ВТО и минерально-сырьевой комплекс России / Евгений Козловский

вице-президент РАЕН, доктор технических наук, профессор
Поскольку Россия стоит на пороге вступления в ВТО, головной болью властей должно быть ВТО и минерально-сырьевой комплекс России / Евгений Козловскийобеспечение ее интеграции в мировую экономику с пользой для национальной экономики. Рассматривая эту проблему, я опирался на обстоятельную работу Националь-ного инвестиционного совета (НИС) РАН «Народно-хозяйственные последствия присое-динения России к ВТО» (2002 г.) и доклад профессора Цюрихского университета Овчинникова В. В. на V международном форуме «Высокие технологии XXI века». К со-жалению, эти работы мало известны широкому кругу специалистов и не получили долж-ной оценки. А зря!
Что такое ВТО?

Либерализация мировой торговли в рамках Всемирной торговой организации при рыночном регулировании, свободе перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг, требует от стран — членов ВТО взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле, регулирования торговли исключительно тарифными методами, отказа от ограничений, открытости торговой политики и др.

Известно, что в современных рыночных условиях конкурентоспособность экономики, экономическая безопасность государства и состояние социально-экономической сферы зависят от конкурентоспособности бизнес-структур. Конкурентоспособность в совре-менной мировой рыночной среде во многом определяется соответствием продукции ме-ждународным стандартам качества. Они распространяются на промышленность и инно-вации, науку и образование, финансовые и иные услуги, сферу управления, включая гос-аппарат. Стандартами устанавливаются требования к производителям товаров и услуг, инвестиционным и производственным процессам, содержанию и формам экспертных за-ключений.

В странах с развитой рыночной экономикой соответствие бизнес-структур этим стандар-там является заботой их владельцев, а в странах с развивающейся рыночной экономикой (например, в Китае) вопросы стандартизации и сертификации являются предметом госу-дарственной политики. К сожалению, в России эта проблема, даже после договорённо-стей правительства о вступлении в ВТО, на государственном уровне пока не понята, в связи с чем предприятия реального сектора экономики остаются в неведении относительно своего ближайшего будущего.

При присоединении к ВТО государства делегируют ей часть своих суверенных полномо-чий. При этом они теряют возможность планировать развитие страны, обязуясь под над-зором международных комиссий проводить политику технического регулирования, сни-жения бюрократического пресса чиновников и государственного регулирования, защиты прав собственности, совершенствования налоговой и таможенной систем. Если государ-ство этого не делает, то оно подвергается серьёзным экономическим санкциям членов ВТО. Поэтому после вступления в ВТО произойдут необратимые последствия для эконо-мики, экономической безопасности и населения России.

Бизнес-структуры, не сертифи-цированные в соответствии со стандартами ИСО, начнут немедленно вытесняться с внут-реннего рынка зарубежными компаниями, не говоря уже о потере нами зарубежных рын-ков сбыта, за исключением экспорта сырьевых ресурсов и продукции первого передела. К подобным событиям иностранные компании, в первую очередь в США и ЕС, уже гото-вятся и вкладывают в это серьёзные средства.

ВТО регламентирует торговую и промышленную деятельность в едином мировом право-вом и экономическом пространстве с целью, как утверждается, якобы защиты от любых недобросовестных действий, ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран, причем, как со стороны государств, так и частных компаний. Все, что огра-ничивает конкурентоспособность производителей продукции на внешних и внутренних рынках мира, должно быть обосновано в соответствии с принятыми Генеральными со-глашениями, договорами и протоколами ВТО.

Ежегодный бюджет ВТО составляет более 168 млн. швейцарских франков (примерно 90 млн. долларов США). Штат секретариата образуют 500 сотрудников, работающих по по-стоянному найму. Глава — генеральный директор, периодически переизбирается из числа представителей стран — участниц ВТО. Им в настоящее время является Супачай Панич-пакди, а главой Генерального совета — Сотаро Осима. С 1 сентября с. г. ВТО возглавит француз Паскаль Лами, бывший европейский комиссар по вопросам торговли с 1999 г. по 2004 г.

Правила и регламенты

ВТО располагает обширным набором инструментов регулирования конкуренции: меж-дународные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования различных видов предпринимательской деятельности. ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых, таможенных и иных проце-дур работы государственных органов с бизнесом, совместимых с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой.

Соглашения ВТО предписывают присоединившемуся государству вести себя как беспристрастный регулятор рынка по отноше-нию к частным и государственным компаниям. Большинство положений и стандартов ВТО не делает различий между частными и государственными компаниями. При этом выделяется контроль за деятельностью государственных компаний, за добросовестную конкуренцию которых отвечает государство. За работу частных компаний отвечает их менеджмент.

Важно понимать, что одним из основных доказательств конкурентоспособности продук-ции (услуг) в мировой экономике служит соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 и способность отвечать по финансовым рискам. Чем более раз-вита экономика страны, тем большее влияние на нее оказывает национальная система технического регулирования. На рыночную цену товара влияет также стоимость обяза-тельной или добровольной международной сертификации.

 Как показывает опыт Финляндии, Египта и других стран, финансирование сети сертификационных услуг и международная аккредитация программ обучения предпринимателей престижны, целесообразны и выгодны — кредиты, выданные на это под гарантии государств, быстро погашаются и приносят не только ощутимую прибыль, но и скрытые выгоды. Государство обеспечивает стартовое финансирование федеральных и региональных органов сертификации с целью их статусной и полноценной аккредитации в крупнейших национальных и зарубежных центрах, с последующим выходом государства из этого бизнеса с прибылью, подобно го-сударственным венчурным компаниям.

Как защитить российский бизнес

Что конкретно должны сделать российские предприниматели для успешной конкуренции после вступления в ВТО до сих пор не понятно и не известно. Сегодня Россия не способ-на принять международный капитал, который концентрируется в основном в Москве и нефтегазовых регионах Севера и Западной Сибири. По экспертным оценкам, из 1027 го-родов и поселков городского типа, а также 152 тысячи сельских населенных пунктов эко-номический рост и конкурентоспособность предприятий на российском рынке возможны всего в 140 точках, а по оценкам ВТО – не более чем в 18 точках. Все это создаст боль-шие проблемы.

Свободное обращение товаров и услуг в мировом экономическом пространстве на основе международной сертификации качества требует от России создания соответствующей национальной сети, что позволит значительно снизить затраты на сертификацию российских предприятий. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса. Безусловно, национальные центры сертификации не должны допускать на российский рынок некачественные товары иностранных компаний. Практика Китая свидетельствует, что подобные центры обеспечивают национальным производителям продукции максимальные возможности удовлетворять растущий спрос населения страны на качественный товар с одновременным повышением экспортных возможностей экономики.

В России сохраняется устаревшая система стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования. И хотя Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» серьёзно меняет эту ситуацию, выводя стандарты на общефедеральный уровень интеллектуальной собственности в виде технических и административных регламентов, большинство предприятий не готово к его применению.

Это может привести к тому, что экономика России будет вынуждена еще некоторое время воспроизводить свое отставание от развитых рыночных экономик других стран, применяя международные стандарты, разработанные 10-15 лет тому назад, и прибегая к многократно завышенным сертификационным ус-лугам западных компаний. Важно, чтобы этот процесс не затянулся, иначе он станет не-обратимым, тем более при нынешнем противодействии созданию международных органов сертификации и аккредитации персонала и предприятий на территории России.

Особенно это характерно для обязательств, которые берет на себя как государство, так и частный бизнес по отношению к ВТО.
К первой группе таких обязательств следует отнести Генеральные соглашения между го-сударствами, которые российское правительство обязуется выполнять после присоедине-ния к ВТО. Они касаются правил использования и защиты инвестиционной, коммерче-ской и интеллектуальной собственности, а также международной юридической практики по защите собственности экспортеров и импортеров продукции.

Ко второй группе следует отнести защитные меры по тарифной политике в отношении экспортеров и импортеров продукции и услуг: налоговые, таможенные и иные пошлины, защищающие отечественных товаропроизводителей от давления импорта. В отношении экспорта государство отстаивает перед другими членами ВТО свои требования к сниже-нию перечисленных выше пошлин, облегчая выход на мировые рынки, прежде всего, ма-лого и среднего бизнеса. Для этого в частности надо создавать национальные и регио-нальные органы сертификации качества менеджмента, товаров и услуг отечественных производителей, не уступающие по своим возможностям лучшим зарубежным и между-народным органам. Причем российские органы сертификации должны быть аккредитова-ны в странах — членах ВТО с наиболее развитой рыночной экономикой.

Международная практика свидетельствует, что роль государства на рынках стран, при-соединившихся к ВТО, при соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции, снижается, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации возрастает.

К настоящему времени завершается создание единого экономического пространства Ев-ропы, США и стран Юго-Восточной Азии (прежде всего Японии и Китая), с одновремен-ным признанием бюрократией приоритета и ведущей мировой экономической роли США. Это означает признание главенства экономики США в области новейших техноло-гий, а Европа оставляет за собой право развивать только отдельные сектора экономики, где она уже добилась инновационных успехов, совершенствовать налоговую и таможен-ную систему, повышать уровень защиты своих рынков, а также уровень жизни населения стран, входящих в Европейский союз.

Переход мировой банковской и финансовой системы на стандарты БАЗЕЛЬ-2 и
БАЗЕЛЬ-3 позволил внедрить в практику финансовых институтов высококачественные методы управления кредитными, рыночными и операционными рисками, а также банков-ского надзора за прозрачностью управления капиталом. Это позволяет повышать конку-рентоспособность за счет полноценного финансирования инновационных проектов.

В России не более 5% предприятий смогли за последние 15 лет модернизироваться и в какой-то мере соответствовать зарубежным стандартам ВТО. В основном они сосредото-чены в Москве, Центральном регионе и Западной Сибири, то есть в экономических рай-онах с высокой стоимостью рабочей силы. Эти предприятия приобретают зарубежные активы и конкурируют с местными компаниями как на российском, так и на внешних рынках. Главным требованием со стороны ВТО по отношению к таким предприятиям яв-ляются качество их менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансо-вой отчетности, служащие ориентиром для инвесторов и заказчиков.

Конкурентоспособность менеджмента и продукции компаний базируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала. Для успешного привлечения финансовых ресурсов нужно нау-читься работать с типовыми программами управления активами (от недвижимости до интеллектуальной собственности), прошедшими соответствующую международную ак-кредитацию и получившими международный рейтинг у одной из авторитетных между-народных организаций. А для этого необходимо выстроить процессы финансовой дея-тельности предприятия в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000. Предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности по МСФО не по заказу налоговой инспекции, а в соот-ветствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности, принятой в мире (стандарт ИСО 19011).

Сертификация персонала

Международный опыт предприятий показывает, что они тратят на подготовку и серти-фикацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и средне-го бизнеса и 12% — для крупного.

В настоящее время в России пока сохраняется устаревшая система стандартизации, сер-тификации, аккредитации и лицензирования. Федеральный закон «О техническом регули-ровании», как отмечалось, мог бы изменить эту ситуацию. Но большинство предприятий еще не готово к его применению, прибегая к сертификационным услугам западных ком-паний. В связи с этим правомочность оказания сертификационных услуг определяется договоренностями с «дочками» иностранных компаний, а российские чиновники не мо-гут дать четкого толкования правомочности их действий на территории России. Вследст-вие этого не выполняется главное требование ВТО к торговле без сертификационной дискриминации со стороны иностранных компаний.

Ряд стран ВТО применяет практику создания независимых органов аккредитации и сер-тификации при научно-образовательных центрах, имеющих соответствующее оборудова-ние для испытательных лабораторий и высококлассных специалистов, способных создавать новые стандарты. Россия тоже пытается идти по этому пути. Для этого в рамках сис-емы образования, науки и технологических центров должны быть созданы не менее 20 крупных научно-образовательных центров на всей территории РФ. На базе таких центров предполагается создать международные органы сертификации и аккредитации персонала и предприятий.

Сложившееся положение дел вполне устраивает крупный российский бизнес, торгующий сырьем. Дороговизна услуг его не заботит и в то же время позволяет занять исключи-тельное положение на российском рынке и приобретать (без конкурентов) новую собст-венность как в России, так и за рубежом. Малый же и средний бизнес, который не может позволить себе такие расходы на сертификацию, теряет многие выгодные заказы, прибегая к услугам отечественных сертификационных компаний, не признаваемых за рубежом и не отвечающих за принесенный ущерб.

Россия существенно отстает от других стран — членов ВТО и в аккредитации органов сер-тификации и учебных программ подготовки и сертификации специалистов. Сегодня в России имеются единственная аккредитованная на достаточно высоком международном уровне программа подготовки мастеров администрирования (MBA) одного из учебных центров, а также 10 типовых программ по применению систем менеджмента качества (СМК) и организации на их основе финансовой деятельности по МСФО предприятий на основе швейцарских стандартов FT 146/SR 02-1-10. Эти же программы образуют плат-форму для применения банками стандарта БАЗЕЛЬ-2.

Кроме этого, существуют механизмы так называемой квотной аккредитации, когда некая организация получает право сертифицировать персонал или предприятие на основе деле-гирования ей полномочий, прописанных в специальном лицензионном соглашении, за-ключаемом между органом аккредитации любого уровня и органом сертификации с оп-ределением всех прав и обязанностей двух сторон.

В значительной степени эффективность инновационной деятельности в стране повышается с внедрением систем менеджмента качества и безопасности, что позволяет запустить механизмы снижения рисков, снять многие препятствия на пути международного сотрудничества в инновацион-ной сфере и поднять заинтересованность бизнеса во вложениях.

Переговорный процесс

Судя по всему, в скором времени переговоры по присоединению России к ВТО будут за-вершены. Уже проведены переговоры с 30 странами, на которые приходится 85% нашего внешнеторгового оборота. Ещё с четырьмя странами переговоры скоро завершатся. Тем не менее, с Россией ещё не подписали соглашение 25 стран, среди которых США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина и Мексика.

От нас требуют уравнять экспортные и внутренние тарифы на «голубое топливо», взять на себя общие обязательства по снижению роли государства в экономике, что также для нас совершенно неприемлемо. Россию хотят вынудить зафиксировать государственную поддержку аграрного сектора на уровне последних лет ($3,5 млрд. в год), в то время как ещё в начале 1990-х годов господдержка доходила до $10 млрд. От России также требуют снизить или отменить пошлины на ввоз авиационной техники, а Австралия требует свободного доступа к российским природным ресурсам!

В исследовании РАН «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» отмечается, что в меньшей степени присоединение к ВТО скажется на российском экспорте. Его топливно-сырьевая часть – это 2/3 экспорта — не подвержена на мировых рынках серьезным ограничениям, а для остальной трети, на которую распространяются льготы ВТО, торгово-политическая ситуация не изменится, так как Россия уже имеет дос-туп к тем конвенционным ставкам тарифов, которые страны — члены ВТО установили во взаимной торговле.

Эксперты отмечают, что членство в ВТО может дать России повод для пересмотра на-правленных против нее антидемпинговых санкций, приведения их к «рыночным» прави-лам исчисления и применения. Однако такой пересмотр еще не означает их отмены, по-этому нынешний расчетный ущерб, оцениваемый Минэкономразвития в 3,5 млрд. долл. в год, может быть снижен в будущем лишь примерно на 30-40% (данные на 2002 г.). Они же отмечают крайне неравномерную вовлеченность во внешнеэкономические связи от-дельных регионов России. По отношению к объему потребительского рынка лишь у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов – 10%. Ожидаемый прирост валового регионального продукта в этих субъектах под воздействием импортозамещающего роста выпуска в отраслях не превысит 0,6-0,7%.

Интеграция России в мировой рынок, как и любое новое значимое событие, имеет и нега-тивные стороны. При сложившемся довольно либеральном внешнеторговом режиме воз-можно проникновение на российский рынок фирм-однодневок и недобросовестных про-изводителей, разнообразные злоупотребления с их стороны. Наибольшие опасения вызы-вает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы.

Опросы российских предпринимателей и их союзов показывают, что готовыми конкури-ровать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских предприятий, на рын-ках СНГ – 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10%.
Следует учитывать, что Россия, стремясь стать членом ВТО, в то же время намерена со-хранить преференциальные торговые отношения со странами СНГ и, прежде всего, с партнерами по Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) и Союзному госу-дарству, а также участниками зоны свободной торговли.

В настоящее время в практике торгово-экономических отношений России со странами СНГ существуют реальные преференции, не предоставляемые третьим странам, как, на-пример, режим свободной беспошлинной (при некоторых изъятиях) торговли на основе двусторонних соглашений и более низкие чем в торговле с другими странами цены на большинство топливно-сырьевых товаров, особенно на нефть и природный газ.

Отказ от преференциального режима торговли со странами СНГ, по нашей оценке, при-ведет к ее заметному сокращению, сделает неконкурентоспособной большую часть взаи-мопоставляемой продукции (прежде всего продовольствия и товаров высокой степени обработки), и усугубит тем самым несбалансированность взаимного обмена. В этих во-просах, естественно, преобладают политические вопросы.

Неоднозначные последствия для экономики стран СНГ и их отношений с Россией будет, очевидно, иметь и либерализация торгово-экономических связей с третьими странами в результате вступления в ВТО. В настоящее время для стран СНГ, не вступивших в ВТО, основными партнерами устанавливается крайне жесткий торговый режим с таможенными пошлинами в три и более раза превышающими действующие в странах — членах ВТО.

По оценкам Исполкома СНГ, страны Содружества от дискриминации торгово-экономических отношений с третьими странами теряют в настоящее время примерно 2 млрд. долларов ежегодно. В связи с этим в ходе переговоров со странами СНГ о вступле-нии в ВТО, как представляется, было бы целесообразно выработать согласованные пози-ции по ряду вопросов торгово-экономических преимуществ, предоставляемых друг другу странами СНГ и т. п.

Положение в минерально-сырьевом комплексе

Известно, что бюджет России формируется в основном за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Ведь около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балан-совой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено в сфере недрополь-зования, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 33% ВВП и около 70% экспорта страны.

За рубежи России вывозится 45% и 33% добываемых в стране нефти и газа соответствен-но, 34% нефтепродуктов, меди, никеля, алю-миния — до 90-99% от общего объёма произ-водимых в стране этих важнейших видов ми-нерально-сырьевой продукции. Значительная часть продукции экспортирует-ся в сыром виде (товарная руда, концентраты) без высокой переработки её внутри страны.

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в последние 15 лет, негативно влияет на развитие экономики России — при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, всё более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа. Чрезмерная зависимость отраслей топливно-сырьевого комплекса от внешнего рынка, где в последние годы отмечались резкие колебания цен, приводит к их зависимости от состояния мировой конъюнктуры.

Необходимо отметить, что социально-экономическое развитие, геополитическое поло-жение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значи-тельной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Продолжающийся спад производства минеральных ресур-сов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предпри-ятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005-2010 гг., катастрофическое сниже-ние объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 гг. произойдёт почти полное исчерпание разведанных за-пасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпан-ными к 2015 г., а серебра и цинка к — 2020 г.

Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенацио-нальная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за последние годы геологоразведочные работы сократились в три раза. Если не будет наведен порядок в финансировании геологоразведочных работ, то в ближайшее время они сократятся еще как минимум на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40%.

Следует констатировать, что минерально-сырьевая база России вступила в фазу про-грессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов ис-пользуется неэффективно. Поэтому сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе производство-потребление-экспорт добытого сырья и продуктов его перера-ботки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада. Вместе с тем действующая налоговая система, не учитывающая уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также осо-бых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное ис-пользование имеющейся минерально-сырьевой базы и требует реформирования.

Отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограни-ченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.
Эти проблемы нельзя рассматривать в отрыве от других сегментов экономики и социаль-ной сферы.

 Исследование недр требует все более совершенных методов изучения и обра-ботки данных, совершенствования геологоразведочного и добычного оборудования, но-вых экологически безопасных и безотходных технологий глубокой переработки добывае-мого сырья с более высокой добавленной стоимостью. За этим стоят фундаментальные и прикладные научные исследования, инженерно-конструкторские решения, новые мате-риалы и методы обработки информации, приборы и оборудование, необходимость созда-ния новых транспортных коммуникаций. И, в первую очередь, потребность в высококва-лифицированных кадрах.

Гармонизация стандартов в геологии и недропользовании

В преддверии вступления в ВТО требуется создание новой нормативной базы в областях исследования недр, недропользования и управления фондом недр. Для этого должны быть форсированы работы по созданию национальных стандартов с целью установления общетехнических требований, норм и правил, обеспечивающих взаимопонимание, ин-формационную и техническую совместимость продукции, общих требований по охране окружающей среды, безопасности работ и услуг.

Нельзя не остановиться на необходимости гармонизации требований, действующих в ме-ждународной практике геологического изучения и использования недр, с национальной системой стандартизации, которая будет создана в ближайшее время. В последние годы особенно острые дискуссии происходили вокруг классификации ресурсов и запасов по-лезных ископаемых.

В отличие от России, где действует единственная классификация, утверждённая государством и являющаяся обязательной для всех организаций, ведущих геологоразведочные работы, для подсчёта ресурсов и запасов и разработки месторожде-ний нефти и газа в США существует несколько классификаций. Это классификации пра-вительственных агентств (Горное бюро и Геологическая служба США), отдельных круп-ных компаний, научных обществ (Общество инженеров-нефтяников, Американская газо-вая ассоциация и др.), институтов (Американский нефтяной институт), бирж по ценным бумагам и банков. Все они, как правило, имеют много сходных элементов.

Для ресурсов и запасов твёрдых полезных ископаемых принципиальное значение имеют классификации, принятые в 1999 г. в форме кодексов в Австралии, Канаде, ЮАР, США и некоторых других странах. Эти кодексы, согласованные с фондовыми биржами, содержат унифицированные определения различных категорий ресурсов и запасов, регламентируют требования к ним, порядок оценки и экспертизы.

Рамочная классификация ООН имеет своей целью интеграцию оценок запасов разных стран мира на основе единых показателей. Анализ показывает возможность отражения в системе показателей классификации ООН как действующей в России классификации, так и её актуализированной версии. Вместе с тем, для полноты совмещения классификаций требуется принятие общих, либо близких наименований различных категорий ресурсов и запасов.

Можно считать, что сближение отечественной классификации ресурсов и запасов с клас-сификациями, принятыми в зарубежных странах, создаст серьёзные предпосылки для уве-личения капитализации недр, что повысит их инвестиционную привлекательность и по-зволит сформировать экономическую основу для перехода на рентное недропользование.

В мировой практике геологического изучения недр наиболее известной системой стан-дартов является система РОSC, разработанная Международным институтом в сфере стан-дартизации нефтегазовых технологий, к которой присоединились свыше 100 участников. По некоторым данным в настоящее время действуют 26 международных и 84 националь-ных организации по стандартизации, которые ведут работу также в области метрологии. Для сферы геологического изучения и использования недр наибольший интерес пред-ставляют кроме РОSC документы таких международных организаций как ISО (Международная организация по стандартизации), GЕN (Европейский комитет по стандартизации), ОIМL (Международная организация по метрологии), WМО (Всемирная метрологическая организация), СОРАNТ (Панамериканская комиссия по стандартам) и ряд других.

Среди национальных организаций, занимающихся стандартизацией, значительный инте-рес для нас представляют документы Американского национального института по стан-дартизации США, Cовета по стандартам Канады, Британской организации по стандарти-зации, а также ряда других стран, активно занимающихся геологическим изучением недр.

Для применения этих стандартов на территории Российской Федерации необходимо ус-тановление научно-технических связей отечественного технического комитета ТК-421 «Геологическое изучение недр» с международными и национальными организациями, занимающимися стандартизацией и метрологией, и выяснение организационных и фи-нансовых условий их использования в России. Что касается стран СНГ, то научно-техническое сотрудничество по стандартизации в области геологического изучения недр на уровне МПР России уже ведётся, хотя больших сдвигов в этой деятельности пока не наблюдается из-за нерешённости финансирования. Вся эта многогранная работа определяется политическим пониманием возникших про-блем и государственным осознанием экономических перспектив России.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru