Геологу с мировым именем, министру геологии СССР в 1975-1989 годах Евгению Александровичу Козловскому исполнилось 90 лет
А. М. Портнов, профессор,
доктор геолого-минералогических наук
Трудно найти аналог удивительному жизненному пути Евгения Александровича Козловского, которому 7 мая исполняется 90 лет! Это путь белорусского паренька, во время войны — сына партизанского отряда, ставшего министром геологии СССР. Это путь от рабочего на буровой вышке в Дальневосточном геологическом управлении до доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Ленинской и Государственных премий, заслуженного геолога России, заведующего кафедрой оптимизации геологоразведочных процессов Российского государственного геологоразведочного университета, вице-президента РАЕН и почетного президента Ассоциации геологических организаций России. Это путь от беспризорника в нищей и разоренной немцами Белоруссии, до почетного доктора ряда отечественных и зарубежных ВУЗов, автора сотен статей и десятков крупных научных монографий.
С именем Е. А. Козловского связано бурное развитие минерально-сырьевой базы СССР. Он лично принимал участие в открытии месторождений таких важнейших видов минерального сырья, как нефть в Западной Сибири, алмазы близ Архангельска, олово на Дальнем Востоке… С его именем связана организация бурения уникальной Кольской сверхглубокой скважины, создание поисковой системы «космос – воздух – Земля – скважина» и многие другие достижения. Его жизненный путь напоминает восхождение на грандиозную сверкающую вершину. Восхождение – опасное и трудное дело, сто потов сойдет, пока до вершины доберешься. Евгений Александрович поднялся в заоблачные высоты.
Человека ценят по его делам. Дела, которые он совершил, поистине необозримы и достойны огромного уважения. Тем более удивительно, что в начале этого пути было трагическое детство в оккупированной немцами Белоруссии, разлука с родителями, гибель отца на фронте в 1941 году. Однако мальчик из белорусского партизанского отряда, видевший вокруг себя ужасы войны, смерть и кровь, сумел найти силы и волю, чтобы учиться и двигаться вверх. Для этого необходим редкий и какой-то еще не определенный наукой особый уклад генов, образующих туго закрученную спираль жизненной программы, в основе которой заложено неудержимое стремление к знаниям, добру, справедливости.
Однако чтобы реализовать даже доброкачественную генетическую программу, одних способностей часто бывает недостаточно. Судьба подарила Е. А. Козловскому еще один редкий талант — талант лидера, который может без лукавства руководить людьми и большими коллективами. Наверное, помогла суровая школа детства, когда он, смелый, честный и уверенный в себе подросток, вынужден был стать вожаком, управлявшим группой порожденных войной беспризорников.
Евгений Козловский окончил Московский геологоразведочный институт (МГРИ) и, начав работу помощником бурового мастера, вскоре уже руководил сначала геологической партией, а затем большим коллективом геологов на Дальнем Востоке. И люди охотно подчинялись ему, поскольку он заботился о них и о порученном государственном деле. Люди знали, что в сложной ситуации именно этот человек скажет нужное слово, примет правильное решение, найдет удачный выход…
Успешно решая производственные и научные проблемы, руководя различными крупными институтами и подразделениями министерства геологии страны, заслуженно завоевав известность и славу талантливого организатора, Евгений Козловский в 1975 году был назначен министром геологии СССР. Необычайно быстрый карьерный взлет вполне соответствовал куражу самого молодого тогда министра в правительстве А. Н. Косыгина.
Передо мной лежит набор фотографий министров правительства того времени. Глава кабинета Алексей Косыгин, человек талантливый и требовательный, подбирал в свою команду только умных и деловых профессионалов. Может быть, поэтому министры были похожи на премьера: серьезные, задумчивые, без тени улыбки. Ясно, что всегда заняты проблемами своих отраслей, и лица у них, как и у Косыгина, озабоченные.
Лишь один министр геологии – веселый, бравый, молодцеватый, смотрит орлом и похож на Чапаева, прапорщика царской армии, не хватает лишь закрученных кверху усов. Невольно вспоминается диалог из знаменитого фильма «Чапаев»: «Василий Иванович, армией руководить сможешь? А фронтом? А военными силами Республики?». — «Смогу, Петька!».
Новый «хозяин» советской геологической службы блестяще справился с руководством ею. Было чему удивляться: за 14 лет работы Е. А. Козловского на посту министра геологии страна увеличила запасы минерального сырья в 10 раз и была обеспечена всеми видами полезных ископаемых!
Одна из причин успеха — Евгений Александрович окончил факультет техники разведки Московского геологоразведочного института и по профессии был буровиком. Он знал, что только тяжелые горные работы на участках надежного локального прогноза обеспечивают прирост запасов. Широковещательные региональные прогнозы были отложены, и вместо них началось массовое бурение рудоперспективных участков.
Первые положительные результаты такого подхода проявились при разведке оловорудных месторождений Дальнего Востока. В то сложное время, когда Китай отказал СССР в поставках олова, в кратчайший срок при непосредственном участии Евгения Козловского было разведано шесть крупных месторождений олова и полиметаллов, в том числе Солнечное, Фестивальное, Перевальное. За это открытие разведчики получили Ленинскую премию.
В дальнейшем Евгения Александровича не оставляли намерения о комплексном исследовании недр Земли. Этой теме были посвящены многие его статьи и монографии. Воплощением его идей стало проектирование и бурение ряда сверхглубоких скважин для изучения потенциальной рудоносности и нефтегазоносности протогеосинклинального, гнейсово-гранитного и гранулито-базальтового комплексов.
Суммарная «мощность» таких геологических разрезов достигала 60 км, а возрастной диапазон – более трех миллиардов лет. Такой подход позволял научно обоснованно прогнозировать рудоперспективность крупных регионов и конкретных участков. Никем не превзойденный мировой рекорд был поставлен на Кольской сверхглубокой скважине, где буровой снаряд ушел на глубину 12262 м! При этом был выявлен ряд новых научных закономерностей.
Большое внимание Е. А. Козловский уделял зоне БАМа, считая этот малоосвоенный регион своеобразным полигоном, где отрабатывались новейшие методы изучения земных недр. Здесь широкое развитие получило комплексирование прогрессивных геологических, космических, аэрогеофизических и геохимических методов исследований.
Аэрогеофизики открыли новые кимберлитовые трубки и новый алмазоносный регион в Архангельской области. Широкое распространение получил аэрогаммаспектрометрический метод съемки, совместивший последние достижения геофизики и геохимии. Он позволил впервые в мире вести скоростной дистанционный поиск золота, серебра, молибдена, меди, урана и редких металлов в малодоступных регионах.
Но в 1989 году, когда страна оказалась на грани развала, Е. А. Козловский оставил свой пост. Он понимал, что к власти пришли люди, способные лишь уничтожать, разрушать, красть. Поэтому ему с ними было не по пути. Его совесть гражданина протестовала против открытого бесстыдного грабежа народного достояния. В монографии, посвященной минерально-сырьевым проблемам национальной безопасности России, Е. А. Козловский писал:
«Вызывает удивление внешнеэкономическая деятельность: вывозится огромное количество важнейшего сырья, запасы которого не могут быть восстановлены. Торговля стратегически важными материалами стала главным источником коррупции».
Действительно, из России, особенно в ельцинскую эпоху, массированно вывозились и вывозятся уран, алюминий, цветные металлы, золото, платиноиды, алмазы, нефть, газ, уголь… Значительная часть стратегических запасов сырья, которые наращивались десятилетиями, были распроданы. Зато мгновенно создавались огромные частные валютные состояния, что не могло не вызывать возмущения.
Гражданская позиция Е. А. Козловского общеизвестна и вызывает огромное уважение всех честных людей страны. В своих монографиях, публикациях и выступлениях он не устает повторять:
«Моя страна больна. Ее разъедают коррупция, низкий профессиональный уровень управления, падение жизненного уровня народа. Я даже представить себе не могу, что было бы с Россией, если бы не мощнейший минерально-сырьевой потенциал, созданный в советский период, в частности, нефтегазовый. Ведь 80% экспорта страны обеспечивается минерально-сырьевым комплексом. Только он дал возможность стране выстоять в период развала СССР и в годы так называемой «перестройки».
С этими словами нельзя не согласиться, поскольку стоимость минеральных ресурсов России, разведанных во многом под управлением Е. А. Козловского, оценивалась в 26 триллионов долларов! За 30 лет доллар обесценился примерно в 10 раз, значит, в 2019 году стоимость этих ресурсов составила бы не меньше 260 триллионов долларов! Неудивительно, что при уничтожении СССР в числе первых были «приватизированы» именно минеральные ресурсы.
За прошедшие годы «реформ» при новых хозяевах не было сделано никаких новых геологических открытий, которые значительно увеличили бы сырьевую базу России. Практически вся добыча полезных ископаемых ведется на базе месторождений, открытых и разведанных еще с участием Е. А. Козловского. Эти полезные ископаемые составляют основу экономики нынешней России. В год у нас добывают только минерального сырья — нефти, газа, металлов, алмазов — на сумму около 700 миллиардов долларов.
Геология – тяжкий труд. Поэтому хотелось бы сравнить юбиляра с мощным трудягой — ледоколом, способным вспарывать льды Арктики вплоть до полюса и вести караваны судов по Северному морскому пути. Наша страна особенная, так как половина ее морских границ окружена полярными льдами. Поэтому ледоколы исключительно необходимы для России. И вспоминается славный «Ермак», заслуженный русский ледокол, построенный в 1899 году по проекту адмирала Макарова и названный в честь знаменитого покорителя Сибири. О Ермаке летопись сообщает, что «был он силен, велеречив, востр и смел, и набрал себе дружину, от которой звался атаманом, а по прозвищу — Ермак».
Все эти замечательные человеческие качества присущи и Евгению Александровичу. Подобно Ермаку, он является настоящим служивым человеком. Его жизнь — беззаветное служение Государству. Он стал атаманом советских геологов. Под его руководством и при его участии заново покорили Сибирь, открыв в ней огромные месторождения нефти и газа. Он набрал себе дружину — создал лучшую в мире геологическую службу, решившую проблемы снабжения огромной страны всеми видами минерального сырья. Он, как могучий ледокол, проломил льды времени и пространства, проложил новые пути в науке и технике.
Козловский обладает огромным государственным и жизненным опытом. Поэтому он и сейчас является лидером в геологии, лидером в науке, лидером в обществе, а его честная жизнь — яркий образец и пример бескорыстного служения Родине.