Отмену лицензирования должны отложить / Елена Светличная

Только в 2006 году Федеральный лицензионный центр выдал строительным компаниям Архангельской области более 200 лицензий, приостановил действие 18 лицензий, через суд аннулировано шесть. На сегодняшний день правом проектирования, строительства и изыскательской деятельности в области обладают 1692 компании. Чтобы получить лицензию, фирма должна предоставить и подтвердить сведения о квалификационном составе предприятия и наличии необходимого оборудования. В противном случае строительство без лицензии попадает под определение незаконного предпринимательства. Все это позволяет государству контролировать строительную отрасль и не допускать на рынок сомнительных участников.

Эти доводы приводят противники отмены лицензирования строительных компаний, которая запланирована на 1 января 2007 года. Но эксперты стройиндустрии считают, что ни власть, ни бизнес не готовы к работе без лицензий.
О будущем лицензирования строительной деятельности наш разговор с руководителем Архангельского отделения Федерального лицензионного центра при Росстрое Ниной Дядицыной.

— Считается, что Россия одна из немногих стран, где строительная отрасль жестко контролируется государством. В Европе основным регулятором рынка являются общественные объединения бизнесменов, которые контролируют работу отрасли и отвечают за качество строительства. Такой вариант может равносильно заменить лицензирование?

— Система лицензирования в нынешнем виде существует около 15 лет. Во всех регионах созданы представительства Росстроя, которые и обеспечивают выдачу строительных лицензий по всей стране. Подобной централизованной системы нет ни в одной федеральной структуре.
Идея передать контроль строительной отрасли саморегулируемым организациям хороша, но такие объединения должны быть профессиональными сообществами и основное внимание должны сосредоточить на решении вопросов, связанных с работой индустрии, а не на лоббировании своих интересов и пиаре отдельных фигурантов строительного рынка. Сегодня правила входа на строительный рынок равны для всех, но нет гарантии, что саморегулируемые организации будут защищать интересы всех строительных компаний, не препятствуя вхождению на рынок конкурентов.

Мы пытаемся заимствовать западный опыт, подчас забывая, что саморегулируемая организация — это, прежде всего, добровольная структура. Безусловно, она успешно объединит крупные компании, минуя при этом малые и средние предприятия. Значительная часть рынка останется неохваченной. Каким образом ее контролировать? Ответа пока нет.

Строительство — очень ответственный бизнес. Это именно та отрасль, где должно быть госрегулирование. Неквалифицированное выполнение строительных работ грозит безопасности жизни десятков тысяч людей. Отмена лицензирования может привести к тому, что в строительство придут люди без соответствующей квалификации. При всей сложности процедуры и бюрократической системе подхода к лицензированию строительства надо признать, что этот принцип создавал серьезный заслон на рынке от неквалифицированных компаний.

На данный момент система госрегулирования в строительной отрасли включает лицензирование проектирования, строительства зданий и сооружений, госэкспертизу проектной документации, государственный строительный надзор. Как вы знаете, в последнее время произошли серьезные изменения в сфере управления системой контроля и надзора. Если раньше лицензирование, госстройнадзор и экспертиза были под одним ведомством, то сегодня это практически самостоятельные структуры.

Отмена лицензирования сама по себе не обеспечит улучшения инвестиционного климата и качества строительства. Задача государства и профсообщества — выработать оптимальную систему взаимодействия всех структур, представленных на рынке. Сейчас в Госдуме находятся поправки в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». В частности, планируется перенести срок отмены лицензирования до 2010 года.

Сайт прессы Архангельской области

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru