Центробанк как драйвер «развития» российской экономики

Евгений Коган,

президент инвестгруппы «Московские партнеры»

Невольно задумался: почему в условиях снижающейся процентной ставки стоимость кредитования для малого и среднего бизнеса практически не меняется? Речь о финансовом рынке, а не о специальных госпрограммах. Для «крупняка», разумеется, она неуклонно снижается. Сегодня даже без госдотаций крупные корпорации могут спокойно кредитоваться под 8-8,5% годовых. А вот для остальных как стоили кредиты 16-18% год назад, так и стоят сегодня. Почему так происходит? Причина в нашем ЦБ, который делает все, чтоб кредитование независимого частного, относительно небольшого, бизнеса было крайне затруднительным. 

Во-первых, ЦБ установил высокие требования по залогам. Более того, есть неофициальное указание ЦБ, что при расчёте риска залоги клиента в расчет не берутся (!!!). То есть вы понимаете какой бред получается? К примеру, бизнесмен закладывает под получаемый в банке кредит свою недвижимость или сельскохозяйственную землю. Однако ЦБ не признает эти залоги и предлагает себя в качестве их единоличного оценщика. Критерии оценки не оглашаются. Таким образом создается большой простор для творчества и фантазии. В противном случае, извольте господа хорошие дорезервироваться или прощайтесь с лицензией. 

Во-вторых, ЦБ резко ограничил ломбардный список. Фактически этот список настолько похудел, что сегодня получить быстрое рефинансирование от ЦБ можно только под госбумаги  или под «голубые фишки». Таким образом, выдаваемые среднему бизнесу кредиты банки не в состоянии рефинансировать. 

Давайте на секундочку зададим вопрос: а как построена система кредитования в любой другой стране мира? Очень понятно и просто. Банки дают кредиты компаниям или физическим лицам, а потом кредиты рефинансируются через выпуск CLN или бондов. CLN — производный финансовый инструмент, аналогичный облигации, привязанной к кредитному договору. С его помощью банк получает возможность управлять кредитными рисками путём рефинансирования выданного кредита и передавать связанные с ним риски третьим лицам — инвесторам. Доходность по выпускаемым инструментам напрямую зависит от базовой процентной ставки. Таким образом, при снижении ставки рефинансирования, стоимость кредитования снижается. И только у нас в стране все это сегодня хотя формально не запрещено, но практически невозможно, хотя ЦБ и разрешает выпуск подобных инструментов. 

Итак, для банков нет никакой проблемы рефинансировать кредиты для «крупняка». А остальные — уж извините!  И получается забавная картина маслом: ставка понижается, а кредит для небольших компаний или запредельно дорогой, или вообще невозможный. Поэтому выводы напрашиваются очень невеселые.

ЦБ активнейшим образом проводит делевередж — снижение темпов кредитования экономики. То есть весь мир развивается в основном за счет комфортного для бизнеса кредита. У нас же все наоборот: ЦБ для среднего и мелкого бизнеса создает невыносимые условия кредитования. Конечно, есть специальные госпрограммы дешевого кредитования для бизнеса. Но не проще ли делать все так, как делает остальной мир? В итоге, декларируя необходимость помощи бизнесу, ЦБ на самом деле во многом препятствует этому.

Осуществляя такую политику, ЦБ не предлагает альтернативных вариантов финансирования бизнеса,  например, через развитие, точнее, возрождение парадигмы капитализации и развития фондового рынка. 

Проводя такую политику, ЦБ фактически способствует дальнейшему увеличению доли государства в экономике. Ну что же, скоро подавляющее большинство населения будет на 100% либо зависеть от государства, либо вынуждено будет стать госслужащими. Ну как, например, в Египте. 

Обалденная перспективочка! 

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru