Все врут календари или Новый год – круглый год / Валерий Каджая

Сейчас много говорится и пишется о демографических аномалиях: в Европе население стареет, в Азии, наоборот, молодеет, или, если по-другому, там рождаемость падает, здесь же растет и ширится. В России, потому как она наполовину в Европе, а наполовину в Азии, в одной половине население прибавляется, а в другой – в убавляется и в целом убывает, что дает повод задуматься: а нет ли здесь заговора? Возможно даже мирового? Тем более, что прецедент имеется.

Демографический провал 1918-го

Мало кто знает, а если и знает, то как-то не задумывается, что однажды в России случилась этакая демографическая «черная дыра», самый что ни на есть настоящий провал: за 13 дней во всей стране не родилось ни одного(!) человека. Вообще-то, если без шуток, то все эти 13 дней дети рождались, как и при проклятом царизме – капитализме. Просто самих этих тринадцати дней не было. Не было и все! Их отменили без каких-либо шуток на полном серьезе.

Один из самых видных организаторов Мирового заговора, («мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», – в этом смысле) успешно осуществивший его в отдельно взятой стране, а именно Владимир Ильич Ульянов (Ленин), Председатель Совнаркома РСФСР, подписал 25 декабря 1917 года декрет в целях «единения со всеми культурными странами мира». Согласно этому декрету после среды 31 января 1918 года наступил четверг, но не первого февраля, а четырнадцатого. Поэтому если вы найдете человека, согласно его метрике родившегося в России с первого по тринадцатое февраля включительно1918 года, я съем свою шляпу, которой, правда, у меня нет.

В результате этой, отнюдь не единственной экспроприации, произведенной большевиками, 1918 год в России содержал в себе не 365 дней, как положено, а 352! Но это был далеко не самый короткий год в российской истории. Куда короче оказался год 1699-й. Правда, тогда он проходил под номером 7208 – от Сотворения мира. И просуществовал ровно три месяца. Новый год в те времена начинался у нас по-византийски 1 сентября.

Отпраздновав его, как и положено на Руси, где, как заметил еще Владимир Красное Солнышко, «веселие — есть пити», Петр Алексеевич, зело любивший повеселиться, проявил самодержавный волюнтаризм. И в конце декабря, испытывая огромную жажду (новаций, естественно, или по научному, реформ), которой он заразился на уже тогда гниющем Западе, издал декрет, простите, Указ, гласивший:

«А будущего Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год… и для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета исчислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года…» Так наступила в России Новая эра.

Откуда она пошла и есть?

«Эра» в буквальном переводе с латинского означает исходное число. Природа так устроена, что все в ней имеет свое начало и свой конец, и только сама Природа (иначе Вселенная) – вечна и бесконечна. Или, как сказано в Библии, «мир приходит и мир уходит, но земля пребывает вовек». Хотя в масштабах Вселенной и наша матушка-планета всего лишь случайная гостья, как и мы сами на ней.

Теоретически это все понятно, но в практической жизни человек всегда и везде ищет точку отсчета. В современном календаре, принятом во всем мире, таковой стало Рождество Христово. Шесть лет назад событию этому исполнилось ровно две тысячи лет! И отмечалось оно с такой пышностью, что затмило все подобного рода юбилеи. Торжества растянулись аж на целый год!

Ну, во-первых, потому что, чем дольше праздник, тем больше празднуешь. Во-вторых, произошла небольшая путаница в умах. Кому-то очень надо было знать: почему эра от Рождества Христова начинается 1 января, тогда как сам Христос родился 25 декабря? Как это понимать: то ли Христос родился в первом веке до нашей эры, то ли наша эра началась на следующий год после рождения Христа?

Чтобы не запутаться окончательно, праздновать начали, как начали, и праздновали весь 2001 год, объявив его весь, целиком юбилейным. Это у простого человека день рожденья – всего один день и всего только раз в году. А вот в две тысячи лет раз день рождения, да к тому же Богово, не грех и на год растянуть.

Как это не покажется парадоксальным, но тысячелетие со дня рождения Иисуса Христа вообще не отмечалось. Никак. Потому что точкой отсчета у европейских народов (не говоря уже обо всех остальных) была тогда совсем другая дата: год Сотворения мира. И произошло сие великое событие за 5503 года до Рождества Христова (Р. Х.).

Сакраментальную дату вычислил в III веке александрийский богослов и звездочет Секст Юлий Африканский на основе изучения библейских текстов. Как сами понимаете, очень научного изучения. До того и еще очень долго после того точкой отсчета на всей территории Римской империи считался год основания Рима «ab urbe condita» – 1285-й до Р. Х. Но с 284 года после Р.Х. наступила эра Диоклетиана – именно тогда сын вольноотпущенника, то есть бывшего раба, стал императором, и по утвердившейся со времен Октавиана Августа традиции провозглашен живым богом.

Эра Диоклетиана просуществовала почти тысячу лет, а копты (сохранившееся до наших дней доарабское христианское население Египта) и христиане Эфиопии пользуются ею и по сей день.

Рождеством Христовым как новой точкой отсчета во всемирной истории мы обязаны другому богослову и звездочету — Дионисию Микросу (Малому). По происхождению он был скиф, но, обладая выдающимися способностями, овладел в совершенстве греческим и латинским языками и стал папским переводчиком. С 500 года Дионисий жил в Риме, приняв монашество. Тогда же изучил он и астрономию, причем настолько глубоко, что ему поручили составление Пасхалий – расписание дней празднования христианской Пасхи на 95 лет вперед. Прежде этим занимались в Александрии, там со времен древнего Египта сложилась лучшая в Средиземноморье астрономическая школа. Последний раз составлял Пасхалии знаменитый астроном Кирилл Александрийский: он произвел все необходимые вычисления от 153-го до 247-го года «эры Диоклетиана».

Дионисий продолжил вычисления на следующие 95 лет. Почему именно 95? Да потому, что астрономы обнаружили, что каждые 95 лет Пасха повторяется в один и тот же день месяца, но с поправками на високосные годы. Согласно Никейскому собору 325 года христианская Пасха празднуется в первое воскресенье после того полнолуния, которое произойдет в день весеннего равноденствия или после него, и ни в коем случае не должна совпадать с иудейской. И та, и другая прочно связана с лунным календарем.

Юлианский же календарь, – солнечный, он не совпадает с лунным, поэтому Воскресение Христово – праздник переходящий, иначе говоря, скользящий по солнечному календарю. Самая ранняя Пасха может наступить 22 марта, самая же поздняя – 25 апреля по старому стилю или 4 апреля – 8 мая по новому. Но «в те годы дальние, глухие» не было ни телефона, ни телеграфа, ни спутников связи, и все расчеты делались загодя и доставлялись до самых дальних христианских общин нарочными за много лет до самого события.

Еще заметили астрономы, что в те же самые числа месяца и дни недели, но уже не взирая на високосы, и Пасха, и все другие памятные даты бывают каждые 532 года. Этот цикл был назван Великим Индиктионом, а 95-летний кругооборот – малым. В настоящее время мы живем в XV цикле, который начался в 1941 году, ну а Дионисий Малый готовил таблицы на XIII Великий Индиктион. Он первым обратил внимание на то, что христианские пасхи датируются эрой Диоклетиана – самого ярого гонителя христиан.

Монах справедливо посчитал сей факт кощунственным и вместо 248 года «эры Диоклетиана», ничтоже сумняшеся, поставил 532 год «от Рождества Христова». Однако новацию монаха оставили тогда без внимания – слишком много изменений в документации пришлось бы вносить по всей империи.

Лишь спустя 200 лет после смерти Дионисия другой монах, проживавший в Англии, Беда Достопочтенный стал пользоваться новой «дионисией» в своих сочинениях по истории Церкви. Человек он был авторитетный, и его примеру стали следовать другие коллеги. Однако в миру (европейском) придерживались в основном эры от Сотворения мира. Что же касается начала года, то тут в Европе царил полный разнобой: Новый год отмечался где на Пасху, где на Рождество, где на Благовещенье и т.д. Первое января как начало новолетия утвердилось во Франции лишь в 1564-м году, в Шотландии – в 1600-м, в Англии – в 1752-м, в Германии – в 1691-м и т. д.

Параллельно шел процесс утверждения Новой эры или эры от Рождества Христова, а также укоренялся новый Григорианский календарь, названный так по имени папы Григория ХIII, при котором он был принят в 1582 году, хотя разработал его Алоизий Луиджи Лилио, ученый из Перуджи. Точно также календарь, принятый в Риме в 45 году до нашей эры Юлием Цезарем, был назван юлианским, хотя автором его был александрийский астроном Созиген.

Почему разница осталась в 13 дней?

По юлианскому календарю все расчеты очень просты: каждый год имеет 365,25 суток, а каждый век – 36 525 дней. На самом же деле продолжительность года равна 365 суткам, 5 часам, 48 минутам и 46 секундам. В 325 году, когда состоялся Никейский собор, весеннее равноденствие, во время которого день по продолжительности равен ночи, приходилось на 21 марта.

Но с течением веков «лишние» секунды и минуты складывались в сутки, и к ХVI веку весеннее равноденствие, понемножку отступая, откочевало ровно на 10 дней назад – к 11 марта. По вычислениям Лилио, чтобы вернуть календарь к главной точке отсчета – Солнцу, необходимо было исключать из юлианского календаря один день через каждые 135 лет.

Но это неудобное число для расчетов, его также трудно запомнить, поэтому Лилио предложил изымать по трое суток каждые 400 лет, причем для «усекновения» брать их с тех високосных лет, которые завершают век, но за исключением веков, которые без остатка делятся на четыреста, например, 1600 год и 2000-й. Папа предписал 4 октября 1582 года считать пятнадцатым, так, что наш Ильич, как истинный юрист, исходил из прецедента.

Таким образом, весеннее равноденствие 1583 года заняло свое законное место – 21 марта, как и во времена Никейского собора. В ХVII веке разрыв между юлианским и григорианским календарем составил все те же десять дней (1600 делится на 400 без остатка), зато последующие три века разрыв увеличивался на один день и в ХХ веке составил уже 13 дней. Эти 13 дней остались и в ХХI веке, – опять же потому, что 2000 делится на 400 без остатка.

Первыми перешли на новый календарь католические Италия, Испания, Португалия и Франция, затем Голландия, Австрия, Польша и Венгрия. В протестантских Германии, Дании и Норвегии новый стиль приняли только в 1700 году. А вот англичане, где духовенство находилось в острой конфронтации с Ватиканом, новшеству сопротивлялись еще целых полвека, по поводу чего язвительный Вольтер не преминул съехидничать:

«По их мнению, лучше быть в разладе с Солнцем, чем в ладу с папой».
Новый год, кстати, в Англии отмечали 25 марта, в Благовещенье. Лишь в 1752 году после ожесточенных дебатов в парламенте было решено присоединиться «ко всем культурным странам Европы».

Англичане любят выпить и закусить не меньше русских, но они еще при этом любят и поерепениться, то есть, показать свою приверженность ценностям демократии, поэтому недовольные лондонцы устраивали демонстрации протеста и писали петиции, в которых требовали: «Верните нам наши три месяца». На фоне трех месяцев «пропажу» одиннадцати дней вообще не заметили. Особенно возмущались знатные дамы, которые справедливо решили, что постарели сразу на квартал. Вот так 1752 год в Англии оказался «конфузно коротким» – всего 271 день.

В отличие от «конфузно длинного» 46-го до нашей эры в Риме, когда Юлий Цезарь, растянул его на 460 дней и опять же волюнтарно, вопреки понтификам, то есть римским церковным (языческим, разумеется) иерархам, провел реформу календаря. Ему было проще. Помимо того, что он был объявлен пожизненным диктатором (то есть неограниченным главой государства), он еще и возглавлял понтификат в качестве Верховного жреца.

Видимо, и Русская Православная Церковь перейдет на новый стиль не раньше, чем Президент РФ станет по совместительству Патриархом Московским и всея Руси.

При наличии отсутствия

Тверже англичан оказались только русские. Даже греки – оплот православия, крестившие Русь, и те перешли на григорианский календарь, не нарушив при этом Никейский канон: не отмечать ни в коем случае христианскую Пасху одновременно с иудейской. Дело в том, что в григорианском календаре такой грех случается. Не часто, но бывает. В юлианском же никогда. Так вот, чтобы Церковь и народ не шагали вразнобой, чтобы Рождество не перескакивало через Новый год, хитроумные греки светский и церковный календари сделали григорианскими, а вот Пасху отмечают по-прежнему по-юлиански.

И действительно, поскольку праздник этот переходящий, он всю жизнь «кочевал». Никакого разнобоя в повседневную жизнь это обстоятельство не вносило, да и не могло внести, ибо Пасха Христова всегда отмечается в воскресный день, а когда это воскресенье будет — 8 апреля, как в нынешнем году, или 23-го, как в прошлом, – «не играет рояли».

В России о реформе заговорили уже в начале XIX века. В 1830 году созданный специально для этой цели Комитет Академии наук признал необходимым принять новый стиль. Однако министр просвещения князь Ливен в ответ на убедительные рекомендации не менее убедительно докладывал Николаю I: «Исправление календаря, несомненно, окажет вредное действие на неграмотных людей, может произвести нежелательные волнения и смущение умов». Император счел идеологические доводы князя убедительнее научных выводов академиков и доклад Комиссии высочайше похерил.

Вновь вернулись к проблеме спустя 60 лет, когда календарный анахронизм стал не просто культурным нонсенсом, но существенным тормозом в экономических связях с Европой. По инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева Русское астрономическое общество подготовило проект реформы, в котором, в частности, говорилось: «Юлианский календарь – языческий и христианство его вовсе не коснулось». Как, впрочем, и он христианства.

Пора уже и нам уяснить для себя, что юлианский календарь в такой же мере языческий, как григорианский – папский, католический. И тот, и другой к религии не имеют никакого отношения. Они есть продукт науки, именуемой астрономией, вот пусть астрономы и занимаются их усовершенствованием. И, тем не менее, на заседании календарной комиссии 2 марта 1900 года тогдашний президент Российской академии наук Великий князь Константин Романов заявил: «Если изменения календаря не найдет оправдания в узаконениях Церкви, то нашим желаниям суждено разбиться о вековечные её устои». Таки разбились…

Все еще впереди…

В настоящее время Новая эра завоевала весь мир, и только в религиозных календарях сохраняются древние традиции. Так, иудеи ведут отсчет от 3761 года до н. э., когда по их представлению состоялось Сотворение мира. Со свойственной им дотошностью (а когда, а сколько, а почему?) они докопались, что знаменательное событие произошло 7 октября в 5 часов 204 хлаким по Иерусалимскому времени. По московскому это выходит 6 октября в 11 часов 11 минут вечера, точнее, уже ночи. Кстати, христианские Великие Индиктионы отсчитывают именно от этого рубежа.

У мусульман эра начинается с 622 года, когда Мухаммад переселился из Мекки в Медину, у китайцев – 3980 лет назад и т. д. и т. д. А вот когда же на самом деле произошло то самое сакраментальное «сотворение мира» и как это выглядело, не знает никто: геологи определяют возраст Земли в несколько миллиардов лет.

Что же касается даты рождения Христа, то здесь нет точности даже в Его канонических жизнеописаниях – евангелиях. Так евангелист Матфей утверждает, что великое событие произошло в царствование Ирода Великого: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф.2:1). Царь Ирод, правивший Иудеей почти полвека, умер вскоре после весеннего затмения луны. Астрономы без особого труда вычислили, что оно произошло 13 марта 4 года … до Рождества Христова! В Евангелии же от Луки ни о каком избиении младенцев даже не упоминается, у него все происходило тихо, чинно и благопристойно: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус…».

Лука указывает совсем другую дату рождения Христа: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Л.2:1). Она же была произведена в 6 году н. э. первым прокуратором Иудеи Квиринием, когда римляне ликвидировали её самостоятельность и объявили одной из своих провинций (колоний). Если верить Луке, то 25 декабря 2000 года Иисусу Христу исполнилось не две тысячи лет, а всего 1995. Следовательно, столько же и нашей эре. Но, конечно же, никому не придет в голову, исходя из Евангелия от Матфея или от Луки, менять календари и всё летоисчисление, которое вошло в наши плоть и кровь.

Итак, позади январские новолетия, когда на протяжении трех недель мы трижды отмечали Новый год со всеми вытекающими (в буквальном смысле) последствиями: вино, водка, пиво, шампанское и прочее лились рекой, – дважды по-христиански (сначала по-новому, потом по-старому стилю), и 18 февраля — по-восточному. Начало Масленицы, 12 февраля, прошло незамеченным, потому как нынче она была необычно ранняя. В дохристианские языческие времена то был на Руси Новый год, и все его атрибуты (опять же, с вытекающими последствиями) имеют место быть в полном объеме.

4 марта правоверные иудеи отпраздноали свою Масленицу, которую они называют Пурим, а 25 марта наступил Новруз-Байрам – Новый год у мусульман, родной брат Масленицы, Пурима и европейских карнавалов, ибо все они происходят от одного прародителя – вавилонского 12-дневного празднования Новолетия.

Если вы запутались во всех этих новолетиях, не беда. Есть народная примета: если пьют и веселятся, значит, праздник. Так что, если где увидите, – присоединяйтесь, не раздумывая, раздумывать будете потом, потому что без поллитра тут не разобраться. Веселитесь на здоровье, но при этом обязательно помните завет мудрого индуса Джавахарлала Неру: «Пей, но только в меру…»

P.S. Если вы думаете, что по весне все кончится, то очень ошибаетесь. Осенью нас ждут очередные новые года: 14 сентября (1-го по старому стилю) наступит 7516 год – в этот день отмечает Новолетие Русская Православная Церковь, а 13 сентября свой 5768 год встретят иудеи. Но об этом мы поговорим осенью, потому что на сегодня, действительно, хватит. Иначе одной поллитрой уж точно не обойтись…

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru