Барьеры для иностранного бизнеса на рынках Евросоюза / Экспертная группа редакции

С начала июня 2007 года вступил в силу Регламент Европейского союза REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals – регистрация, оценка и выдача разрешений на производство и использование химических веществ). При этом выделено время для постепенного перехода к новому нормативному документу от существующего химического законодательства.

Основная цель REACH – обеспечить высокий уровень защиты здоровья человека и окружающей среды, включая содействие альтернативным методам оценки опасности химических веществ, а также регламентация их обращения на внутреннем рынке Европейского союза. Этим документом затрагиваются предприятия стран Евросоюза, производящие, поставляющие или импортирующие свою химическую продукцию на европейский рынок в объеме свыше одной тонны в год.

Под действие REACH попадают все химические вещества, которые производятся, импортируются, вводятся на рынок или используются внутри Европейского союза как сами по себе, так и в смесях или изделиях, за исключением веществ, выведенных из-под действия этого документа. Поэтому регламент затрагивает интересы не только химической промышленности, но и металлургии, автомобилестроения, производства неорганических веществ, промышленности строительных материалов, производства целлюлозы, электроники и других отраслей.

Ответственность за реализацию основных положений REACH несет Европейское химическое агентство, которое размещено в Хельсинки. Агентство управляет регистрацией, проводит оценку технического досье и координирует процесс оценки веществ, и принимает решения относительно этих оценок.

В настоящее время Европейская комиссия в сотрудничестве с государствами-членами ЕС, промышленностью и другими заинтересованными сторонами выполняет подготовительную работу для обеспечения плавного перехода от существующего химического законодательства к введению REACH, для чего разработана промежуточная стратегия реализации регламента.

REACH накладывает определенные обязательства на всех производителей, импортеров, дистрибьютеров и потребителей химической продукции по соответствующим производственным цепочкам внутри Европейского союза, а также на «специальных представителей», учрежденных в Европейском союзе производителями третьих стран, экспортирующими свою продукцию на европейский рынок. При этом «специальный представитель» будет нести юридическую ответственность по выполнению всех обязательств импортеров в рамках REACH.

В случае если российские предприятия откажутся или не смогут соблюдать нормы и правила REACH по всему циклу той или иной производственной цепочки, доступ для российского экспорта на рынки стран Евросоюза будет ограничен или закрыт. Поэтому данный регламент может стать нетарифным барьером при доступе российской продукции на рынок Европейского союза и соответствующим образом повлияет на торговые отношения между Россией и ЕС.

Его введение противоречит не только положениям «Дорожной карты» по общему экономическому пространству, но и Соглашению по техническим барьерам в торговле ВТО. В соответствии с данным соглашением нормативные документы не должны создавать или приводить к излишним препятствиям в торговле.

По некоторым оценкам, затраты на регистрацию одного вещества, входящего в состав продукции, могут составить до 500 тысяч евро, что негативно повлияет на возможности выхода на рынок ЕС продукции не только малого и среднего, но и крупного бизнеса.

В настоящее время Европейским химическим агентством ведется разработка инструкций, разъясняющих порядок применения REACH. К сожалению, в России отсутствуют как аутентичный перевод регламента, так и проекты упомянутых инструкций. Вызывает озабоченность и отсутствие гармонизированных с международными требованиями национальных стандартов, регламентирующих единые требования по безопасности продукции. А МЭРТ, отвечающий за подобные проблемы, занят бесконечным прогнозированием того, что не сбывается.

Между тем, недавно, как сообщила Financial Times, в конфиденциальном рабочем документе Еврокомиссии предложен ряд мер по ограничению доступа иностранных компаний также и в энергетический сектор ЕС, в особенности к распределительным сетям природного газа и электроэнергии.

Один из рассматриваемых вариантов – это «положение об обоюдности», согласно которому в ЕС не будут допускаться такие страны, как Россия или Саудовская Аравия. Требование об обоюдности может болезненно ударить по «Газпрому», который уже владеет рядом активов и пакетов акций в ЕС.

Ожидается, что Еврокомиссия вновь заявит о своей поддержке идеи разукрупнения владений – то есть, чтобы распределительные сети газа и электроэнергии принадлежали одним собственникам, а компании, которые генерируют энергию или поставляют энергоносители, – другим. Против политики разукрупнения выступают некоторые государства-члены ЕС и депутаты Европарламента, заявляя, что выделение распределительных сетей в самостоятельные компании, возможно, сделает их беззащитными перед поглощениями со стороны иностранцев.

В другом внутреннем документе Еврокомиссии, с которым ознакомились журналисты FT Deutschland (немецкой версии Financial Times), сказано, что Евросоюзу может «нанести ущерб стратегия третьих стран, направленная на господство на рынках ЕС не только в области поставок, но и путем приобретения сетей». В документе содержится открытое предостережение о возможности ситуаций, «когда инвестиции диктуются не экономическими, а иными мотивами».

Как отмечает The Financial Times, уже высказывалось предположение, что Россия и другие богатые энергоресурсами страны могут захватить доминирующие позиции в области снабжения Европы энергоносителями, действуя через государственные компании типа «Газпрома» или принадлежащие государству инвестиционные фонды.

В своем рабочем документе Еврокомиссия предлагает несколько вариантов по предотвращению бесконтрольного доступа на рынки. Самый мягкий вариант предполагает, что Еврокомиссия получит право внимательно присматриваться ко всем потенциальным покупателям. Согласно жесткой постановке вопроса, энергетический сектор ЕС будет объявлен стратегической отраслью, что не позволит большей части государств мира, не входящих в Евросоюз, инвестировать в него.

Попытки ЕС ограничить права неевропейских компаний на совершение приобретений наверняка вызовут массу споров. Еврокомиссия решительно противостоит попыткам таких государств-членов, как Испания и Франция, объявить их энергетические отрасли стратегическими и тем самым защититься от иностранных приобретателей. Однако вполне вероятно, что определенные меры по защите энергетического сектора ЕС будут приняты. И не только его.

Как отметил Джонатан Стерн, главный специалист в газовой отрасли Оксфордского института энергетических исследований, «всем известно, что российским компаниям в любом случае не позволят получить какие-либо крупные европейские энергетические активы. Возможных покупателей крупных европейских энергетических компаний определяют правительства стран».

Судя по последним сообщениям, Еврокомиссия приняла план регулирования энергорынка, в частности, запретила иностранным корпорациям прямое приобретения энергетических активов в Европе. Условием для таких приобретений могут служить лишь межгосударственные соглашения Евросоюза с третьими странами. Все это может коснуться и судьбы газопровода, который прокладывают по дну Балтийского моря между Россией и Германией.

Причины установления нетарифных барьеров, противоречащих соглашениям ВТО, видятся в следующем.

Как известно, товарное производство стран Восточной Европы тесно кооперировалось с экономикой СССР в рамках общего рынка СЭВ. А экономика прибалтийских государств вообще являлась частью советской. После распада СЭВ и Советского Союза прежняя международная кооперация производства разрушилась, вследствие чего в упомянутых восточноевропейских и прибалтийских странах большая часть промышленности исчезла и множество людей осталось без работы. Поэтому после вступления этих стран в Евросоюз люди ринулись оттуда на заработки к более зажиточным союзникам.

Но появление массы дешевой рабочей силы вызвало определённое социальное недовольство населения стран-сторожилов ЕС, часть которого из-за этого лишается рабочих мест. К тому же, рынок ЕС хотя и общий, но если деньги, допустим, из Италии вывозятся приехавшими туда на заработки в Польшу, то итальянская казна лишается определённых доходов.

Лишаются части рабочих мест страны ЕС и вследствие импорта конкурентоспособной продукции, что тоже приводит к падению платёжеспособного спроса по цепочкам потребительские товары – промышленная продукция и уменьшению дохода национальных бюджетов.

Надо полагать, в Евросоюзе поняли опасность для них свободы миграции рабочей силы внутри ЕС и свободы торговли в рамках ВТО и решили возводить барьеры для чужих товаров и услуг. Но при этом понадобится заставить новых членов ЕС развивать своё товарное производство, в том числе импортозамещающее, что, глядя на Германию после её объединения с восточной частью, представляется делом весьма непростым. Что же касается национальных энергосистем, то стратегически значимые объекты нельзя отдавать в чужие руки.

У нас же делается всё наоборот. Законом «О техническом регулировании» отечественные товары фактически лишили правовой защиты и на внешнем и на внутреннем рынке. А российские электростанции собираются распродать иностранцам. Может быть пора поучиться у Евросоюза как защищать свой рынок?
Экспертная группа редакции

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru