10 ЛЕТ ПО ЗАКОНУ И С ПРАВОМ ПЕРЕПИСКИ

В этом году исполняется 10 лет Закону «О недрах». По меркам человеческой жизни — срок не очень большой. Однако как круто изменилась жизнь целой страны, целого народа за это десятилетие!

Изумляет скорость, с которой принимался этот важнейший, основополагающий для страны с ресурсной ориентацией закон. Помните голливудский фильм «Девять с половиной недель»? Именно за этот срок была решена судьба недр, по сути, единственного нашего источника существования. После принятия Закона «О недрах» к двум традиционным российским бедам прибавилась еще одна, именуемая олигархией.

Заметим, хотя Закон и назывался «О недрах», самих недр он касался очень мало. Недропользование во всем мире регулируется Горным кодексом, где геология и горное дело идут в единой связке. В зарубежных лицензиях подробно прописано, как добывать, чтобы недра использовались максимально эффективно.

Закон «О недрах» регламентировал лишь воспроизводство минерально-сырьевой базы, а использование этой базы свелось к выдаче разрешений на добычу по заявительному принципу. Прежде выданные лицензии просто заменялись на документы нового образца. А после приватизации лицензии автоматически перешли к новым владельцам вместе с ГОКами и всей их инфраструктурой. Видимо, весь расчет был на то, что хозяева будут рачительно пользоваться недрами.

Закон закрепил одно из самых противоречивых положений, а именно — правило «двух ключей» при выдаче лицензий. В ст. 72 Конституции РФ записано, что «в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся… вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами». То есть в совместном ведении — только отдельные вопросы. К сожалению, ни в первой, ни в последующих редакциях Закона не конкретизируется, что же это за вопросы.

Закон не установил прав собственности на недра, добытые полезные ископаемые и горное имущество. По Конституции РФ недра находятся в государственной собственности. Если недра — собственность государства, несложно понять, кому принадлежит все, что в них находится, и все, что из них добывается. Лицензия ведь, по сути, разрешает только извлекать, но никак не распоряжаться добытым. Предположим, старателю выдали лицензию на добычу 10 кг золота. Возникает вопрос: неужели это золото есть собственность старателя? Странно, что нефтяники, газовики считают добытые нефть и газ своими.

Когда в адрес нефтяных олигархов посыпались обвинения в присвоении собственности, была задумана новая редакция.

В 1995 г. в Закон «О недрах» было включено 11 новых статей, в том числе статья, в которой указано, что добытое полезное ископаемое может быть в любой форме собственности. Форма собственности определялась в лицензии. С юридической стороны все становилось прозрачно. Но ведь основной фонд уже был залицензирован, а никакие изменения в условия не допускались.

Если первую редакцию готовили геологи, то все последующие — дело рук окончательно окрепшей к тому времени олигархии. Через Думу проходили самые невероятные «изменения и дополнения». Понадобился передел собственности — нефтяное лобби «организовало» статью по передаче лицензий (ст. 17.1 «О порядке переоформления лицензии»). Она не только позволяла передачу лицензии другой организации, но и диктовала, что государство обязано переоформить лицензию в течение месяца. Причем лицензии должны были передаваться в первоначальном виде.

Надо отдать должное, в части налогов по недропользованию Закон «О недрах» оказался очень грамотно продуманным документом. Тогда были введены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ), платежи за пользование недрами (роялти), разовые платежи (бонусы). Эта система в какой-то мере учитывала рентную природу платежей за недропользование. Были установлены льготы по трудноизвлекаемым запасам, льготы, стимулирующие геологоразведку, и др.

Введенный с этого года налог на добычу полезных ископаемых лишил государство рентных платежей. Раздел V Закона «О недрах», касающийся налоговых платежей, полностью переписан. Как известно, при этом отменены отчисления на воспроизводство МСБ и льготы по налогообложению.

Причем законодатели так спешили, что забыли даже поменять нумерацию: в новой редакции Закона «О недрах» после ст. 43 почему-то сразу следует ст. 49. Что ж, появился хороший резерв в пять пустых статей. Кто и чем на этот раз будет их заполнять?

Семен КИМЕЛЬМАН, заведующий отделом ВНИИ экономики минерального сырья и недропользования,

д. т. н.

ЗНАЧИМОСТЬ РОССИЙСКИХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В ЕВРОПЕ РАСТЕТ Комиссар ЕК по вопросам энергетики и транспорта Лойола де Паласио предлагает увеличить стратегический нефтяной резерв стран-членов ЕС с нынешнего уровня, позволяющего обеспечить в чрезвычайных обстоятельствах потребности государств членов Евросоюза в нефти на период в течение 90 дней, до 120 дней. Подобная мера, по мнению комиссара, должна позволить европейским странам более надежно защитить свою экономику от резких колебаний цен на углеводородное сырье на мировом рынке. Обсуждение европейской стратегии энергетической безопасности было начато в ЕК в 2000г. в ответ на самый высокий за последние 10 лет рост цен на нефть на фоне одновременного усиления социальной напряженности, вызванного ростом цен на бензин. Планы ЕК, подготовленные к обсуждению в феврале этого года, предусматривают в этой связи увеличение стратегических нефтяных резервов и создание стратегических резервов природного газа. Однако, как указывают в Брюсселе, в данном случае речь идет пока только о личной позиции Л. де Паласио. В настоящее время государства-члены Евросоюза могут в одностороннем порядке использовать свои нефтяные стратегические резервы при условии, что будут поддерживать необходимый минимум в объеме, достаточном для обеспечения их потребностей в нефти сроком на 90 дней. Такой же уровень рекомендован и экспертами из Международного энергетического агентства (IEA), членами которого являются все страны Евросоюза. ЕК же обеспокоена тем, что к 2030г., по оценкам экспертов, более 70% потребных энергоносителей Европа будет импортировать из-за рубежа, при этом доля одного импортера — России — составит почти половину от общего объема нефтяного импорта. Но Россия не планирует резкого увеличения экспорта нефти. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Он пояснил, что «у нас идет постепенный прирост добычи нефти в связи с увеличением потребления энергоресурсов как внутри страны, так и на внешнем рынке. Россия проводит обмен консультациями по координации действий с ОПЕК и странами, не входящими в нее, как, например, Норвегия.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru