Доходы узаконенного «теневого бизнеса» от присваиваемого НДС ежегодно составляют 80-90 трлн. рублей. Как прекратить поборы?
Моисей ГЕЛЬМАН,
кандидат технических наук
Что скрывается за НДС, который начисляют нам в магазинах за покупки
Как известно, Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Но, будучи субъектом индивидуальной предпринимательской деятельности, Остап все время рисковал нарушить Уголовный кодекс, так как не он его писал, хотя и чтил. Разработчики Налогового кодекса РФ и наши финансовые власти вот уже четверть века обходятся гораздо меньшим количеством «честных способов отъема денег у населения» и государства. Делают они это безбоязненно, узаконив вымогательство. При этом поражает масштабностью поборов налог по кличке «НДС», названный чужим именем для прикрытия доходов «теневого бизнеса». Как показано ниже, к примеру, в 2019 г. узаконенные «теневики» присвоили свыше 90 трлн. рублей этого налога. Как все это происходит?
Когда в магазине мы получаем кассовый чек с пропечатанной на нем благодарностью за покупки, то мало кто задумывается, что на самом деле скрывается за взимаемым с нас налогом, именуемым НДС. Расшифровывается эта аббревиатура как налог на добавленную стоимость, хотя таковым не является. Добавляется он к цене реализуемой продукции. С этого обмана и начинается узаконенный Налоговым кодексом «честный отъем денег у населения» и государства в пользу товаропроизводителей, спекулянтов, коррупционеров и лжеэкспортеров. Ведь из собираемого в качестве оброка с населения «НДС» в бюджет попадает лишь мизерная его часть. К примеру, в 2019 г. поступило лишь около 5%. Если начисляемые налоги не поступают в бюджет, а присваиваются субъектами хозяйственной деятельности, то такой бизнес называется «теневым», а неплательщиков привлекают к уголовной ответственности. Однако «теневой бизнес» с неуплатой начисляемого «НДС» почему-то был узаконен Налоговым кодексом.
Начисление «НДС» с добавлением его к цене реализуемой продукции указывается в платежных документах. В частности, в кассовом чеке указано, что НДС по ставке 20% (на некоторые продукты питания и лекарства она равна10%) начисляется с цены приобретенной продукции, то есть с ее рыночной стоимости, и покупатель платит за приобретенный товар с добавлением к ней этого налога. Согласно официальным документам Росстата в рыночную стоимость включены затраты на приобретенные предприятием ресурсы – природные, материальные и энергетические, которые понадобились для дальнейшего производства продукции, и добавленная стоимость, созданная при дальнейшем производстве продукции или его завершении на этом же предприятии на основе приобретенных ресурсов. Материальные ресурсы – это необходимые для производства продукции вещества, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, технологическое и транспортное оборудование и др.
Добавленную стоимость образуют денежные затраты предприятия при производстве продукции, исключая приобретенные им для ее изготовления ресурсы. Иначе говоря, добавленная стоимость – это стоимость затраченного данным предприятием труда в денежном выражении, благодаря которому продукция при ее изготовлении приобрела новые свойства по сравнению с использованными ресурсами. Добавленная стоимость в общем случае образуется из свободных оборотных денежных средств предприятия, полученных им кредитов, и прибыли. Их сумма должна обеспечивать требуемую рентабельность производства. При этом учитываются затраты на заработную плату работников, страховые платежи, которые предприятие выплачивает во внебюджетные фонды в размере 30% от фонда заработной платы, отчисления на амортизацию оборудования, уплачиваемые налоги, кроме так называемого «НДС», а также выплаты процентов по кредитам и дивидендов по акциям.
Как видим, «НДС» взимается не с добавленной, а с рыночной стоимости продукции, то есть с выручки (дохода) предприятия. Росстат не публикует данных о валовой (суммарной) выручке предприятий страны, на основании которой можно было бы оценить умыкаемую у населения, а также из доходов государства сумму псевдоНДС. Валовая выручка представляет собой сумму денежных средств, полученную (вырученную) предприятиями страны от продажи товаров и услуг за определенное время. Она включает все налоги, в том числе налог с выручки (псевдоНДС). Но Росстат публикует данные об обороте организаций (предприятий), который представляет собой валовую выручку, из которой исключен налог с выручки. К примеру, оборот организаций в 2019 г. составил 201,315 трлн. рублей. Если бы с него начислили только один раз налог с выручки по ставке 20%, то этот налог составил бы 40,263 трлн. рублей. Однако в федеральный бюджет в 2019 г. поступило лишь 4,481 трлн. рублей налога с выручки. Спрашивается, куда подевались остальные, как минимум, свыше 35 трлн. рублей, выплаченные в конечном итоге населением страны?
Аналогичную картину можно было наблюдать все предыдущие годы. Но до бюджета не доходит значительно большая сумма начисляемого налога с выручки. И вот почему. Согласно Налоговому кодексу псевдоНДС начисляют при реализации продукции, изготавливаемой каждым предприятием в кооперации со смежниками, и добавляют на каждом предприятии к ее цене. Поэтому одни и те же составляющие затрат облагаются этим налогом при изготовлении продукции многократно в геометрической прогрессии — процент от процента, а все начисленные в геометрической прогрессии псевдоНДС арифметически суммируются. Происходит это по числу предприятий в процессе многоэтапного производства. В результате формируется результирующий налог с выручки в арифметико-геометрической прогрессии. К примеру, в упрощенной цепочке производства хлеба «зерно-мука-хлеб» псевдоНДС на зерно начисляется трижды. В первый раз его начисляют при продаже зерна мукомольному комбинату, вторично — про продаже хлебозаводу муки, в стоимость которой включена цена зерна с «НДС», и в третий раз – при продаже выпеченного хлеба, в стоимость которого включена удвоенная цена зерна с «НДС». То же происходит с «НДС», начисленным на муку и хлеб.
Однако далеко не вся начисленная сумма поступает в доход бюджета. Согласно ст. 171 Налогового кодекса, из суммы псевдоНДС, которую каждое предприятие получает в дополнение к цене реализуемой им продукции, вычитается сумма псевдоНДС, которую предприятие само выплачивает сверх цены приобретаемой им продукции (ресурсов) для своего производства. Иначе говоря, при товарообмене происходит взаимозачет этого налога. Поэтому, в отличие от других налогов, в бюджет переводится не вся начисленная сумма псевдоНДС, а только небольшая ее часть, не скомпенсированная при взаимозачетах, то есть результат алгебраического суммирования. Сумму начисленного, но не переведенного в бюджет, псевдоНДС включают в цену реализуемой продукции, а значит — в ее оборот как части выручки. В итоге почти вся многократно начисленная на выручку сумма налога с выручки, выплачиваемая в итоге населением, попадает изготовителям, продавцам и перепродавцам продукции. В этом несложно убедиться, если сопоставить оборот организаций и ВВП.
ВВП — валовой внутренний продукт представляет собой валовую (суммарную) добавленную стоимость всех видов продукции, созданных в стране за определенное время, включая стоимость использованных для их производства природных ресурсов.
Это обобщающий показатель экономической деятельности страны, выражающий стоимость ВВП, обычно в рыночных ценах. В ВВП содержатся суммы всех налогов, перечисленных в консолидированный бюджет, кроме псевдоНДС. В обороте также содержатся суммы тех же перечисленных в консолидированный бюджет налогов. Но в обороте остается вся начисленная с выручки в арифметико-геометрической прогрессии сумма псевдоНДС, добавленная к цене продукции, которая не переводится в доход консолидированного бюджета. Поэтому если из годового оборота организаций вычесть годовой ВВП, то разницу составит добавленная к обороту упомянутая сумма псевдоНДС. В эту сумму входит также какая-то часть «НДС» за экспортную продукцию, выплаченная Налоговой службе, но еще не возвращенная, как это требуется, в отчетном периоде продавцам. Возвращаются деньги обычно спустя 6-12 месяцев в счет зачета следующих платежей.
К примеру, оборот организаций в 2019 г. составил 201,315 трлн. рублей. Если из него вычесть ВВП того же года в сумме 110,046 трлн. рублей, то получим 91,269 трлн. рублей. Эта часть оборота образована за счет многократно «накрученного» псевдоНДС, добавленного к цене реализованной продукции, но не поступившего в бюджет. Доход консолидированного бюджета в 2019 г. в виде всех собранных налогов составил 22,737 трлн. рублей, а без псевдоНДС – 18,256 трлн. рублей. Получается, сумма, не попавшего под взаимозачеты псевдоНДС и переведенная в доход консолидированного бюджета, равнялась 4,481 трлн. рублей, что составило лишь 4,9% (!) от всей начисленной суммы этого налога. Согласно данным Банка России экспорт в 2019 г. составил в рублевом эквиваленте 27,108 трлн. рублей, на эту сумму должны были начислить «НДС» в размере 5,421 трлн. рублей и возвратить ее экспортерам. Поэтому даже при немедленном возврате предприятиям этого налога за экспортную продукцию, «накрученный» на ее цену псевдоНДС составил бы в обороте не меньше 85,848 трлн. рублей.
Поборы в виде псевдоНДС, составившие в 2019 году оценочно 91,269 трлн. рублей, представляли собой оброк с населения и должны были кому-то достаться. Можно утверждать, что не перечисляемая в бюджет сумма псевдоНДС, которая приводит к «накручиванию» цен, достается в качестве дополнительного дохода товаропроизводителям, спекулянтам, перепродавцам товаров, фирмам, исполняющим фиктивные работы, и криминальному «теневому бизнесу». Используется этот оброк с населения также для криминального возврата «НДС» за лжеэкспорт, и в других случаях. Известно, в частности, что импортные фрукты, овощи и лекарственные препараты за счет спекуляций часто дорожают на 200-400%.
Доходы, «накрученные» за счет остающегося в обороте многократно начисленного и не поступившего в бюджет псевдоНДС, представляют собой выручку узаконенного «теневого бизнеса». Этот оброк ведет к снижению покупательной способности населения и его реальных доходов, сворачиванию товарного производства, сокращению доходов бюджета, вывозу капитала за рубеж, росту ценовой инфляции… . Согласно данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, скрытый от налогообложения доход криминальной «теневой» экономики, в 2017 году составил почти 19 трлн. рублей, а в 2018-м и в 2019 году превышал 20 триллионов. Доход же легализованной Налоговым кодексом «теневой» экономики, с которого не выплатили налог с выручки, в 2017 году превысил 66,7 трлн., в 2018-м – 88,2 трлн., а в 2019 году составил почти 91,27 трлн. рублей. Снижение темпа прироста «теневого» дохода в 2019 г., несмотря на увеличение псевдоНДС, можно объяснить влиянием на экономику пандемии.
Из приведенных данных видна вся абсурдность существования этого налога и «сизифова труда» по его учету. Столь бессмысленным делом занято около миллиона бухгалтеров в организациях страны и в самой Федеральной налоговой службе. Только на их годовую зарплату при средней месячной ставке 50 тысяч рублей тратится оценочно 600 млрд. рублей.
Ликвидация «теневого бизнеса», узаконенного Налоговым кодексом
Анализ показал, что вместо многократно начисляемого псевдоНДС, около 95% которого не поступает в бюджет, в интересах государства и населения необходимо взимать только истинный НДС. Этот налог в виде трех составляющих и сейчас взимается вместе с налогом с выручки. Как отмечалось, истинный НДС включает в себя заработную плату (доходы физических лиц), страховые взносы, выплачиваемые предприятиями во внебюджетные фонды, и прибыль предприятий, из которой выплачиваются дивиденды по акциям и проценты по кредитам. Если ликвидировать налог с выручки, около 95% которого не попадает в бюджет, то нынешний сбор НДС можно значительно увеличить. Одновременно существенно снизится налоговая нагрузка на население, вследствие чего повысятся его реальный доход и покупательная способность, а увеличение потребительского спроса приведет к увеличению товарного производства. Это подтверждается оценочными расчетами.
К примеру, в 2018 г. ВВП составил 103 626 млрд. рублей, а сумма выплаченного в бюджет истинного НДС, в который входят налог на прибыль, налог на доход физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы, составила 14 168 млрд. рублей. Вместе с поступившими после взаимозачетов в бюджет «остатками» псевдоНДС в размере 3 761 млрд. рублей, сумма в 17 929 млрд. рублей упомянутых четырех налогов составила относительно ВВП около 17%. Если отменить налог с выручки, и для компенсации этого выпадающего дохода установить единую ставку для составляющих НДС в 20%, то в бюджет поступило бы 20 725 млрд. рублей или на 2 796 млрд. рублей больше.
Аналогичный эффект был бы достигнут и в 2019 г., когда ВВП составил 110,046 трлн. рублей, а сумма выплаченного в бюджет истинного НДС, в который входят налог на прибыль, НДФЛ и страховые взносы, составила 15 535 млрд. рублей. Вместе с поступившими после взаимозачетов в бюджет «остатками» псевдоНДС в размере 4 481 млрд. рублей, сумма в 20 016 млрд. рублей упомянутых четырех налогов составила относительно ВВП около 18%. Если отменить налог с выручки и для компенсации этого выпадающего дохода установить единую ставку для составляющих НДС в 20%, то в бюджет поступило бы 21 092 млрд. рублей или на 3 163 млрд. рублей больше.
Таким образом, вместо четырех налогов — налога с выручки, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов выплачивался бы только один НДС. Он взимался бы, как и сейчас, лишь однажды. При этом для всех трех его составляющих – прибыли, НДФЛ и страховых взносов была бы установлена единая налоговая ставка в 20%, как и нынешняя ставка для прибыли. Для объективности учета фактической заработной платы, выплачиваемой работодателем, целесообразно формально увеличить ее на сумму страховых взносов и взимать налог с их суммы как с дохода работника. При этом число составляющих НДС сократится до двух, что дополнительно упростит и удешевит бухгалтерские операции на предприятиях и в Федеральной налоговой службе.
Итак, ликвидация налога с выручки, около 95% которой присваивают изготовители, продавцы и перепродавцы продукции, приведет к ликвидации этого оброка с населения. При этом налоговая нагрузка на население снизится в ценах 2017-го, 2018-го и 2019 г. более чем на 66,7 трлн., 88,2 трлн. и 91,2 трлн. рублей, соответственно. Тогда за счет частичного уменьшения выигрыша населения можно было бы увеличить налог с продаж потребительской продукции и услуг в размерах, позволяющих дополнительно увеличить доходы консолидированного бюджета, допустим, на 20 трлн. рублей.
Налог с продаж потребительской продукции, он же налог с конечной выручки в розничной торговле, который ошибочно официально именуют НДС, сейчас составляет 20%, а на некоторые продукты питания и лекарства – 10%. Налог с конечной выручки в розничной торговле тоже назвали «НДС», чтобы можно было его остатки после взаимозачетов в «рознице» направлять в федеральный бюджет, а не делиться, как это было прежде, с региональными бюджетами.
После ликвидации псевдоНДС продавцы и перепродавцы продукции не снизят цены, так как добровольно наверняка не захотят их скорректировать, чтобы сохранить свои нынешние доходы. Поэтому при ликвидации оброка с населения в виде спекулятивно повышенных цен и, тем самым, ликвидации сверхприбыли продавцов и перепродавцов продукции за счет этого оброка, потребуется ограничить их прибыль. Этого можно добиться законодательным нормированием прибыли товаропроизводителя относительно себестоимости его продукции и нормированием прибыли перепродавца приобретенной продукции относительно ее стоимости у изготовителя.
Норма прибыли должна дифференцироваться в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия с переводом сверхнормативной прибыли в доход бюджета. При этом снижение нормы прибыли ограничит возможности спекулятивной продажи и перепродажи продукции. Все это позволит постепенно существенно замедлить рост ценовой инфляции, а также стабилизировать и гармонизировать цены. В таком случае ставки объединенного НДФЛ и налога на прибыль будут различаться.
Ликвидация налога с выручки и введение вместо него значительного меньшего по сумме налога с продаж на потребительские товары, приведет, как отмечалось, к существенному увеличению доходов консолидированного бюджета. Налог с продаж будет распределяться между федеральным и региональными бюджетами. При существенном увеличении доходов консолидированного бюджета, допустим, на 20 трлн. рублей, можно будет ликвидировать налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. В 2019 г. НДПИ совместно с некоторыми сборами за пользование недрами составил 6,258 трлн. рублей. Взимается он вместе с налогом с выручки. При ликвидации НДПИ снизятся затраты горнодобывающих и нефтегазовых компаний, что позволит снизить цены на природные ресурсы нормированием прибыли, как описано выше, и дополнительно уменьшится налоговая нагрузка на население. А пока правительство увеличивает поборы с населения так называемым «налоговым маневром». Для этого на протяжении нескольких лет оно постепенно снижает вывозные пошлины на экспорт минерального сырья, увеличивая тем его конкурентоспособность на внешнем рынке за счет внутренних потребителей, и увеличивает НДПИ.
Ликвидация налога с выручки с увеличением при этом доходов бюджета позволила бы не прибегать к увеличению возраста выхода на пенсию и увеличить пенсионные выплаты. Скорректированную систему налогообложения можно было бы использовать в странах Евразийского экономического союза, чтобы несколько выровнять условия хозяйствования на единой таможенной территории.
Но при всех выгодах предлагаемых изменений возникают серьезные сомнения в их осуществлении. Ведь тогда кому-то придется признать, что по их недосмотру или умыслу много лет процветает легализованный «теневой бизнес»…