АМЕРИКАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Как известно, Всемирный банк и «аффилированный» с ним Международный валютный фонд начиная с 1995 г. выдачу кредитов российскому правительству обусловливают настойчивыми требованиями реструктурировать российские естественные монополии, в частности, Единую энергосистему страны. Попросту говоря, речь идет о разделе их на части и создании вместо больших, технологически единых систем отдельных мелких самостоятельных компаний, которые якобы начнут конкурировать между собой. Однако в этом случае вместо как-то управляемых государством естественных монополий возникнет множество неподконтрольных монополий на местах, хозяевами которых, скорее всего, станут иностранные фирмы и корпорации. И, движимые исключительно коммерческой выгодой, они разрушат нынешнюю организацию того же энергоснабжения страны.

Подобное уже произошло в Казахстане и Грузии с участием американской корпорации AES, о чем повествует статья, опубликованная в июньском (за этот год, том 24) номере британского журнала EIR (Executive Intelligence Review). Статья дается нами в переводе, в несколько сокращенном виде.

Следует обратить внимание, что AES действует совместно со Всемирным банком и МВФ, являющимися — это не секрет — «аффилированными лицами» американской администрации. И действия эти, помимо коммерческих выгод, осуществляются в геополитических интересах Соединенных Штатов, которым не нужны мощные конкуренты в достижении целей провозглашенной политики глобализации экономики. России и другим постсоветским республикам этой политикой, похоже, отведена роль сырьевых источников и отхожего места для размещения «грязных» технологий. А для подобной роли столько электроэнергии, сколько вырабатывается там сегодня, не нужно. Вот и стараются «пятые колонны» на местах угодить заказчикам.

Предпринимающая в настоящее время попытки вхождения на рынок электроэнергии Армении американская компания AES является одной из крупнейших в мире. Она обладает примерно 44 ГВт генерирующей мощности, контролирует 940 000 км энергораспределительных сетей и осуществляет ежегодно поставку электроэнергии в объеме 11 000 ГВт.ч 15 млн. покупателей. Активная деятельность в сфере производства, распределения и продажи электроэнергии привела к тому, что AES стала крупнейшим собственником в США, Аргентине, Австралии, Бангладеш, Бразилии, Канаде, Китае, Эль-Сальвадоре, Грузии, Казахстане, Венгрии, Мексике, Пакистане, Панаме и Великобритании. Представительство AES находится в Арлингтоне, в штате Вирджиния. Масштабность и разветвленность структуры AES иллюстрируются названиями ее региональных филиалов: AES Америки, AES Американского юга, AES Тихоокеанского побережья, AES Центральных соединенных штатов и т. д. Для деятельности на постсоветском энергорынке был создан еще один филиал компании — AES Silk Road, представители которого в настоящее время намереваются стать еще и собственниками, по меньшей мере, одной из двух спаренных энергосистем Армении.

После распада СССР AES начала активную экспансию в республики бывшего СССР. В 1993-1994 гг. корпорация сфокусировала свои интересы на Казахстане, обладавшем одной из крупнейших энергосистем региона. Ее приватизации во многом способствовала соответствующая пропаганда международных кредитных организаций. К 1995 г. в результате их предложений, или скорее условий, корпорацией AES были приватизированы некоторые из крупнейших энергопредприятий Центральной Азии — Усть-Каменогорская ТЭС (мощностью 240 МВт), Усть-Каменогорская ГЭС (332 МВт), Шульбимская ГЭС (702 МВт), Лениногорская ТЭС (50 МВт), Согринская ТЭС (50 МВт), Семипалатинская ТЭС, а также Усть-Каменогорская энергораспределительная система и ряд других.

Приватизация этих предприятий должна была якобы решить все проблемы с энергообеспечением Казахстана, и, конечно же, огромные надежды возлагались на инвестиционные проекты и обязательства, принимавшиеся на себя корпорацией AES. Однако Усть-Каменогорскую ТЭС немедленно закрыли после ее приватизации. И поскольку в этом районе сконцентрированы основные промышленные предприятия республики, нетрудно вообразить драматические последствия такого шага. Все заводы и фабрики были после этого обесценены, так как перестали работать, а затем приватизированы крупными американскими и европейскими концернами по очень низкой стоимости.

В этой связи напрашивается вопрос — каковы были реальные цели AES в Казахстане? Не действовала ли корпорация только ради неких групповых интересов?

Нечто подобное происходило и в Грузии. В 1996-1998 гг. Грузия обеспечивалась электроэнергией лишь по нескольку часов в сутки. В течение зимних месяцев в Тбилиси электроэнергия поступала только в течение 7-9 часов ежедневно. Население было доведено до отчаяния. Тогда там начали разыгрывать тот же сценарий, что и в Казахстане. Как выход из положения была представлена идея приватизации распределительной системы Тбилиси, которую одобрило измученное население, после чего AES Silk Road появилась на сцене в роли ее единственного спасителя. Компания за 25 млн. долларов стала владельцем 75% акций энергопредприятия и создала филиал AES Telasi. Новые владельцы из Америки обещали обеспечить круглосуточное энергоснабжение и заменить действующее энергооборудование, но эти обещания остались невыполненными. После приватизации прошло больше года, но если мы сравним энергоснабжение в последний зимний период с предыдущими годами, то станет очевидным, что ситуация ухудшилась. Международные кредитные организации намеревались осуществить структурные изменения для облегчения ситуации, но в конце концов стали доказывать, что все неудачи произошли якобы из-за проблем на электростанциях и что необходимо начать второй этап приватизации.

В Грузии накануне приватизации было первоначально задекларировано, что будет приватизирована только распределительная система Тбилиси, а не электростанции и высоковольтные сети. Однако в 1999 г. на «втором этапе приватизации» корпорация AES приватизировала ТЭС Тбилиси (2 энергоблока мощностью 300 МВт), став владельцем 80% акций электростанции. Кроме того, были переданы AES на 25 лет распределительная энергосистема в Рустави и Храмский каскад (ГЭС-1 и ГЭС-2 мощностью по 110 МВт). Грузинское правительство в оправдание заявило, что этим энергопредприятиям необходимы значительные капвложения, при отсутствии которых вся энергосистема страны якобы выйдет из строя.

Американской стороне нужно было выплатить только 11 млн. долларов за свои приобретения. Гарри Левесли — глава компании AES Silk Road — заметил: «Мы очень довольны этой сделкой,т. к. ТЭС Тбилиси является крупнейшей электростанцией региона». Радость американцев понятна — недавно в эту ТЭС было инвестировано около 100 млн. долларов. Кроме того, почти 40 млн. долларов инвестировало в ГЭС-2 (Храмский каскад) правительство Японии.

Есть еще один повод для радости Г. Левесли. AES Silk Road приобрела право на поставки электроэнергии из Грузии в Турцию, что означает ее вхождение на еще один крупный рынок.

Сравним данные о предприятиях, приватизированных корпорацией AES в Грузии и других странах. В 1999 г. AES заплатила 3 млрд. долларов за британскую ТЭС Дракс мощностью 3960 МВт. В этом же году в Буэнос-Айресе компания приобрела за 448 млн. долларов ГЭС Сан-Николас мощностью 826 МВт. Приобретение еще одной британской электростанции в мае 1999 г. обошлось компании AES в 195 млн. долларов. Таким образом, стоимость грузинской электростанции была занижена при продаже приблизительно в 60 раз!

Обратимся еще к одному интересному факту, который непосредственно связан с будущей приватизацией энергосистем Армении. В течение первого этапа приватизации в Грузии корпорация AES получила от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития около 60 млн. долларов, из которых 11 млн. ушло на покупку ТЭС в Грузии. Остаток суммы предположительно может быть использован для покупки распределительной энергосистемы Армении. Правительство Армении, видимо, продаст свой контрольный пакет акций в четырех энергосистемах за 50-60 млн. долларов. Очевидно, Всемирный банк заинтересован не только в приватизации как таковой, но также и в том, чтобы стать совладельцем энергосистемы Армении.

Доводы правительства Армении и организаций-кредиторов в пользу приватизации как единственно возможного способа спасения национальной энергосистемы являются более чем подозрительными. Это ярко демонстрируется на примерах Казахстана и Грузии. Но будет ли опыт приватизации в этих двух странах учитываться при проведении приватизации в Армении? Почему ответственные за приватизацию скрывают реальные последствия этого процесса? Понятно, что AES сильно заинтересована в приватизации энергосистемы Армении. Это доказывается очевидной прибыльностью, т. к. планируется также приватизация такого важного стратегического объекта, как атомная станция, по очень низкой цене. Таким образом, армянская АЭС станет зависимой от AES, и американская корпорация получит право экспортировать электроэнергию в Турцию, что чревато серьезными экономическими и политическими последствиями, которые видоизменят рынок электроэнергии всего региона.

Правительство Армении все это понимает. Многое указывает на опасность приватизации энергосистемы для интересов экономики Армении. Однако правительство этой страны все же намеревается передать контроль за энергосистемой иностранным инвесторам. Следует заметить, что во время обсуждения приватизации энергетики уровень платежей за электроэнергию в Армении уменьшился с 80 до 60%. Чтоэто — случайность или просто неэффективное управление энергосистемой? Возможно, не станет неожиданностью, если через год в Армении будет наблюдаться та же печальная картина с энергоснабжением, что и в Грузии.

Перевод с английского Марии ГЛУХОВОЙ

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru