Все для предпринимателя. Информационный портал

Краткий пересказ власть и церковь церковный раскол. Урок истории "Власть и церковь. Церковный раскол"

К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской власти.

Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя». При Филарете - отце царя - все это возвышало светскую власть, помогало проводимой политике централизации государства. Но при других патриархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона (1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной властей вылилась в серьезный политический конфликт.

В-третьих, будучи высокоинтеллектуальным по своему собственному отличительному признаку, Фрэнсис явно менее систематический мыслитель, чем любой из его предшественников, и особенно академический Бенедикт. В то время как предыдущий папа защищал народное благочестие против либеральных критических замечаний, Фрэнсис воплощает определенный стиль популистского католицизма, который подозрительно относится к чрезмерно академической вере в любой форме. Кажется, он близок к католической культуре, в которой массовое присутствие может быть пятнистым, но процессии местных святых упакованы - стиль веры, который является пылким и сверхъестественным, но не особенно доктринальным.

Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать приоритет церкви над государством.

Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть, какой до него не имел ни один церковный деятель ни при одном русском государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и привилегии церковных организаций, выступил против создания Монастырского приказа, передающего в руки светской власти управление церковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ликвидации Сыскного приказа (производящего сыск беглых людей, многие из которых скрывались в монастырских вотчинах).

Он также остается лидером-иезуитом, и иезуиты традиционно объединяют миссионерское рвение с определенной сознательной гибкостью в отношении доктринальных деталей, которые могут помешать их прозелитизирующей работе. Это часто делало их спорными среди других миссионерских орденов, как в знаменитых дебатах об усилиях Маттео Риччи. Иезуит в Китае в конце 16-го и начале 17-го веков, Риччи подвергся нападению за включение китайских понятий в проповедь и разрешение новообращенных, чтобы продолжать уважать своих предков.

Что Риччи в настоящее время находится на пути к канонизации, и его критики в основном забыты, говорит что-то важное о ценности иезуитского огибающего-толкания внутри Церкви. Но в нем также говорится что-то важное, что католицизм никогда не имел иезуитского папы.

Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы («Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость которой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы - в унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослужебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая креститься двумя пальцами «троеперстием»; введение троекратного произношения слова «аллилуия» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправлять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и славянским рукописям.

Наконец, у Френсиса есть другая база поддержки - и, следовательно, другой набор долгов для оплаты, возможно, в рамках католической иерархии, чем у пап, предшествовавших ему. В эпоху Иоанна Павла все четыре человека были одними из самых богословских либеральных кардиналов; Мартини считался задумчивым как своего рода могущественный папа.

Если прелюбодействующая прелюбодеятельность простительна, то почему бы не другие формы любви, давние сексуальные обязательства? И Ивееи, и Валлели не оставляют сомнений относительно важности этой группы. В то же время поразительно, что мужчины, которые, возможно, сделали все возможное, чтобы сделать понтифика Бергольо, были среди кардиналов, большинство из которых были против предыдущих двух пап.

О необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Стоглавый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обрядов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте. Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более активно входила в систему международных отношений, и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоасафе I (1634-40) и Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.

Эти отличительные черты его фона помогли определить повестку дня Фрэнсиса для Церкви. Области, в которых он имеет самый сильный мандат, лежат в управлении: реформирование ватиканской бюрократии, очищение коррупции от курии и переориентация руководства Церкви на глобальный Юг. Эти проекты являются естественным продолжением его прошлого опыта, равно как и их риторические сопровождения - публичные ругательства мирского и карьеристского духовенства и видение Церкви, в которой «периферии» обеспечивают обновление центра.

Точно так же, как выглядит самая широкая тема его понтификата: постоянное внимание к экономическим вопросам, социальным учениям Церкви и тяжелому положению безработных, иммигрантов, бедных. Содержание здесь может не отличаться от предыдущих папских заявлений по этим темам, но Фрэнсис возвращается к этим вопросам гораздо чаще. Его резкий, пророческий тон - повторяющиеся ссылки на «отброшенную культуру» современного капитализма, осуждение «экономики убивает» - значит предназначено привлечь внимание, осветить эти проблемы и разрушить образ прессы исключительно заинтересованной Церкви в сексуальной морали.

Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили решительное противодействие не только в среде русского духовенства, в большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недавних сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на котором предал проклятию всех противников проводимых преобразований, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум, Логгин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.

В этом смысле и других, Фрэнсис действительно может видеть свое папство как своего рода умеренное исправление к предыдущим двум. Вместо того, чтобы думать о себе прежде всего как хранитель католической истины против релятивизирующих тенденций, он, кажется, пытается занять тщательно сбалансированный центр между двумя одинаково опасными полюсами. С одной стороны - «добродетели» и так называемые «прогрессисты и либералы», как он выразился в своих заключительных замечаниях к синоду прошлой осени в семье.

С другой стороны, чтобы быть одинаково осужденными, это «ревностные» и «скрупулезные» и так называемые «сегодня»-трегулиалисты. Берк, назначенный Бенедиктиком, пониженный в должности в основном церемониальном положении, является знаменитым делом, но традиционалисты-склонные епископы и религиозные ордены иногда ощущали холодный ветер.

Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками). Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.

Сразу же после своего избрания патриархом (посвящен 25 июля 1652 г.) Никон стал решительно вмешиваться в светские дела, требовать участия церкви в решении всех государственных вопросов. Он открыто заявлял, что патриарх по своему значению стоит выше царя. «Священство царства преболее есть», - говорил он. Никон демонстративно принял титул «великого государя» (наподобие Филарета). Патриарший двор он старался наполнить царской пышностью. Решительно вмешивался в государственные дела (особенно в период отсутствия царя в Москве во время военных походов 1654-1658 гг.). В приговорах Боярской думы в это время стала часто появляться формула: «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

Как он, конечно же, не имеет: его экономическое видение предлагает общую критику жадности и безразличия, а не конкретную социал-демократическую программу, и нет ничего секуляризованного в его стиле. Он предан своим благочестием, сверхъестественным, а иногда и апокалиптическим в своих темах, и подчеркивает важность таинств и святых. И он ясно заявил, что у него нет ни намерения, ни способности изменить учение Церкви по таким вопросам, как аборты и однополые браки.

Все это позволяет вообразить, что Фрэнсису удалось добиться успеха в его балансировании. Поскольку доктрина, похоже, не под вопросом, папская повестка дня, посвященная прекращению коррупции в Ватикане и подчеркивающая приверженность глобальной бедноте, могла бы успешно преодолеть некоторые внутренние деления Церкви - не в последнюю очередь потому, что эти деления не всегда как двоичный, как предполагает язык «левого и правого». Многие богословские консерваторы в развивающемся мире являются естественными экономическими популистами, и они совершенно довольны тем, как этот папа говорит о глобализации и свободном рынке.

Вначале это привело к личному конфликту между Алексеем Михайловичем и Никоном (в 1658 г. произошел открытый разрыв отношений между ними), но вскоре это противостояние переросло в крупную государственную проблему. Итогом стало так называемое «дело Никона». В 1660 г. царь с помощью собора русских епископов попытался оформить отстранение Никона от власти и избрать нового патриарха, но это ему удалось далеко не сразу.

Аллергия на некоторые из его риторики в основном ограничена американским правом, и даже там это в значительной степени феномен уровня элиты; Рейтинг одобрения Франциска в Соединенных Штатах среди консервативных католиков примерно такой же высокий, то есть очень высокий - как среди католиков, которые идентифицируют себя как умеренные или либеральные. И по крайней мере некоторые из последних групп в основном хотят, чтобы Церковь де-подчеркивала культурную войну, а не меняла конкретные учения, поэтому риторические сдвиги Френсиса могут быть достаточными для их удовлетворения.

Напряженная борьба между царем и патриархом продолжалась в течение более чем восьми лет и завершилась лишь после созыва в Москве «вселенского» церковного собора (из четырех зарубежных патриархов на собор прибыли двое: александрийский и антиохийский с полномочиями от константинопольского и иерусалимского). Дипломатическими действиями царь сумел добиться согласия восточных патриархов со своей позицией. Собор осудил действия Никона и лишил его (в декабре 1666 г.) патриаршего сана.

Но бывают времена, когда сам Фрэнсис, кажется, хочет чего-то большего, чем просто изменение акцента. Даже когда он официально подтвердил церковные учения о сексе и браке, он показал настойчивое нетерпение - популист, иезуит или и то, и другое - с препятствиями, которые эти учения представляют для возвращения католиков в Корею. Его расстройство наиболее ярко проявилось в вопросе о разводе и повторном браке: он неоднократно демонстрировал, что, похоже, является молчаливой поддержкой идеи, давно одобренной Вальтером Каспером и другими либеральными кардиналами, чтобы позволить католикам во втором браке получить Причастие, даже если их первый брак по-прежнему считается действительным, то есть даже если они живут в том, что Церковь считает прелюбодейными отношениями.

Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф II (1667-1672). Никон был сослан в Белоозерский край (Ферапонтов, затем Кирилло-Белоозерский монастырь), где провел 15 лет. В следующее царствование он был переведен в основанный им Воскресенский монастырь под Москвой, но умер (17 августа 1681 г.), не доехав до него.

Возможное последствие заключается в том, что пейзаж после сексуальной революции сейчас столь же культурно чужд Церкви, как и в Китае в эпоху Маттео Риччи, и что некоторые культурные помещения необходимы, прежде чем миссионерская работа может процветать. Проблема для Фрэнсиса заключается в том, что аргумент Каспера не особенно убедителен. Описание Причастия для повторного брака как просто пастырское изменение игнорирует его неизбежные доктринальные последствия. Если люди, которые живут как прелюбодеи, могут принять Причастие, если Церковь может признать свое состояние жизни неидеальным, но каким-то терпимым, то либо сакраментальное богословие Церкви, либо ее определение греха было эффективно переписано.

Таким образом, попытка Никона поставить церковь над государством окончилась неудачей. Следующие патриархи уже не вмешивались в государственные дела. Это было большой победой светской власти и означало еще один крупный шаг в утверждении абсолютизма в стране. Еще ранее, в начале 50-х годов, правительство Алексея Михайловича запретило монастырям и архиерейским домам приобретать новые земли, что положило предел росту церковного землевладения.

И последствия такого изменения потенциально радикальны. Таким образом, это место, где стремление Фрэнсиса к равновесию, по его собственной инициативе, в конечном счете разваливается, приведя культовую войну, которую он преуменьшает до центра. И это место, где его понтификат мог стать подлинно революционным. Его другие шаги меняют Церковь, но постепенно и обратимо, оставляя линии размытости конфликта и напряженность мостик. Но изменение учения о сексе и браке, которое Церковь потратила на века, настаивая на том, что это просто не может изменить - учение по вопросу, непосредственно заданному самим Иисусом, - совсем другое.

Борьба официальной церкви со старыми обрядами привела к жестким репрессивным мерам по отношению к старообрядцам. Ответом стали их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях 60-70-х годов.

Среди идеологов старообрядцев выделялись протопоп Аввакум, Петр, Иван Неронов, Никита Пустосвят и др. Особенно яркой личностью был Аввакум. Именно его проповеди придали движению социальную окраску. Он проповедовал о том, что в Москве воцарился антихрист и что патриарх Никон и царь Алексей - «два его рога»: они пьют кровь честных людей (старообрядцев) и пьяны от нее. За свои проповеди Аввакум был арестован и заключен в тюрьму, но не сдался и продолжал свои призывы уходить из мира антихриста, не служить ему. В 1671 г. (после жестокого подавления движения под руководством Степана Разина, в котором приняли участие многие сторонники старообрядчества) начались самосожжения в Заволжье. Особенно эта форма протеста против политики властей распространилась при патриархе Иоакиме (1673-1690), начавшем решительную борьбу с расколом в русской церкви. В 1682 г. (14 апреля) был казнен (сожжен) Аввакум вместе со своими единомышленниками - Федором, Ивановым, Лазарем, Епифанием. Через несколько месяцев (6 июля) последовала казнь одного из наиболее талантливых последователей Аввакума - Никиты Пустосвята. Пострадали и многие другие старообрядцы.

Это предложило бы миру и многим католикам, что католицизм формально капитулировал перед сексуальной революцией. Это предоставило бы прогрессивным членам Церкви разумные основания требовать возможности для дальнейших экспериментов. И это сделало бы невозможным для многих консерваторов, лелеющих и клерикальных, чтобы избежать какой-то публичной оппозиции папе.

Такое развитие, вероятно, не вызовет немедленного кризиса или раскола. Но это поставило бы Церковь на такую ​​траекторию, что англиканское причастие и другие протестантские деноминации проследили бы по этим вопросам и сделали бы более вероятное разделение. По мере распространения пасторальных экспериментов географические и культурные различия будут иметь все большее значение, и официальное католическое учение будет эффективно варьироваться от страны к стране, епархии до епархии, более четко, чем сегодня.

При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную «многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить старообрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, разумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но основные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых обрядов оказались не только широкие слои крестьян и посадских людей, низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и представители верхов общества - бояр (боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).

Открытые столкновения внутри иерархии станут обычным явлением. Критика папы станет нормальным среди самосознательно ортодоксальных, и ставки будут повышаться с каждым последующим папским избранием и вмешательством. С самого начала сексуальная этика была ближе к сердцу христианства и христианской жизни, чем теперь предполагают многие богословские прогрессисты.

Но эти примеры не особенно обнадеживают, учитывая, что многие основные богословские споры привели, как и следовало ожидать, к крупным расколам, начиная с ранних расколов с коптами и монофизитами и несторианами, до отделения от Восточной Церкви, средневековый Великий раскол и, конечно же, протестантскую реформацию.

Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосознание русского общества конца XVII - начала XVIII в. Многие народные движения, имея в своей основе социально-экономические и политические мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., стрелецкие восстания 80-х годов и др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную атмосферу и культуру последующих веков.

Возможно, дискуссии о сексуальной революции будут менее значительными в ретроспективе, чем споры о природе божественности Христа или аргументах эпохи Реформации о папской власти и таинствах. Но с самого начала сексуальная этика была ближе к сердцу христианства и христианской жизни, чем теперь предполагают многие богословские прогрессисты. Недаром Филипп Рифф описывал идеалы, такие как моногамия и целомудрие, как часть «консенсусной матрицы христианской культуры». Неудивительно, что в протестантских церквях эти дебаты часто угрожали или порождали раскол.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №11 г. ПАВЛОВО

РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема:

Предмет: истории России.

Класс : 7

Раздел образовательной программы: Россия в XVII веке.

Программа курса по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение», 2011г. 6-9 классы.

Учебник : А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России конец XVI - XVIII в» М.»Просвещение» 2008г.

Учитель: Белова Е.Н.

Тема урока : Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели урока : сформировать представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.

Задачи урока:

Образовательные:

Осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;

Выяснить причины и последствия церковного раскола.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к изучаемому материалу;

Развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, делать выводы через решение проблемных вопросов;

Развивать умение самостоятельно получать знания через работу с текстом.

Воспитательные:

Воспитание культуры общения через работу в группах;

Прививать уважение к истокам русской православной веры.

Персоналии: патриарх Филарет, Михаил Федорович,патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.

Средства, необходимые для проведения урока:

Компьютерная презентация.

Тексты заданий для самопроверки учащихся.

Карточки для актуализации знаний.

Этапы урока, время

Деятельность

Обоснование

Учитель

Ученики

1.Организационный момент.

1мин.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, состояние рабочего места, внешний вид учащихся.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.Я рада вас видеть.

Ученики заранее готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Организационный момент проходит быстро, спокойно, доброжелательно. Это быстро включает учащихся в деловой ритм.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Постановка задач.

2 мин.

В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.

Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?

Учитель: - Взгляните на эту картину. (слайд 1). Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Вопрос учителя : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Власть и церковь. Церковный раскол.» (слайд2).

Давайте сформулируем задачи урока: формирование представления о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви,

Раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона, определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.

План урока перед вами (слайд3)

1. Церковь после Смуты.

2.Патриарх Филарет.

3. Реформа патриарха Никона.

4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

5.Церковный Собор 1666-1667 годов.

6. протопоп Аввакум.

Работать будем по трем группам.

Построение перспективы предстоящей работы.

Повышение эффективности результата.

Применение компьютерных технологий.

Ученики слушают учителя, готовятся к восприятию материала.

Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.

Формируется целенаправленная учебная деятельность.

Реализуется развивающая задача урока (развивать познавательный интерес к изучаемому предмету).

Создание проблемной ситуации.

(Реализуется проблемный метод).

3. Актуализация знаний:

5 мин.

Актуализация знаний через беседу по вопросам и работе в группах.

Учитель : Для лучшего усвоения нового материала давайте повторим основные понятия темы прошлого урока. Какую тему мы изучали?

Учитель: Что относится к политическому развитию страны?

Давайте проведем работу по группам с карточками.

Задание для 1 группы:

Заполните пропуски.

(приложение1).

Задание для 2 группы:

Составить генеалогическую схему «Первые Романовы».

Задание для 3 группы:

Дать развернутый ответ на вопрос:

Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их функции.

Демонстрируют уровень знаний по ранее изученным темам.

Ученики : Политическое развитие страны.

Актуализация знаний через работу в группах по дифференцированным карточкам. Дифференциация по уровню трудности. Элемент развивающего обучения.

Реализуется воспитательная задача (воспитание культуры общения через работу в группах).

4. Изучение нового материала.

20 мин.

Объяснение учителя :События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича. (слайд 4)

Найдите на стр. 56 учебника:
1. Чего удалось добиться новому патриарху?

2. Какие вопросы не были решены?

Учитель: Слушаю ваши ответы.

(слайд 5-6).

Учитель: Реформу было поручено провести патриарху Никону.

Учитель: Сообщение учащегося.

(Биография патриарха Никона).

(слайд 7).

Объяснение учителя: В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите и прослушайте видеоролик, найдите ответ на вопрос.

Что нового было введено в результате осуществления церковной реформы?

(Проверка сопровождается презентацией: на слайде высвечивается правильный ответ, после ответов учащихся).

(слайд 8).

Учитель: - Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?

Учитель: вам предстоит работа по группам с карточками.

(приложение 2).

Задание для 1 группы .

В чем была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне?

Каков был результат противостояния царя и патриарха?

Задание для 2 группы .

Задание для 3 группы.

- Какие страницы биографии протопопа Аввакума показались вам самыми яркими? (слайд 9).

Слушаю выступления каждой группы.

Учитель: Ребята давайте вновь посмотрим на картину Сурикова «Боярыня Морозова».

(слайд 10).

Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

Формирование знаний о событиях Смутного времени.

Ученики читают текст учебника и находят ответы на поставленные вопросы стр. 56.

Ответы учащихся:

1. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.

2. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Ученики просматривают видеоролик.

Ученики отвечают на вопрос:

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

    Крещение тремя пальцами;

    Поясные поклоны вместо земных;

    Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

(Записывают в тетрадь).

Ученики: - Эти изменения вызвали протест широких слоев населения.

Учащиеся в группах совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в ключевые слова.

Ученики подводят итоги и делают выводы о том, что церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Обращение к символу урока- картине Сурикова. Ответ на поставленный в начале урока вопрос.

Данная работа

концентрирует внимание, закрепляет познавательный интерес. Формируются следующие навыки: умение работать с учебным текстом, выделять главное, анализировать материал

(частично- поисковый метод).

Сопровождение слайдов - многократное повторение материала. Работают все виды памяти.

Развивают познавательный интерес к изучаемому материалу.

(Информационный метод).

Использование мультимедийного материала разнообразит урок, делает его более интересным, образным.

(Информационные технологии).

Реализуется образовательная задача (выясняются причины церковного раскола).

Создается ситуация общения.

(Частично- поисковый метод).

Реализуется развивающая задача (умение самостоятельно получать знания через работу с тескстом).

Реализуется образовательная задача (выяснение последствий церковного раскола).

Реализуется развивающая задача (развитие логического мышления, умения анализировать, выделять главное, делать выводы через решение проблемных вопросов).

(Проблемный метод).

5. Физкультминутка.

1мин.

(приложение 3).

Демонстрация упражнений.

Выполнение упражнений.

Элемент здоровьесберегающих технологий.

6. Закрепление нового материала.

9 мин.

Учитель предлагает поиграть в игру «Чистый кадр». (слайд 11).

На кадре собраны даты, понятия, исторические личности. Ученики должны дать правильный ответ по каждому.

Учитель предлагает выполнить тест по пройденному материалу.

(приложение 4).

А теперь поменяемся тестами и проверим правильность выполнения работы. Возьмите ручку и там, где вы отметили правильно поставьте плюсы. В конце посчитайте все плюсы.

Критерии оценок посмотрите на слайде:

    7 - ОЦЕНКА «5»

    5-6 - ОЦЕНКА «4»

    3-4 - ОЦЕНКА «3»

    1-2 – ОЦЕНКА «2»

Работы сдаем.

Поднимите руки, кто получил «5», «4»?

Принимают активное участие в игре.

Работа с тестовыми заданиями.

Проведение учащимися самопроверки и самооценки по критериям учителя.

Технология « Чистый кадр» поможет расслабиться, в то же время повторить материал, выявить проблемные места.

Регулирующий компонент.

Самостоятельная работа.

7. Определение домашнего задания.

2 мин.

Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание (смотреть на слайд).

Не сделать нельзя.

Задание по выбору :

1. Составить синквейн.

2. Составить рассказ от имени участника событий.

Спасибо за хорошую работу.

До свидания.

Ребята записывают

задание в дневник, слушают инструктаж .

Идет подготовка к

правильному и полному выполнению домашнего задания.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!