АСТРОНОМИЯ ПРОТИВ ПОЛИТИКИ / Моисей Гельман

Как известно, незадолго до выборов в Госдуму движение «Отечество» намеревались ссадить, как «зайца», с избирательного, набиравшего скорость состава. «Отечеству» вменялось в вину, что оно зарегистрировалось в Минюсте якобы на день позже положенного законом срока: вместо 18-го дитя принесли в загс 19 декабря 1998 года. Между тем закон есть закон, и в нем четко сказано, какие политсообщества допускаются к выборам: «зарегистрировавшиеся не позднее чем за год до дня голосования». Поэтому в Центризбиркоме задались вопросом: законнорожденный ли мальчик?

Когда-то классик советской поэзии призывал нас, говоря о партии, подразумевать при этом ее великого основателя, и наоборот. Но, право, юриспруденция не поэтические вирши, допускающие вольные трактовки, и тем самым что-то подразумевать или кого-то с чем-то отождествлять. Законотворчество в его истинном профессиональном смысле — научный процесс, конечными результатами которого являются те или иные законы. Поэтому и понятия, содержащиеся в нормативном акте, должны быть научно обоснованными и не допускать двойного толкования.

Известно, что в нормативных документах используются понятия финансового года, длящегося с 1 января по 31 декабря, и календарного периода, в частности, календарного года, с указанием соответствующих дат, а при необходимости и времени суток его начала и окончания. Что же касается просто «года», то под ним в физике и астрономии однозначно понимается период обращения Земли вокруг Солнца, который равен 365,242 суток. В календарном и финансовом году «довесок» суток, равный без малого шести часам, отсутствует. Его по всеобщей договоренности изъяли. И сделано это для удобства отсчета продолжительности житейского года целым числом дней. Поэтому каждые три новые года кряду мы встречаем его все раньше и раньше завершения обращения Земли вокруг нашего светила. За это время новогодний праздник убегает на 18 часов вперед. И лишь на четвертый, високосный год это опережение за счет 29 февраля ликвидируется, а конец периода нашего обращения вокруг Солнца совпадает с завершением текущего года по календарю. То же самое происходит с празднованием дней рождения и всеми прочими знаменательными датами.

Так как в Госдуму политсообществам можно избираться, зарегистрировавшись не позднее, чем за год до дня голосования, то для отсчета этого года в его истинном астрономическом по закону смысле «Отечеству» к 19 декабря календарного 1998-го необходимо было прибавить чуть менее 18 часов. Именно на такое время три астрономических года, начиная с завершения високосного 1996-го, в совокупности отстали бы от трех соответствующих календарных лет, отсчитанных до 19 декабря 1999 года.

Остается выяснить, от какого времени суток, но уже не в астрономическом, а в юридическом смысле, требовалось вести отсчет года «не позже»? Ведь в законе говорится «не позднее, чем за год до дня голосования». Не календарной даты или календарного дня, начинающегося в 00 часов 00 минут, а именно «дня голосования».

Слово «день» в толковых словарях русского языка имеет несколько значений, в том числе «сутки», «светлое время суток» и продолжительность какой-то деятельности или выполнения какой-то работы. Поэтому словосочетание «день голосования» следовало толковать однозначно как продолжительность голосования, которое начинается в 7 часов утра 19 декабря 1999 года и этим же моментом времени завершится год перед началом дня голосования. Год этот равен 365 суткам (от 7 утра до 7 утра двух соответствующих календарных дней 19 декабря) и еще без малого 18 часам, набежавшим, как отмечалось, из-за того, что после високосного 1996-го три последующих календарных года на такое время опередят сопутствующие им три астрономических.

Таким образом, «Отечество» по закону могло зарегистрироваться примерно до часу ночи 20 декабря 1998 года, а произошло это накануне поздним вечером, что позволяло политдвижению участвовать в грядущих выборах. Поэтому запрос Центризбиркома о такой правомочности для «Отечества» представлялся несколько странным и был вызван, видимо, поверхностной экспертизой.

Еще более странными выглядели «аргументы» по этому поводу бывшего министра юстиции России, заявившего совсем о другом: что выбирать депутатов должны не чиновники, а народ. Воистину в огороде бузина, а в Киеве дядька. И ни слова о букве и духе соответствующей законодательной нормы.

И уж совсем странной представлялась деятельность некоторых членов политсовета «Отечества», не обеспечивших заблаговременно надежную, без кривотолков его регистрацию в Минюсте. Создается впечатление, что они вообще не ведали, когда отходил избирательный поезд — за год или календарный год до начала голосования,— и вскочили случайно в него в последний момент. В доказательство того, что все сделано нормально, эти люди изрекали нечто невразумительное, демонстрируя в том числе полное непонимание того, как устроены календарь и шкала времени. Особенно запомнился один из них, молодой человек, подвизающийся на профсоюзной ниве, заявивший на всю страну, что между 19 декабря двух смежных лет пройдет ровно год. Как он все высчитал, объяснить не смог. А между прочим, «Отечество» зарегистрировали после 22 часов. Поэтому от часа регистрации до начала дня голосования оказывалось меньше 365 дней, то есть меньше календарного года.

Известно, дело все же дошло до суда. И если бы Фемида, подзабыв школьный курс астрономии, но опираясь на соответствующие комментарии к Гражданскому кодексу РФ, не имеющие силы закона, сочла, что «не позднее года» — это по обычному календарю, то «Отечество», возможно, отстранили бы от выборов. Правда, и в суде в пользу «Отечества» прозвучали весьма сомнительные доводы. Спрашивается: как блуждающие в трех соснах простейшей проблемы упомянутые политсоветчики могли убедить десятки миллионов избирателей в более серьезном деле — голосовать за их политдвижение как составную часть новой законодательной власти? Выборы показали, что они и не справились с этим должным образом.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru