«БЫТИЕ определяет сознание» или наоборот, «бытие определяет СОЗНАНИЕ»?

Почему в стране в изобилии строят дорогие храмы, а в Москве вот уже как 10 лет закрыт на реконструкцию единственный в России Политехнический музей?

Как известно, житие-бытие Карла Маркса, разработавшего теорию буржуазного капитализма, оплачивал его друг и единомышленник Фридрих Энгельс. Причем оплачивал из заработанных им средств. Это нормально. Можно сказать, что Маркс был наемным работником Энгельса, и они зарабатывали для своих потомков будущие гонорары. А можно сказать, что Энгельс был филантропом, подобно Зимину.

У нас сочинения Гайдаром и его единомышленниками «оригинальной» теории феодального капитализма оплачивали и продолжают оплачивать тоже филантропы, но филантропы поневоле. Это в основной своей массе не единомышленники Гайдара, Чубайса и прочей подобной, всплывшей с «перестройкой» на поверхность, публики, а нищее и чуть побогаче на два рубля население страны. Но если аксиому «БЫТИЕ определяет сознание», сформулированную Марксом, классики воспринимали однонаправлено, то у нас воспринимается она двусмысленно, неоднозначно, с возможностью ее трактования в обе стороны, как в оригинале на немецком языке, так и в дословном переводе на русский. На самом же деле, аксиома должна звучать императивом «Бытие управляет сознанием», чтобы жизнь людей становилась лучше, а не наоборот. Но для этого государство должно создавать соответствующие условия, которые способствуют всестороннему стабильному развитию страны и ее народов, а не селекции сравнительно небольшого числа миллиардеров и коррупционеров.

Под устойчивым развитием понимается способность государства к расширенному воспроизводству совокупного национального капитала воспроизводством его составляющих. К ним относятся основные производственные фонды, природные ресурсы, а также люди с их знаниями и умением воспроизводить себе подобных, а также создавать новые знания, материальные ценности и прочие средства, необходимые для жизнеобеспечения населения и развития государства. Основой совокупного капитала является трудоспособный, профессионально образованный, человек. За свой труд он должен получать вознаграждение, необходимое для воспроизводства ресурсов, затрачиваемых для трудовой деятельности, с учетом затрат на выращивание для замены себе хотя бы одного потомка, а также выплат налогов. Однако в Российской Федерации, конституционно провозглашенной социальным государством, дела с достойной, то есть материально, социально и биологически обоснованной оплатой труда большинства наемных работников, обстоят неважно. Хотя платежеспособный спрос населения на товары и услуги является основным приводом существования и развития экономики, от которого во многом зависят объемы материального производства и воспроизводства, и наполнение казны. Ведь промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребована в производстве потребительской продукции и услуг.

Формирование достойного бытия человека, чтобы он был способен производить и воспроизводить материальные блага, во многом обеспечиваются его обучением сначала в школе, а затем – профессии. Все это в идеале должно сопровождаться всесторонним культурным развитием индивидуума, чему во многом способствуют национальные хранилища знаний – библиотеки и музеи.

Одним из старейших мировых хранилищ достижений науки, техники и технологий является Политехнический музей в Москве. Он был первоначально создан из фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 2010 г. начали его реконструкцию, которую планировали завершить в 2017-м, а теперь продлили до… 2025 года. На время затянувшейся реконструкции лишь малую часть экспонатов в виде выставочной экспозиции разместили в технополисе «Москва» на небольшой территории бывшего АЗЛК в Текстильщиках. Там же поместили небольшую часть фондов Политехнической библиотеки, которой в 2022 году исполнится 158 лет. Это одно из крупнейших в мире хранилищ научной и технической литературы. Сегодня ее фонд насчитывает свыше 3,5 миллионов экземпляров книг и журналов, изданных в XVI–XXI веках на русском и многих иностранных языках. Мне довелось много времени проводить в этой библиотеке, где сама аура побуждала окунаться в мир знаний и размышлений.

Музей и библиотека располагались в нескольких зданиях на Новой площади, и занимали целый квартал. Они были всегда заполнены, что подтверждало аксиому Маркса о бытие, управляющим нашим сознанием. Неспроста в советские времена наибольшие конкурсы были в инженерные вузы. Реальный сектор экономики производил до 70% ВВП, тогда как сейчас — порядка 35%. Дорога в инженеры у многих начиналась тогда с технических кружков многочисленных Дворцов пионеров и станций юных техников. Сам прошел этот путь. И на этой дороге многие пути пересекались с Политехническим музеем. Там воочию можно было, к примеру, ознакомиться с историей многовекового развития систем связи – от семафорного телеграфа до интернета.

С уничтожением Советского Союза почти все учреждения детского технического творчества позакрывали. А огрызки Политехнического музея на задворках ликвидированного АЗЛК напоминают надгробный памятник советской промышленности, которая производила не только калоши. Так как сущность прежнего базиса и идеология нашего бытия значительно изменились, то власти, вслед за горбачевской «перестройкой», положившей начало развалу страны, начали перестройку сознания общества путем зачастую малограмотной пропаганды. Одним из ее видов является религиозная, а обучение учащихся системному мышлению подменили зубрежкой ответов ЕГЭ. Однако, судя по нарастающей деградации морали, этики и образования нынешнего общества, они существенно отстают от запросов советских времен.

Я с большим уважением отношусь к чувствам ИСТИННО верующих, каковых, оценочно, в стране насчитывается порядка 10-20%. По утверждению властей в стране не хватает бюджетных денег. Почему же, когда за счет «оптимизации» расходов урезаются затраты на пенсии, здравоохранение, науку, образование и прочие социальные нужды, оплачивается строительство новых храмов и содержание церковных иерархов?

Моисей ГЕЛЬМАН

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru