Будут ли товары для детей безопасными? / Экспертная группа редакции «ПВ»

Идеологи Федерального закона «О техническом регулировании» внушают обществу, что только разработка и принятие технических регламентов позволит резко повысить качество и безопасность продукции, защитит рынок от контрафактной продукции, сделает процедуры взаимодействия бизнеса и власти, государственного надзора и контроля абсолютно прозрачными и ясными.

Так ли это на самом деле? Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим проект одного из специальных технических регламентов — «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Решает ли он весь комплекс проблем, связанных с безопасностью детских товаров? Внимательное ознакомление с проектом позволяет сделать однозначный вывод: нет, не решает.

Первые вопросы и сомнения возникают уже при ознакомлении с пояснительной запиской к проекту регламента. Его разработчиком является НИИ швейной промышленности, организация, вне всяких сомнений, известная, уважаемая и заслуженная в своей сфере деятельности. Но к вопросам обеспечения безопасности товаров для детей, за исключением текстильных изделий, она имеет весьма отдаленное отношение.

А к разработке такого регламента, как представляется, должны привлекаться ведущие научные институты и организации Российской академии медицинских наук, Минздравмедпрома, Роспотрбнадзора, специализирующиеся на комплексном решении вопросов гигиены детей и подростков и безопасности детских товаров, обладающие необходимым для этого научным потенциалом, опытом работы и в полной мере ответственные за разработку нормативных требований в данной области.

Руководитель Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго М. Глазатова на одном из многочисленных семинаров по техническому регулированию заявила: «Все, кого мы привлекаем (к разработке регламентов), это просто исключительно научные организации с мировыми именами, буквально так». Но, видимо, Институт гигиены детей и подростков РАМН, многие годы плодотворно работающий в сфере обеспечения безопасности товаров для детей, к научной организации с мировым именем, по мнению г-жи Глазатовой и организаторов соответствующего конкурса из Минпромэнерго на право разработки данного технического регламента, не относится.

Чего здесь больше: некомпетентности организаторов конкурсов или некоторых известных российских особенностей их проведения? Ответ на этот вопрос мы вряд ли получим.

Вернемся к проекту регламента и рассмотрим отдельные его положения с точки зрения их соответствия требованиям законодательства, в том числе самого Закона «О техническом регулировании» (далее Закон).

Статья 7 Закона устанавливает нормы, согласно которым технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования по безопасности. Это важное положение, учитывая насыщенность рынка разнообразными группами товаров, предназначенных для детей и подростков. К сожалению, разработчики проекта регламента оставили вне рамок его действия значительную часть продукции для детей и подростков, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, в том числе, ввозимую из-за рубежа.

Так, проект не распространяется на продукцию, предназначенную для передвижения ребенка, предметы для пеленания, детские средства гигиены полости рта… Отсутствуют также требования по обеспечению безопасности мебели и парфюмерно-косметической продукции, предназначенных для детей и подростков. Указания, что они будут отражены в иных регламентах, нельзя признать обоснованными.

Принципы и требования по обеспечению безопасности детской мебели и парфюмерно-косметической продукции, как составной части среды обитания ребенка, должны полностью соответствовать общим принципам, целям и задачам обеспечения безопасности продукции для детей и подростков, на решение которых и направлен рассматриваемый проект регламента.

Вместе с тем проект не соответствует пункту 1 статьи 7 Закона, согласно которому технические регламенты устанавливают необходимые требования по безопасности излучений, биологической безопасности, взрыво- и пожаробезопасности, механической, радиационной, термической и химической безопасности.

Отсутствуют также перечень и характеристики потенциально опасных факторов химической, физической, биологической и иной природы, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье детей различных возрастных групп при использовании ими определенных видов продукции детского ассортимента, и в отношении которых устанавливаются требования по безопасности.

Проект вообще не содержит требований по безопасности для целого ряда физических и биологических факторов (допустимые уровни напряженности электромагнитных полей, локальной вибрации, микробиологической безопасности игрушек, удельной активности радионуклидов). Они в настоящее время регламентируются действующими нормативными документами, утвержденными Роспотребнадзором, но с середины 2010 г., как известно, перестанут действовать.

Надо сказать, что проект не в полной мере отвечает и целям принятия технических регламентов, установленным статьей 6 Закона, согласно которой они принимаются, в том числе, в целях защиты жизни и здоровья детей.

В сопроводительных материалах отсутствуют данные об использовании при подготовке проекта регламента результатов социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков, которые позволяют оценить обоснованность комплекса мер по обеспечению безопасности предназначенной для них продукции. Ряд требований по безопасности не увязан с оценками состояния здоровья детей и подростков.

Представляется не обоснованным отсутствие требований к эргономическим показателям продукции, выполнение которых предотвращает развитие у детей патологии костно-мышечной системы и зрения. Отсутствует даже термин «безопасность продукции для детей и подростков» и его определение.

Вместе с тем проект регламента не в полной мере отражает современные научно-методические подходы к оценке и обеспечению безопасности товаров детского ассортимента. По результатам исследований, проведенных РАМН в 2005-2006 гг., перечень контролируемых химических соединений, содержащихся в продукции и представленный в таблице проекта, нуждается в расширении за счет включения в него алкилфенола, диметилфенола, дихлорфенола и ряда других соединений.

Тем самым проект фактически «замораживает» ряд количественных критериев безопасности продукции для детей и подростков и не содержит правовых механизмов, обеспечивающих возможность оперативного внесения изменений в перечни контролируемых показателей безопасности с учетом изменений номенклатуры продукции и материалов.

Проект регламента также противоречит статье 7 Закона и статье 16 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации и предназначенная для реализации населению, допускается к ввозу только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Однако проектом процедуры оформления санитарно-эпидемиологического заключения на такую продукцию не установлены. Проект противоречит и требованиям статьи 37 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554.

В соответствии с действующими нормативными документами степень безопасности детской одежды определяется гигиенической классификацией, где основными классифицирующими элементами являются площадь контакта с кожей, возраст пользователя и продолжительность непрерывной носки, при этом изделия в зависимости от значения классифицирующего показателя подразделяются на 4 класса.

Но в проекте регламента использована иная классификация — показатели, характеризующие безопасность одежды, устанавливаются в зависимости от возраста пользователя и функционального назначения одежды, и изделия подразделяются на 3 класса — одежда первого, второго, третьего слоя. Кроме того, в проекте изменены требования к книжно-журнальной продукции для детей и подростков — использована иная, чем принятая в настоящее время гигиеническая классификация.

Предлагаемые изменения гигиенических принципов и требований обеспечения безопасности одежды и книжно-журнальной продукции в соответствии с действующими нормативными правовыми актами нуждаются в обосновании с привлечением специализированных научно-исследовательских центров Роспотребнадзора и РАМН с последующим согласованием с Роспотребнадзором.

Спрашивается, можно ли после этого не опасаться за здоровье и жизнь подрастающего поколения?                                                                                        

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru