ЧЕЛОВЕК–ЛЕГЕНДА К 110-летию со дня рождения Н. А. Доллежаля

 Кончина 20 ноября 2000 года всемирно известного ученого Николая Антоновича ЧЕЛОВЕК–ЛЕГЕНДА К 110-летию со дня рождения Н. А. ДоллежаляДоллежаля, которому тогда исполнился 101 год, потрясла очень многих. Выдающийся ученый в области теплотехники и энергетики, главный конструктор первых советских реакторов, создатель ряда уникальных реакторных установок, академик АН СССР, затем РАН, профессор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий, кавалер шести орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, Золотой медали имени Курчатова. Это все Николай Доллежаль, один из немногих, кого еще при жизни современники назвали человеком-легендой.

Он умер в  день официальных торжеств по случаю 170-летия МВТУ им. Н. Э. Баумана —  Бауманского технического университета.  Из этих 170 лет 70 были годами  Доллежаля. Не случайно, что именно с  поступления в Бауманку начинается его биография. О себе Николай Антонович в июне 1964 года написал:

«Родился 27 октября 1899 г. (по новому стилю) в семье земского инженера. До 1913 года проживал в Днепропетровске, а с 1913-го – в Подольске, где учился в реальном училище. В 1917 году поступил в Московское высшее техническое училище, которое окончил в 1923 году со званием инженера-механика.

Будучи студентом, работал с 1919 года на Подольском паровозном заводе конструктором, а по окончании МВТУ – инженером. Осенью 1923 года перешел на работу в Управление подмосковного каменноугольного бассейна инженером-конструктором. В это же время был избран ассистентом кафедры теплотехники Института народного хозяйства им. Плеханова, где по совместительству приступил к занятиям в 1924 году. В январе 1925 года перешел на работу в акционерное общество «Тепло и Сила», проработав там в различных должностях (инженера-конструктора, монтажного инженера, заведующего техническим бюро, зам. начальника проектного отдела) до октября 1930 года.

В 1929 году был в научной командировке в Германии, Чехословакии, Австрии. С января 1932 по октябрь 1933 года работал в Особом конструкторском бюро № 8 заместителем главного инженера, оттуда перешел в «Гипроазотмаш» (Ленинград) техническим директором (зам. директора по научной части). В это же время был назначен заведующим кафедрой химического машиностроения в Ленинградском политехническом институте. В октябре 1934 года меня перевели на работу в «Химмаштрест» (Харьков) главным инженером и заместителем управляющего.

В апреле 1935 года был назначен членом Технического совета при Наркомате тяжелой промышленности, в ноябре 1935 года – главным инженером завода «Большевик» (Киев), откуда в июне 1938 года перевели в «Главхиммаш» (Москва) заместителем главного инженера. В декабре 1938 года перешел на работу в научно-исследовательский институт ВИГМ, где проработал до июля 1941 года. С этого времени по сентябрь 1942 года – главный инженер Уральского завода тяжелого машиностроения (Свердловск).

В сентябре 1942 года был назначен главным инженером, а затем директором и научным руководителем вновь созданного Научно-исследовательского института химического машиностроения (НИИхиммаш, Москва) с одновременным исполнением обязанностей директора завода № 846. В сентябре 1952 года по решению СМ СССР назначен директором вновь создаваемого Специального института».

В НИИхиммаш впервые реализуется давняя идея Николая Антоновича о комплексном научно-исследовательском и конструкторском институте с развитой экспериментальной, научной и производственной базой. Успешная реализации этой идеи, знания и опыт сотрудников, умение решать нестандартные инженерные задачи и способность к работе в экстремальных условиях — вот, очевидно, те факторы, которые были приняты во внимание, когда в 1946 году Н. А. Доллежаля и возглавляемый им коллектив привлекли к работам по созданию атомного оружия.

В институте были разработаны первые промышленные ядерные реакторы для производства оружейного плутония (агрегаты А, АИ) – водографитовые установки с вертикальным расположением графитовых колонн и каналов водяного охлаждения. После успешных испытаний атомной бомбы летом 1949 года коллектив НИИхиммаш приступил к разработке энергетических реакторов для корабельных установок.

Специальный институт НИИ-8, который в 1952 году возглавил Николай Доллежаль, став также и его научным руководителем, был призван обеспечить, наряду с продолжением ранее развернутых в НИИхиммаш работ по промышленным и энергетическим реакторам, разработку ядерной энергетической установки для первой отечественной атомной подводной лодки. Ныне это известный Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ) имени Н. А. Доллежаля, которым он руководил 34 года.

Институт Н. А. Доллежаля проектировал реакторы различного назначения – энергетические, промышленные и исследовательские. В 1958 году был пущен в эксплуатацию двухцелевой реактор ЭИ-2 на Сибирской АЭС, вырабатывавший одновременно электроэнергию в промышленных масштабах и оружейный плутоний. В 1964 и 1967 годах были пущены реакторы серии АМБ на Белоярской АЭС – первой «большой» АЭС в советской энергетике. Впоследствии институт Н. И. Доллежаля и институт И. В. Курчатова совместно создали энергетические реакторы РБМК.

Разработанные в НИКИЭТ первый промышленный ядерный реактор, первая ядерная силовая установка для первой советской атомной субмарины, первая в мире атомная электростанция, введенная в эксплуатацию в 1954 году, серия энергетических реакторов большой мощности для Ленинградской, Курской, Смоленской, Игналинской и других АЭС, исследовательские реакторы, которые по сей день работают в нашей стране и во многих странах за рубежом, и многое, многое другое — все это связано с участием Доллежаля. И еще Доллежаль — это знаменитая школа конструкторов ядерной техники, одна из лучших в мире.

Судьба человека отражает то время, в котором он живет. Доллежалю пришлось в полной мере испытать превратности своего времени. Очень непростого. «Несмотря на все трудности, возглавлявшийся им НИКИЭТ выстоял в непростые годы, даже в чем-то стал сильнее», — говорил в год 100-летия Н.А.Доллежаля министр Евгений Адамов, его преемник на посту руководителя института. — Это стало возможным благодаря поддержке, пониманию Доллежалем проблем, благодаря коллективу института, его способности к продолжению и развитию множества направлений в атомной энергетике, которые начаты Доллежалем и считаются лучшими его достижениями».

Ученый-атомщик Николай Доллежаль об атомной отрасли, кажется, думал постоянно. О ней он размышлял и в своем последнем прижизненном интервью, которое было опубликовано за год до его кончины: «Если оглянуться в прошлое и поверить науке, то человечество за один XX век нанесло природе вреда больше, чем за всю историю своего существования. Поскольку энергетика – один из очень мощных источников нанесения ущерба природе, она будет, очевидно, кардинально пересмотрена в техническом отношении. Вся идеология развития энергетики в XXI веке, несомненно, будет идти под лозунгом: «Не навреди природе».

Что же касается атомной энергетики, то она, конечно, одна из самых чистых с точки зрения природы, если бы не было радиоактивных отходов. Когда человечество научится утилизировать эти отходы, не вредя природе, для атомной энергетики путь будет полностью открыт. Но совсем не в такой форме, как сейчас. Я не думаю, что будут строиться станции-гиганты.

Вероятно, когда-нибудь признают, что строительство мощных высоковольтных линий передачи с огромными магнитными полями, влияние которых на природу пока еще не изучено, нецелесообразно и введут какие-то ограничения. Тогда могут возникнуть очень небольшие установки, работающие на использовании атомной энергии, которые будут применяться в городах, безвредные для людей и не травмирующие их психику. Ибо хотите вы того или нет, но сейчас есть люди, которые психологически отвергают атомную энергетику, считая ее вредной. Это, конечно, заблуждение, но с ними надо считаться. Поэтому развитие отрасли пойдет, видимо, прежде всего, в направлении сохранения природы».

Это высказывание, надо полагать, объясняет, почему Н. А. Доллежаль всегда проявлял большой интерес не только к научной, но и к преподавательской работе, прекрасно осознавая значимость подготовки новых специалистов на смену уходящим и мыслящим современно. Уже в 1930 годы без отрыва от основной работы он помогает создать кафедру химического машиностроения в Ленинградском политехническом институте, возглавляет ее и читает курс лекций по компрессорам высокого давления.

Этот же курс Доллежаль продолжает читать в 1944 году в «альма-матер» – МВТУ им. Н. Э. Баумана. Заботясь о будущем реакторостроения, Н. А. Доллежаль в 1961 году создает и почти 25 лет руководит кафедрой «Энергетические машины и установки» в МВТУ им. Н. Э. Баумана, которая готовит конструкторов ядерных энергетических установок различного назначения.

Многие учили физику по Доллежалю. Его учебники переходили от поколения к поколению, объясняя строение мира и его законы. А он еще доказал, что физика не отделима от лирики, положив традицию читать студентам наизусть Пушкина. Не любил бюрократов и приглашал студентов говорить о физике и лирике за чашкой чая. Как знать, возможно, именно из этих бесед и родились замыслы многих книг и научных работ, написанных им с той же страстью, с какой он занимался ядерными реакторами и ходил на лыжах.

Он стал легендой при жизни. Тем, наверное, значимее то, что Доллежаль сказал в своем последнем интервью о человеке будущего: «Мне кажется, люди в XX веке по сравнению с теми, кто жил в XIX, стали хуже, так как понятие «порядочность» перестало играть первостепенную роль. Поэтому мне представляется, что в будущем люди должны найти пути для своего исправления. Как это сделать? В этом смысле, наверное, и законы священных писаний смогут прийти на помощь. Хорошо помню, раньше, до революции, это особенно касалось воспитания нравственности, без которой человек не может стать человеком с большой буквы. Мне кажется, что в будущем к этому надо вернуться». Старейшина российских академиков Н. А. Доллежаль до последних дней продолжал жить заботами созданного им института, щедро делясь бесценным опытом с преемниками и активно участвуя в поисках решения тех вопросов, которые ставят сегодня перед атомщиками развивающиеся отрасли промышленности, наука и техника.

По материалам НИКИЭТ и сборника «Чернобыль: долг и мужество»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru