть дневными и ночными.  

Сегодня в стране примерно треть промышленных предприятий убыточна, а рентабельность остальных, кроме сырьевых,  составляет единицы процентов. Поэтому для пресечения поборов и стабилизации цен уже давно пора законодательно регламентировать дифференцированные нормы прибыли относительно себестоимости всех видов продукции и услуг. Это приведет также к ликвидации спекулятивных посредников. Если в электроэнергетике нормировать прибыль  не выше 10%, что, как показывает  многолетняя статистика, обеспечивает воспроизводственные нужды отрасли, то за счет этого в рассматриваемые годы можно было бы уменьшить поборы, в частности,  за передачу электроэнергии по сетям и магистралям примерно на 300 млрд. рублей.   

Важно также  добиться целевого использования  субъектами рынка инвестиционных средств, которые вместо получения банковских кредитов фактически незаконно собирают с потребителей, а в итоге – с населения страны. Если, допустим, пока нельзя в электроэнергетике обойтись без этих поборов, то в интересах государства и общества необходимо амортизационные отчисления и инвестиционную компоненту, исключив её из прибыли, переводить в специальный фонд  на спецсчет  предприятия для целевого использования – только на инвестиции. Срок «лежания» без использования, допустим, половины  этих средств надо ограничить годом, и при его превышении уменьшать соответствующие доли в тарифах и ценах. Если эти средства не используются, допустим,  два года, то они переводятся, возможно, в Пенсионный фонд.

Некоторые возможности ликвидации поборов с потребителей электроэнергии и их оценочные значения приведены в таблице.

 Предлагаемые меры ликвидации поборов

Ликвидируемая сумма поборов, в год не менее… в ценах 2012 г.

1

Нормирование стоимости услуг за сбор   оплаты с потребителей и передача этих функций сетевым компаниям

    500 млрд. рублей

2

Ликвидация «перекрестного субсидирования».

      400 млрд. рублей

3

Создание единой системы измерений количества производимой, передаваемой и потребляемой  электроэнергии, исключающей ее фиктивные приписки и оплату фиктивных объемов

500 – 1000 млрд. рублей

4

Создание оптовых рынков электроэнергии в границах федеральных округов и установление там средневзвешенных цен электроэнергии вместо цены последнего отобранного поставщика

       200 млрд. рублей

5

Ликвидация  повторной оплаты мощности

      300 млрд. рублей

                                   Итого, оценочно, не менее 

     1900 млрд. рублей

             

Подробный анализ  изложен в публикации «Как вымогают деньги у потребителей электроэнергии», «Промышленные ведомости» № 8, 2013 г. 

Все упомянутые поборы включены в цену электроэнергии и, значит, в стоимость продукции, изготавливаемой с ее использованием. Таким образом, вся выпускаемая в стране продукция, то есть выручка (оборот), облагается еще налогом, ошибочно именуемым в Налоговом кодексе как НДС. К примеру, в 2019 г. оборот организаций страны составил 201,315 трлн. рублей, и по ставке 20% им оценочно начислили для передачи в бюджет 40,263 трлн. рублей. Эту сумму выплатило население страны, приобретая потребительские товары и услуги. Однако в федеральный бюджет поступило лишь 4,481 трлн. рублей или 11% начисленной суммы, что на 35,782 трлн. рублей меньше. Остальные деньги были присвоены субъектами хозяйственной деятельности в качестве узаконенного Налоговым кодексом «теневого дохода». Ликвидация псевдоНДС позволит прекратить вымогательство примерно 15 трлн. рублей, изымаемых у населения, и увеличить доходы консолидированного бюджета примерно на 20 трлн. рублей. Подробный анализ приведен в публикации:

«Эльвира Набиуллина утверждает, что инфляцию порождает расточительство населения. На самом же деле рост цен обусловлен игнорируемыми властями пороками законодательства». ——— Промышленные ведомости, №12, декабрь, 2021 г.

Отмена налога с выручки и увеличение вследствие этого доходов бюджета и населения, позволит также ликвидировать некоторые другие налоги, в частности, отменить налог на добычу полезных ископаемых. При сохранении прежних цен на минеральное сырье это позволит увеличить прибыль нефтегазовых и горнодобывающих предприятий.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru